СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Возникновение Великого Шёлкового пути и его историческое значение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока для раскрытия темы Великий Шёлковый путь.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение ВШП и его историческое значение»

Предмет: история Казахстана Дата __________________

Тема: «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Цель: раскрыть роль Великого Шелкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования; причины быстрого роста и расцвета культуры городов Южного Казахстана и Жетысу, на складывание культурных, религиозных связей.

Задачи:

Образовательная: Знать предпосылки возникновения ВШП, раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования; раскрыть причины быстрого роста и расцвета культуры городов Южного Казахстана и Жетысу; объяснить влияние пути на социально-экономическое положение Казахстана, на складывание культурных, религиозных и международных отношений; повторить и закрепить понятия "Великий Шелковый путь", "хозяйство", "культура", "религия", "археология".

Развивающая: развивать творческую активность учащихся, аналитические способности; формировать умения работать с учебником и дополнительными источниками информации, исторической картой; развивать умения работать с различными видами тестов, работать в группе.

Воспитательная: воспитывать чувства гражданственности, интерес к истории своей Родины, содействовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Методы урока: устное изложение, ролевые игры, работа с картой, вопросы-ответы, работа с текстом учебника.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: интерактивная доска, карта "ВШП", учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Понятия: Великий Шелковый путь, хозяйство, культура, религия, археология.

План урока:

  1. История появления Великого Шелкового пути.

  2. Влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства.

  3. Влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры.

  4. Историческое значение Великого Шелкового пути для развития международных отношений.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, гости нашего урока! Разрешите представиться – я учитель истории Хамзина Разида Галиуллиновна.

  1. Актуализация знаний: (Объявление темы, целей, плана урока)

  2. На интерактивной доске нарисован круг. Центр круга закрыт рисунком с изображением каравана. Рисунок закрывает тему урока "ВШП". Вокруг круга размещаются таблички с понятиями археология, ремесло, торговля, город, культура, памятники культуры, межгосударственные отношения.

  3. Составление ассоциаций (схема).

Задания классу:

  1. Дать определение понятий, записанных на доске.

  2. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и сделайте вывод о том, что может объединить все эти понятия и иллюстрацию.



(Снимается иллюстрация и открывается тема урока «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение») (слайд №1)



Учитель: Великий Шёлковый путь - это система караванных дорог, которые в древности и Средневековье пересекали Евразию от Средиземноморья до Китая и служили истоками возникновения и развития торговых и культурных связей народов, государств, регионов, находившихся в зоне этого пути. Словосочетание Великий Шелковый путь появилось на свет в 1877 году благодаря немецкому историку и географу К. Рихтгофену, который написал книгу «Китай». А мы с вами давайте попробуем вместе составить вопросы, на которые будем искать ответ в течение всего урока.
Ответы учащихся:

-ЧТО такое ВШП?

-ГДЕ начинался ВШП?

-КОГДА возник? КОГДА перестал функционировать?

-КАК долго функционировал?

-ЧЕМ торговали купцы?

-КАКОВА роль ВШП? КАКОВА общая протяжённость ВШП?

Объявление цели урока: (для учащихся) раскрыть роль и историческое значение ВШП в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования (слайд №2).


Учитель: Итак, чтобы ответить на эти вопросы и достичь поставленной цели урока мы отправляемся в экспедицию по Великому Шёлковому пути.

А для этого создадим группы:

1) летописцы, 2) купцы, 3) горожане, 4) археологи
Каждый учащийся получает заглавную букву из названия группы и формирует группу для работы на уроке – Л, К, Г, А

Но для начала я перед вами хочу поставить проблемный вопрос, над которым вам нужно будет подумать в течение урока.

Проблемное задание: «Какое значение имеет изучение Великого Шелкового пути в наши дни?» (Слайд №3)

Каждая группа получает карточку с вопросами, которые требуют ответа в групповой работе.


1 группа «Летописцы»


  1. Объясните, что означает название Великий Шелковый путь.

  2. Какие имеются сведения о его появлении?

  3. Когда шелк стал известен всей Евразии?

  4. С какого времени возник Великий Шелковый путь?

  5. Где брал начало Великий Шелковый путь?

  6. Какова общая протяженность Великого Шелкового пути?

(Слайд № 4 -5)

ЛЕГЕНДЫ:

1. По одной из версии открытие шелка при​писывают четырнадцатилетней императрице суп​руге легендарного Желтого Владыки Владычице Су-Лииг Лао-тсу. Во время чаепития под тутовым деревом кокон шелкопряда случайно упал ей в чаш​ку Обнаружив червячка девушка раскрыла его секрет. Легенда гласит что именно она приказала разводить тутовых шелкопрядов. Пишут что секрет шелка очень тщательно охранялся пока в 140 году до н. э. о нем не узнали в королевстве Хотан на Тибете Это случилось когда китайская принцесса, ставшая позднее супругой принца Хотана провезла контрабандой в своем головном уборе яйца тутовых шелкопрядов.

 

2. Другая легенда гласит, что примерно в 550 году н. э. византийский император Юстиниан послал в Хотан двоих персидских монахов (сейчас это горо​док в провинции Синьцзян —Уйгурском автономном районе на западе Китая) выведать секрет этой новой таинственной ткани. Монахи вернулись с семена​ми шелковицы, а позднее несколько шелкопрядов были найдены в бамбуковой палке, которую они тайно провезли в Японию через Корею. Император Юстиниан в свою очередь попытался сохранить секрет шелка, но к IX веку н. э. известие о нем и спо​собе его получения достигло Европы. Впоследствии историки нарекли путь, по которому торговцы пере​возили шелк на Запад Шелковым путем.


Оцените работу группы поднятием сигнальных карточек (светофор)


Красный цвет – 5 баллов

Зеленый цвет- 4 балла

Желтый цвет – 3 балла

Вставьте вместо пропусков: 1.«Своё начало Великий Шелковый путь брал из районов в долине реки _______________ в Китае. Он пролегал через западную часть ___________________________ стены и по реке __________ доходил до озёра __________________.

(За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 жетон)


2 группа «Купцы»

  1. В результате чего Великий Шелковый путь достиг своего расцвета?

  2. Какие товары выставлялись для международной торговли?

3.Какими товарами торговали жители Востока и Средней Азии, селившиеся вдоль Шёлкового пути?
 4. Какие товары пользовались спросом у жителей Средиземноморья и Европы?
 5. Какие товары везли в Китай?

(Слайд № 6-7)

Оцените утверждение:

1.«Великий Шёлковый путь связывал воедино жизнь и быт многих регионов, различных народов, населявших их: А) верно, В) неверно ».
2. Своего расцвета путь достиг в результате развития торговых связей Китая и Японии.

3.Знаменитые породистые лошади на торговлю выставлялись из Средней Азии.

4. Из западных стран доставлялись слоны, носороги, барсы, львы, декоративные птицы.


3 группа «Археологи»:
1. Почему производство шёлка держалось в тайне?
2. Наиболее дальний пункт торговли шелком?
3. Кто составил конкуренцию Китаю в производстве шёлковой ткани?
4. Как повлияла международная торговля на развитие ремесла и хозяйства?

  1. Какие археологические находки подтверждают наши выводы?

(Слайд № 8-9)

Ответьте на вопросы:

  1. Какой документ подтверждает, что Нара самый дальний пункт торговли?

  2. Благодаря развитию торговли вдоль ВШП, стало развиваться во всем мире?



4 группа «Горожане»

1. Что воспитывали у покупателей изящно изготовленные и красиво отделанные предметы и вещи?

2. Какие византийские изделия были найдены при раскопках в Таразе?
3. Как Великий Шёлковый путь повлиял на развитие музыкального искусства?
4. О чём говорят найденные археологами руины мечетей, храмов, жертвенных мест?
 5. Какие религии были привнесены на территорию Казахстана вследствие развития Великого Шелкового пути?

(Слайд № 10-11)




Закончите предложения:

  1. Серебряные вазы и кувшины, изготовлены знаменитыми мастерами _____(Византии)

  2. В Тлагаре, Испиджабе, Отраре найдена красивая посуда, сделанная из ___________ (китайского фарфора)


Слово учителя:

У нас сформировалась ещё одна команда – это историки. Поэтому как историки мы все должны ответить на вопрос: В чем же историческое значение Великого Шелкового пути? (Слайд №18).

  1. Чему, помимо торговых связей, способствовал ВШП (дипломатическим отношениям между Западом и Востоком)

2. Что сделал китайский император У-Ди (отправил посланников в западные страны в 138 г.)
3. Когда были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией (568 г.)
4. Против кого был заключен договор этими странами (Персии)

5.К чему привело установление дипломатических межгосударственных отношений? (к расширению торговли).
6. В чем важное историческое значение ВШП (укрепление политических отношений между государствами)

(Слайд № 12)

Учитель: А теперь я предлагаю одну из членов команд выполнить работу по карточке.

Итог по карточке пойдет и в личный зачет, и в общекомандную копилку.



Маршрутная карта: Великий Шелковый Путь.


7 класс История Казахстана


  1. Почему ПУТЬ получил такое название?

_1_________________________________________________

__2________________________________________________

__3___________________________________________________

Поздравляю! Ты заработал 3 балла!!

2.Секрет на весь свет?

-почему скрывали производство шелка?

_____________________________________________________

- как перевозили «контрабанду»?

___1__________________________________________________

___2_________________________________________________

3 балла твои!!!



3.Страны -конкуренты?_____________________________________________

_____________________________________________

  1. Балла за задание (у-упс!!).



4.Какой товар можно было купить на ВШП?

*Находки Тараза?_________________ из _________________.

*В Талгаре и Испиджабе нашли _________________ из ________________.

*При раскопках памятников на ВШП, найдены ______________ из ______________

*Великий Шелковый путь влиял ещё:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Еще «пятерочка» за знания.




Всего можно набрать: 14 баллов. 13-14 баллов- 5 (отлично!), 12-11 баллов-4 (здорово!), 10-9 баллов- 3 (у тебя все получится!), 8 и ниже - (старайся !!!).







Формулирование вывода. (Слайд № 19) Вывод: Благодаря развитию торговли вдоль Великого Шёлкового пути и во всём мире стали развиваться шелководство, ткацкое производство и различные виды ремёсел, появлялись и развивались новые города, крепли международные дипломатические, экономические, культурные связи, распространялись различные религиозные верования, развивалось искусство.



Ответ на проблемное задание: (слайд № 13)
В настоящее время ведётся комплексное международное исследование Великого Шёлкового пути. Обращение мировой науки к изучению Великого Шелкового пу¬ти - это поистине отсчет времени назад, в глубь веков, попытка проследить вехи истории и «смену поколений».Кроме того, изучение Великого Шёлкового пути призвано поддержать сотрудни¬чество, научное и культурное, между учеными стран, входивших ког¬да-то в регионы влияния древнего пути. Наиболее полная оценка стоящих перед исследователями задач была дана Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором: «Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, предоставлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможности взаимного обогащения выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования Шелкового пути - содействовать тому, чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, воспользовались имеющей историческое значение возможностью взаимопонимания, общения и взаимного обогащения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути ».
V. Рефлексия: (слайд № 20).

 1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
 6. теперь я могу…
7. Я смог …….

8.Мне захотелось

Заполнение оценочных листов.
V. Домашнее задание: (Слайд №21)
 1. Параграф 14 –прочитать, проработать вопросы стр.79

  1. Поработать с контурной картой.

















1 группа «Летописцы»


  1. Объясните, что означает название Великий Шелковый путь.

  2. Какие имеются сведения о его появлении?

  3. Когда шелк стал известен всей Евразии?

  4. С какого времени возник Великий Шелковый путь?

  5. Где брал начало Великий Шелковый путь?

  6. Какова общая протяженность Великого Шелкового пути?



ЛЕГЕНДЫ:

1. По одной из версии открытие шелка при​писывают четырнадцатилетней императрице суп​руге легендарного Желтого Владыки Владычице Су-Лииг Лао-тсу. Во время чаепития под тутовым деревом кокон шелкопряда случайно упал ей в чаш​ку Обнаружив червячка девушка раскрыла его секрет. Легенда гласит что именно она приказала разводить тутовых шелкопрядов. Пишут что секрет шелка очень тщательно охранялся пока в 140 году до н. э. о нем не узнали в королевстве Хотан на Тибете Это случилось когда китайская принцесса, ставшая позднее супругой принца Хотана провезла контрабандой в своем головном уборе яйца тутовых шелкопрядов.

 







2. Другая легенда гласит, что примерно в 550 году н. э. византийский император Юстиниан послал в Хотан двоих персидских монахов (сейчас это горо​док в провинции Синьцзян —Уйгурском автономном районе на западе Китая) выведать секрет этой новой таинственной ткани. Монахи вернулись с семена​ми шелковицы, а позднее несколько шелкопрядов были найдены в бамбуковой палке, которую они тайно провезли в Японию через Корею. Император Юстиниан в свою очередь попытался сохранить секрет шелка, но к IX веку н. э. известие о нем и спо​собе его получения достигло Европы. Впоследствии историки нарекли путь, по которому торговцы пере​возили шелк на Запад Шелковым путем.














2 группа «Купцы»


  1. В результате чего Великий Шелковый путь достиг своего расцвета?

  2. Какие товары выставлялись для международной торговли?

3.Какими товарами торговали жители Востока и Средней Азии, селившиеся вдоль Шёлкового пути?
 4. Какие товары пользовались спросом у жителей Средиземноморья и Европы?
 5. Какие товары везли в Китай?











3 группа «Археологи»:


1. Почему производство шёлка держалось в тайне?
2. Наиболее дальний пункт торговли шелком?
3. Кто составил конкуренцию Китаю в производстве шёлковой ткани?
4. Как повлияла международная торговля на развитие ремесла и хозяйства?

  1. Какие археологические находки подтверждают наши выводы?










4 группа «Горожане»


1. Что воспитывали у покупателей изящно изготовленные и красиво отделанные предметы и вещи?

2. Какие византийские изделия были найдены при раскопках в Таразе?
3. Как Великий Шёлковый путь повлиял на развитие музыкального искусства?
4. О чём говорят найденные археологами руины мечетей, храмов, жертвенных мест?
 5. Какие религии были привнесены на территорию Казахстана вследствие развития Великого Шелкового пути?





































































Оценочный лист по теме «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Группа «ЛЕТОПИСЦЫ»



Состав группы

Баллы соперников за работу группы

Баллы за ответы на вопросы после ответов команд

(одна фишка – 1 балл)

Общий балл за маршрутную карту

Самооценка

Общий итог

















































Оценочный лист по теме «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Группа «ГОРОЖАНЕ»





Состав группы

Баллы соперников за работу группы

Баллы за ответы на вопросы после ответов команд

(1 фишка – 1 балл)

Общий балл за маршрутную карту

Самооценка

Общий итог











































Оценочный лист по теме «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Группа «АРХЕОЛОГИ»



Состав группы

Баллы соперников за работу группы

Баллы за ответы на вопросы после ответов команд

(1 фишка – 1 балл)

Общий балл за маршрутную карту

Самооценка

Общий итог

















































Оценочный лист по теме «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Группа «КУПЦЫ»



Состав группы

Баллы соперников за работу группы

Баллы за ответы на вопросы после ответов команд

(1 фишка – 1балл)

Общий балл за маршрутную карту

Самооценка

Общий итог



































Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист по теме»

Оценочный лист по теме «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Группа «ЛЕТОПИСЦЫ»



Состав группы

Баллы соперников за работу группы

Баллы за ответы на вопросы после ответов команд

(одна фишка – 1 балл)

Общий балл за маршрутную карту

Самооценка

Общий итог

















































Оценочный лист по теме «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Группа «ГОРОЖАНЕ»





Состав группы

Баллы соперников за работу группы

Баллы за ответы на вопросы после ответов команд

(1 фишка – 1 балл)

Общий балл за маршрутную карту

Самооценка

Общий итог











































Оценочный лист по теме «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Группа «АРХЕОЛОГИ»



Состав группы

Баллы соперников за работу группы

Баллы за ответы на вопросы после ответов команд

(1 фишка – 1 балл)

Общий балл за маршрутную карту

Самооценка

Общий итог

















































Оценочный лист по теме «Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение»

Группа «КУПЦЫ»



Состав группы

Баллы соперников за работу группы

Баллы за ответы на вопросы после ответов команд

(1 фишка – 1балл)

Общий балл за маршрутную карту

Самооценка

Общий итог