СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему : «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет –технология (обслуживающий труд).

Раздел: рукоделие (плетение).

Тема урока: «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

   Класс: 8 –ой

                                                   «Предки должны надеяться на своих детей,

                                                    Дети должны гордиться своими предками».

                                                                 Ахмедхан Абу-Бакар.

                                                План-конспект урока.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Дать знания об осетинском плетении тесьмы «алдымбыд», как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с технологией плетения из 3-х и 5-ти нитей.

Познакомить с нетрадиционным использованием тесьмы «алдымбыд».

Задачи урока:

Обучающая:

  • пробудить интерес к культуре своего народа,

  • ознакомить с видами декоративно-прикладного искусства.

Развивающая:

  • формирование устойчивого интереса к предмету, творческого отношения к труду,

  • формирование интеллектуальных способностей учащихся,

  • развитие внимания и логического мышления.

Воспитательная:

  • формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах,

  • воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества.

Метод обучения:  информационно-сообщающий , объяснительный, инструктивно-практический.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Дидактический материал: иллюстрации, готовые изделия, презентация.

Материально-техническое обеспечение: образцы тесьмы «алдымбыд», нити ирис разных цветов, клей ПВА, клей МОМЕНТ-кристалл, надувные шары, большие иголки, ножницы, готовые «коконы» для ваз.

Общее время урока:  80 минут.

                                 План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Демонстрация изделий, показ презентации.

  4. Инструктаж по технике безопасности.

  5. Практический показ приемов работы.

  6. Практическая работа учащихся.

  7. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание.

                                      Ход урока:

 

1.Организационный момент.

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. – Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветные нити ирис, клей, ножницы, надувные шары разной формы, готовые «коконы»  

2. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

Ответы учащихся.

-Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития совершенного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества наших предков.

-А какие старинные виды рукоделия у осетин вы знаете?

Ответы учащихся.

-Сегодня мы продолжим знакомство с одним из прекрасных видов декоративно-прикладного искусства, со старинным осетинским рукоделием, плетение «алдымбыд» . Не все сегодняшние рукодельницы знакомы с искусством рукоделия наших предков и мы с вами  сегодня будем использовать секреты мастерства наших пробабушек.

3.Демонстрация изделий, показ презентации.

-На первый взгляд плетение может показаться легким занятием, но поверьте мне, это трудоемкое занятие, которое требует мастерства и терпения. Очень широкое применение находил в старину сплетенный на пальцах шнур или тесьма «алдымбыд». Этим шнуром выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д.

-Сейчас я вам покажу какие виды тесьмы применяли наши пробабушки (Демонстрация видов тесьмы).

-«Алдымбыд» плели из разных нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых - в зависимости от назначения и от материального достатка.

-Обратите внимание на цветовую гамму нитей: белый, желтый, красный, зеленый; есть серебряного цвета и золотого цвета. Серебряный или белый символизировало чистоту и строгость, золотой или желтый – солнце и достаток.

4.Инструктаж по технике безопасности.

5.Практический показ приемов работы.

- Сегодня мы с вами научимся плести тесьму (шнур) «алдымбыд» из 3-х и 5-ти петель. В зависимости от количества нитей он бывает круглым (из 3-х) или плоским(из 5-ти и 7-ми).

         Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 3-х петель

  1. Нарезаем 3 нити нужнойдлины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

  2. одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

  3. две другие петли — на указательный палец и средний палец левой руки,

  4. Работают пальцы правой руки. Руки надо держать ладонями вверх, пальцы полусогнуты.

  5. Свободный средний палец ввести в петлю, находящуюся на указательном пальце. Указательным пальцем не вынимая его из петли, подхватить петлю со среднего пальца левой руки движением снизу, протянуть сквозь левую петлю.

  6. Таким образом, на правой руке, где была только одна петля на указательном пальце, теперь оказалось две: на указательном и среднем, а на левой руке, где было две петли, осталась одна - на указательном пальце.

  7. Широко развести руки в стороны. Со стороны помощницы образуется угол – зев, который она подбивает пальцами правой руки, придавая нитям нужное положение.

  8. Далее эти движения повторяются до тех пор, пока тесьма не будет готова. В готовом виде тесьма имеет круглое сечение. Концы готовой тесьмы оформляются в зависимости от назначения.

          Технология осетинского плетения «алдымбыд»  из 5-ти петель 

  9. Нарезаем 5 нитей нужнойдлины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

  10. одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

  11. вторую петлю — на средний палец правой руки,

  12. а следующие три петли одеваем соответственно на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

  13. Положение рук такое же, как и при плетении из 3-х петель, т. е. ладони вверх, пальцы полусогнуты.

  14. Начинаем перебирать пальцами той руки, на которой меньше петель, т. е. правой.

  15. Продеваем безымянный палец в петлю, которая надета на соседний средний палец и снимаем ее со среднего пальца на безымянный

  16. Освободившийся средний палец продеваем в петлю, которая находится на указательном пальце, а указательным пальцем, не вынимая его из петли, подхватываем движением снизу петлю, находящуюся на безымянном пальце левой руки, протягиваем ее сквозь петлю указательного пальца правой руки.

  17. Одновременно петля с указательного пальца правой руки оказалась на среднем пальце, а на указательном осталась петля, снятая с безымянного пальца левой руки.

  18. Таким образом, положение петель поменялось: на правой руке теперь 3 петли, а на левой — две. Теперь широко разводим руки, а помощница подбивает угол.

  19. Далее повторяем те же движения попеременно то правой, то левой рукой.

  20. После каждого перебора нитей мастерица разводит руки, а помощница подбивает угол, придавая тесьме необходимую плотность.

    Физкультминутка.

    6. Практическая работа учащихся.

    Плетение тесьмы нитями из 3-х и 5-ти петель.

    --А как же в наше время? Где можно применить данный шнур?

    Ответы учащихся.

    -«Алдымбыд» можно применить также для закладок книг, завязок для волос, браслет и даже скакалок. «Золотным» шнуром «алдымбыд» украшают самые разные изделия: бархатные ожерелья, выполняют вышивку на одежде, головных уборах, обуви.

    -Сегодня мы тесьму применим для оформления декоративных ваз из папье-маше (из ниток), но сначала мы должны вспомнить технологию изготовления папье-маше из ниток.

    Возможные ответы учащихся по технологию изготовления коконов

  21. Надуем и хорошенько завяжем шарик.

  22. Приготовим рабочее место.

  23. Проколем флакон с клеем поближе к донышку и протянем нитку.

  24. Обматываем шарик не торопясь, пока сеточка «кокона» не станет частой.

  25. Обрежем нитку, кусочек оставим внутри флакона, чтобы не вытекал.

  26. Повесим заготовку сушиться, вымоем с мылом руки.

  27. Вымоем, вытрем насухо и уберём на место иглу и ножницы

  28. Просохший «кокон» берем и прокалываем ее иголкой в нескольких местах, чтобы извлечь шарик.

    -Чтобы иметь представление о том, как применить тесьму рассмотрим готовые образцы и еще раз обратимся к нашей презентации.

    Вот теперь мы можем фантазировать и украшать наши заготовки.

    Разрезаем кокон на две части, вырезаем узоры и оформляем края заготовки - обклеиваем тесьмой «алдымбыд».

    Можно сделать напольную декоративную вазу  из большого «кокона», при оформлении  использовать осетинский орнамент.

    7. Подведение итогов.

    И так, мы научились плести оригинальный шнур «алдымбыд».  Изготовили вазы для фруктов, конфет, для сухих цветов и со вкусом их оформили. Молодцы ребята!

     Если вы будете знать и применять искусство наших предков, а в будущем и передавать свой опыт, вы будете истинными гражданами, достойными и гармонично развитыми личностями.

    8. Домашнее задание.

    Ребята, давайте дома попробуйте применить приобретенные сегодняшние знания и сделать вазу с подставкой из папье-маше используя тесьму. Это вам домашнее задание.

                     Использованная литература.

    1. Залина Даурова. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Издательско-полиграфическое предприятие им. Гассиева. Владикавказ 2006.

    2. Материальная культура  осетин прошлого. www.osetians.com.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему : «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».»

МКОУ ООШ с. Иран Кировский р-он РСО-Алания





Открытый урок на тему : «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».





Автор разработки урока

Учитель технологии

Сиукаева Нэля Шаликоевна.

Предмет –технология (обслуживающий труд).

Раздел: рукоделие (плетение).

Тема урока: «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

Класс: 8 –ой

«Предки должны надеяться на своих детей,

Дети должны гордиться своими предками».

Ахмедхан Абу-Бакар.

План-конспект урока.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Дать знания об осетинском плетении тесьмы «алдымбыд», как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с технологией плетения из 3-х и 5-ти нитей.

Познакомить с нетрадиционным использованием тесьмы «алдымбыд».

Задачи урока:

Обучающая:

  • пробудить интерес к культуре своего народа,

  • ознакомить с видами декоративно-прикладного искусства.

Развивающая:

  • формирование устойчивого интереса к предмету, творческого отношения к труду,

  • формирование интеллектуальных способностей учащихся,

  • развитие внимания и логического мышления.

Воспитательная:

  • формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах,

  • воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества.

Метод обучения: информационно-сообщающий , объяснительный, инструктивно-практический.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Дидактический материал: иллюстрации, готовые изделия, презентация.

Материально-техническое обеспечение: образцы тесьмы «алдымбыд», нити ирис разных цветов, клей ПВА, клей МОМЕНТ-кристалл, надувные шары, большие иголки, ножницы, готовые «коконы» для ваз.

Общее время урока: 80 минут.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Демонстрация изделий, показ презентации.

  4. Инструктаж по технике безопасности.

  5. Практический показ приемов работы.

  6. Практическая работа учащихся.

  7. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание.

Ход урока:



1.Организационный момент.

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
– Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветные нити ирис, клей, ножницы, надувные шары разной формы, готовые «коконы»


2. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

Ответы учащихся.

-Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития совершенного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества наших предков.

-А какие старинные виды рукоделия у осетин вы знаете?

Ответы учащихся.

-Сегодня мы продолжим знакомство с одним из прекрасных видов декоративно-прикладного искусства, со старинным осетинским рукоделием, плетение «алдымбыд» . Не все сегодняшние рукодельницы знакомы с искусством рукоделия наших предков и мы с вами сегодня будем использовать секреты мастерства наших пробабушек.

3.Демонстрация изделий, показ презентации.

-На первый взгляд плетение может показаться легким занятием, но поверьте мне, это трудоемкое занятие, которое требует мастерства и терпения. Очень широкое применение находил в старину сплетенный на пальцах шнур или тесьма «алдымбыд». Этим шнуром выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д.

-Сейчас я вам покажу какие виды тесьмы применяли наши пробабушки (Демонстрация видов тесьмы).

-«Алдымбыд» плели из разных нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых - в зависимости от назначения и от материального достатка.

-Обратите внимание на цветовую гамму нитей: белый, желтый, красный, зеленый; есть серебряного цвета и золотого цвета. Серебряный или белый символизировало чистоту и строгость, золотой или желтый – солнце и достаток.

4.Инструктаж по технике безопасности.

5.Практический показ приемов работы.

- Сегодня мы с вами научимся плести тесьму (шнур) «алдымбыд» из 3-х и 5-ти петель. В зависимости от количества нитей он бывает круглым (из 3-х) или плоским(из 5-ти и 7-ми).

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 3-х петель

  • Нарезаем 3 нити нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

  • одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

  • две другие петли — на указательный палец и средний палец левой руки,

  • Работают пальцы правой руки. Руки надо держать ладонями вверх, пальцы полусогнуты.

  • Свободный средний палец ввести в петлю, находящуюся на указательном пальце. Указательным пальцем не вынимая его из петли, подхватить петлю со среднего пальца левой руки движением снизу, протянуть сквозь левую петлю.

  • Таким образом, на правой руке, где была только одна петля на указательном пальце, теперь оказалось две: на указательном и среднем, а на левой руке, где было две петли, осталась одна - на указательном пальце.

  • Широко развести руки в стороны. Со стороны помощницы образуется угол – зев, который она подбивает пальцами правой руки, придавая нитям нужное положение.

  • Далее эти движения повторяются до тех пор, пока тесьма не будет готова. В готовом виде тесьма имеет круглое сечение. Концы готовой тесьмы оформляются в зависимости от назначения.

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 5-ти петель

  • Нарезаем 5 нитей нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

  • одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

  • вторую петлю — на средний палец правой руки,

  • а следующие три петли одеваем соответственно на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

  • Положение рук такое же, как и при плетении из 3-х петель, т. е. ладони вверх, пальцы полусогнуты.

  • Начинаем перебирать пальцами той руки, на которой меньше петель, т. е. правой.

  • Продеваем безымянный палец в петлю, которая надета на соседний средний палец и снимаем ее со среднего пальца на безымянный

  • Освободившийся средний палец продеваем в петлю, которая находится на указательном пальце, а указательным пальцем, не вынимая его из петли, подхватываем движением снизу петлю, находящуюся на безымянном пальце левой руки, протягиваем ее сквозь петлю указательного пальца правой руки.

  • Одновременно петля с указательного пальца правой руки оказалась на среднем пальце, а на указательном осталась петля, снятая с безымянного пальца левой руки.

  • Таким образом, положение петель поменялось: на правой руке теперь 3 петли, а на левой — две. Теперь широко разводим руки, а помощница подбивает угол.

  • Далее повторяем те же движения попеременно то правой, то левой рукой.

  • После каждого перебора нитей мастерица разводит руки, а помощница подбивает угол, придавая тесьме необходимую плотность.

Физкультминутка.

6. Практическая работа учащихся.

Плетение тесьмы нитями из 3-х и 5-ти петель.

--А как же в наше время? Где можно применить данный шнур?

Ответы учащихся.

-«Алдымбыд» можно применить также для закладок книг, завязок для волос, браслет и даже скакалок. «Золотным» шнуром «алдымбыд» украшают самые разные изделия: бархатные ожерелья, выполняют вышивку на одежде, головных уборах, обуви.

-Сегодня мы тесьму применим для оформления декоративных ваз из папье-маше (из ниток), но сначала мы должны вспомнить технологию изготовления папье-маше из ниток.

Возможные ответы учащихся по технологию изготовления коконов

  • Надуем и хорошенько завяжем шарик.

  • Приготовим рабочее место.

  • Проколем флакон с клеем поближе к донышку и протянем нитку.

  • Обматываем шарик не торопясь, пока сеточка «кокона» не станет частой.

  • Обрежем нитку, кусочек оставим внутри флакона, чтобы не вытекал.

  • Повесим заготовку сушиться, вымоем с мылом руки.

  • Вымоем, вытрем насухо и уберём на место иглу и ножницы

  • Просохший «кокон» берем и прокалываем ее иголкой в нескольких местах, чтобы извлечь шарик.

-Чтобы иметь представление о том, как применить тесьму рассмотрим готовые образцы и еще раз обратимся к нашей презентации.

Вот теперь мы можем фантазировать и украшать наши заготовки.

Разрезаем кокон на две части, вырезаем узоры и оформляем края заготовки - обклеиваем тесьмой «алдымбыд».

Можно сделать напольную декоративную вазу из большого «кокона», при оформлении использовать осетинский орнамент.

7. Подведение итогов.

И так, мы научились плести оригинальный шнур «алдымбыд». Изготовили вазы для фруктов, конфет, для сухих цветов и со вкусом их оформили. Молодцы ребята!

Если вы будете знать и применять искусство наших предков, а в будущем и передавать свой опыт, вы будете истинными гражданами, достойными и гармонично развитыми личностями.

8. Домашнее задание.

Ребята, давайте дома попробуйте применить приобретенные сегодняшние знания и сделать вазу с подставкой из папье-маше используя тесьму. Это вам домашнее задание.

Использованная литература.

1. Залина Даурова. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Издательско-полиграфическое предприятие им. Гассиева. Владикавказ 2006.

2. Материальная культура осетин прошлого. www.osetians.com.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!