СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Наречие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок «Наречие как часть речи»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Наречие как часть речи»»

Открытый урок «Наречие как часть речи»

Гордиенко Антонида Михайловна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: объяснения нового материала.

Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

образовательная:

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;

  • формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

воспитательная:

  • воспитывать интерес к изучению предмета.

Программные требования

  • Планируемые образовательные результаты:

  • Ученик по окончании изучения данной темы:

  • Личностные результаты

  • Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

  • развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

  • проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.

  • Метапредметные результаты

  • Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

  • Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.

  • Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

  • - анализирует уровень своих знаний и способностей;

  • - обнаруживает и формулирует проблему;

  • - планирует способы решения возникших проблем;

  • - формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

  • - умеет слушать и слышать собеседника;

  • - выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

  • - -переживает за успех учащихся.

  • Предметные результаты

  • - умеет находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль

  • - формулирует правило правописания наречий

  • - применяет правило правописания при решении лингвистических задач;

  • - объясняет выбор написания .

  • Технология обучения:

  • Технология урока на деятельностной основе

  • Информационно-коммуникационные технологии

Оборудование:

  • раздаточный материал;

  • компьютерный тренажер по русскому языку “Фраза”;

  • презентация  Power Point;

  • мультимедийный проектор;

  • доска.

Ход урока

I.Организационный момент. Слайд 1.

1. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Хочу начать урок словами Конфуция:

«Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт.»

- Какой путь выбираете вы? (Размышление)

Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.

II. Объяснение нового материала.

- А мы продолжаем урок.

1. Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

 

(Внутри)

(Рядом)

На доске записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…

- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”.

- Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока, учитывая, что он первый в череде уроков по этой теме?

- Правильно, сегодня мы рассмотрим тему «Наречие как часть речи».

- Какие цели вы поставите перед собой? (Научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями).

(Слайд 2, запись темы).

Презентация

(Раздаётся стук в дверь).

2. Выступление мальчика в роли наречия. (Слайд 3).

- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?

- Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?

- Нет, дополнительную информацию вы получите, выполнив прилежно эти задания. (Отдает задания на карточках в конверте).

3. Слайд 4.

Итак, кто хочет включиться в исследовательскую работу?

1 ученик работает у доски, читает задание на карточке.

Карточка № 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?

- К каким частям речи может относиться наречие?

Вывод. (Слайд 5) Правильно. Таким образом, наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).

Следующее задание от господина Наречие.

Карточка № 2. Подчеркните наречие как член предложения. 1 ученик у доски.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие. (Слайд 5)

Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие? (Слайд 5).

Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит? (Слайд 5).

В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.

- Исследовательская работа отняла много сил.

Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Изучать характер мой.

- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их.

- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки?

IV. Закрепление материала.

- А зачем нам нужны наречия?

- Давайте попробуем оживить данный текст.

Творческое задание.

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду 7.

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

Замените фразеологизмы наречиями.

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно





Выполним морфемный разбор наречий: тихо, сгоряча, шёпотом, направо.

(Наречия заранее записаны на обратной стороне доски)

(У доски работает ученик)

- А теперь найдите в раздаточном материале предложения, с которыми нам предстоит работать.

1. Зимнее царство необычайно , спокойно и величественно. (на доске)

2. Посреди поляны вел̣иче̣стве̣нно возвышался нео̣быч̣айно красивый в своих сверкающих одеждах дуб, он спо̣кой̣но и тор̣жес̣твен̣но оглядывал залитую солнцем поляну. (на экране)

VII. Подведение итогов. Учащиеся делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. Формулируют выводы урока.

- Давайте вспомним, что называется наречием?

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство)

VIII. Рефлексия.

Урок прошел …, …, ….

- Насколько оправдались ваши ожидания?

- Что нового для себя узнали?

- Нужны ли нам знания о наречиях?

IX. Домашнее задание.

1) Выучить правило.

2) Написать лингвистическую сказку или упр.224


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!