СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок областного конкурса "Я в педагогике нашел свое призвание" 2019 год, Калуга

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 8 классе по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений". В стуктуру урока включены различные виды деятельности:практикум, игровые моменты, задания на развитие смыслового чтения,развитие логического мышления, местныйматериал.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок областного конкурса "Я в педагогике нашел свое призвание" 2019 год, Калуга»

Открытый урок по химии в 8 классе

Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Цель урока:

Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.

  1. Задачи урока:

образовательная: обобщить знания об основных классах неорганических веществ. Показать, что на основе классификации устанавливаются связи между различными классами неорганических веществ;

сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде;

рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов;

развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам классов неорганических веществ и составлению химических уравнений; продолжить формирование у учащихся логического мышления, умения самостоятельно составлять химические уравнения;

развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;

развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;

воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

5. Методы и методические приемы: групповая работа с различными заданиями. формул; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с текстами, беседа, составление генетических рядов.

6. Форма обучения: работа в группах, соревнование.



ХОД УРОКА

Формируемые УУД

Предметные:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.

  2. Сформировать умения составлять генетические ряды разных видов.

  3. Сформировать умение проводить лабораторные опыты, подтверждающие свойства веществ.

Метапредметные:

  1. Развивать интерес учащихся к науке химия.

  2. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

  3. Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

  4. Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.

Коммуникативные:

    1. Формировать умение вести диалог, работать в группе при выполнении заданий.

    2. Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки разных соединений, карточки с заданиями, приложения, коллекция минералов, мультимедийная установка, слайды, лабораторное оборудование.



Ход урока:

1.Организационный этап

При входе в кабинет проводится жеребьевка учащихся для разделения на 4 команды: воздух, вода, огонь и земля.

2.Актуализация знаний

Приветствие учащихся.

Урок с вами сегодня проведу я, меня зовут - Жукова Наталия Геннадьевна. Я с радостью согласилась провести урок в незнакомом классе и надеюсь, что вы с урока уйдёте с хорошим настроением.

Сегодня вы будете оценивать себя сами, чтобы оценка была объективной, я предлагаю по ходу урока заполнить портфель достижений. Обратите внимание на то, что сегодня вы выполняете задания из маршрутного листа урока, которые вам будут предложены, баллы за эти задания вы будете фиксировать в баллы, а в конце урока, суммируя все баллы, вы поставите себе оценку. Дополнительные баллы помогут улучшить вам ваш результат. На уроке работаем в группах, выполняем различные задания и обучаемся и соревнуемся в команде.

Начать урок я хочу со слов Карнеги:

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем.

1. Химия очень интересная наука, все вокруг нас связано с химией, поэтому мы должны изучать химию.

- Что изучает химия?

- Что называют веществом?

- Какие классы неорганических веществ вам известны?

Предлагаю вспомнить классификацию неорганических веществ.

3. Давайте поработаем с классами неорганических соединений, вспомним фамилии русских ученых. На это задание вам дается 5 минут. За правильный ответ каждая команда получит 3 балла.

Приложение 1

Отгадай ученого:Менделеев Д.И.

Формулы

веществ

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

K 2O

М

А

Р

Ж

H 2CO 3

С

Е

Э

П

N 2O 5

Н

З

И

Я

CuSO4

Т

А

Б

Д

Ca(OH) 2

К

Т

Е

И

Fe(NO 3) 3

У

Ш

В

Л

CaO

Е

Р

Г

К

H 3PO 4

Л

Е

С

В

NaCl

Ф

Г

Х

В



Отгадай ученого: Ломоносов М.В.

Формулы

веществ

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

CO 2

Л

Ц

Ч

Ф

Cu ( OH) 2

Н

Ф

О

А

Ca Cl 2

И

В

Б

М

HNO 3

Б

О

М

К

MgO

Н

Ж

Е

Ц

H 2SO 4

З

О

Я

Т

Fe S

Е

Л

П

С

Na 2 CO 3

А

П

Х

О

LiOH

Д

Н

В

Г

Отгадай ученого: Бутлеров М.А.

Формулы

веществ

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

Mg (OH) 2

А

Ц

Б

Ф

H 2SO 3

Д

У

Е

Г

Na 2SiO3

Ж

Ч

Ж

Т

CO 2

Л

М

Б

У

KOH

З

И

Е

Д

Ca Cl 2

Х

Ш

С

Р

H 2CO 3

Ш

О

М

И

N O 2

В

Н

Я

К

Отгадай ученого: Лебедев С.В.

Формулы

веществ

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

K2 S

А

М

Ф

Л

Fe 3O4

Е

Б

Д

Ц

Ca(OH)2

М

Ю

Б

Ж

Ca Cl 2

Т

Ш

А

Е

H NO 3

Б

Д

Т

П

SO 2

Е

О

М

Р

H3 PO4

К

В

Х

О

Ученые Ломоносов М.В., Менделеев Д.И., Бутлеров М.А., Лебедев С.В.- внесли огромный вклад в развитие химии, поэтому их жизненныйпуть, вдохновляющийпример для нас.

Работа в группе с таблицами. Озвучивание результатов.

4. Химия – наука экспериментальная. Давайте проведем небольшой химический эксперимент и запишем результаты проведенного эксперимента. Каждая группа получает свое задание.

Так как вы сейчас будете работать с веществами, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с веществами. Работаем осторожно, с небольшими порциями вещества.

1. Различить с помощью индикатора соляную кислоту и щелочь (гидроксид натрия).

2. .Различить с помощью индикатора соляную кислоту и раствор хлорида цинка.

3. Провести и записать взаимодействие оксида кальция и соляной кислоты.

4. Провести и записать взамодействие гидроксида кальция и соляной кислоты.

Ученики проводят эксперимент. Записывают химические уравнения.

Проводим оценивание. Максимум 3 балла за проведенный эксперимент и запись химического уравнения.

Итак, делаем выводы, из разных соединений кальция мы получили одинаковый продукт химической реакции. Это хлорид кальция.

- К какому классу соединений относится это вещество? (соль)

- Из каких исходных продуктов его получили? (У нас были оксид и гидроксид кальция)

- А из кальция можно получить данную соль? (да, при взаимодействии кальция и газообразного хлора).

5.Давайте, используя эти формулы распределим соединения кальция в один ряд от более простых к сложным.

Ca → Ca O →Ca (OH) 2 →CaCL2

Получили следующий ряд.

- Данные вещества связаны друг с другом?(да, связаны)

-Что общее в этом ряду?(общий металл)

-Чем отличаются данные формулы? (разные классы)

-Есть ли связь между ними? (да, есть)

Делаем выводы:здесь имеется связь, которая присутствует между родственными группами неорганических соединений.

Давайте посмотрим на слайд, где дано определение слова «Генезис».

ГЕНЕЗИС

(от греч. genesis – происхождение, возникновение) – в широком смысле рассматривается как момент зарождения и последующий процесс развития. Первоначально термин «Г.» появился в древнегреческой мифологии.

-Как будет называться такая связь? (генетическая).

3. Этап открытия новых знаний

И так, тема нашего урока: «Генетическая связь неорганических веществ».

Запишите тему в тетрадь.

Давайте сформулируем цель нашего урока:

Сформировать представление о генетической связи

Задачи:

  1. Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.

  2. Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.

  3. Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

В учебнике на стр. 259 . Найдите определение и запишите в маршрутный лист.

1.Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения.

2.Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл


Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:


  1. Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.

  2. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам (т.е. отражать разные формы существования химического элемента)

  3. Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.


3. Взаимную связь между классами неорганических веществ можно изобразить с помощью следующей схемы. Существует генетический ряд металла и генетический ряд неметалла.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основныйоксид→щёлочь→соль

Например, K→K2O→KOH→K3PO4

Записываем данный пример.

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

Даем комментарии. Чем они отличаются друг от друга. Ответы учеников (начинается с Ме и им заканчивается).

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P2O5→H3PO4→K3PO4

Записываем данный пример. Называем формулы полученных веществ. Составим химические уравнения данных реакций.

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→

кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si

Итак, мы проделали большую работу.

4. Чтобы оставаться активными проведем физкультминутку.

SO2 – встать пора,

K2SO4 – руки вытянули шире!!!

NaCLи KBr – голова идет кругом.

Потянулись, улыбнулись и к занятиям вернулись.

H2SnCl6 – тихо сесть.

S8 - лень отбросим.

5. Как много формул мы с вами сегодня вспомнили. Существует большое количество сложных веществ, которые относятся к разным классам химических соединений и являются природными ископаемыми. Давайте посмотрим на карту природных месторождений Калужской области. Какие полезные ископаемые есть в нашей области?

Всем известные полезные ископаемые Калужской области связаны с осадочными породами. Некоторые из них, как, например, строительные пески, бурый уголь, известняковый камень известны еще с позапрошлого века и считаются традиционными для этих мест. Так же имеются полезные ископаемые каменная соль, фосфориты, торф, гипс, глины.

6. Давайте узнаем некоторые интересные сведения об этих минералах. Каждой группе дается текст, в котором есть описание свойств вещества из коробочки. Задание состоит в том, что надо узнать, о каком соединении идет речь. Максимум за это задание баллов 5 баллов.А когда определим нужное вещество откроем коробочки и посмотрим на данные минералы. Приложение 2.

Известняк

Соединение АБВ 3 в природе встречается в виде ряда минералов, часть из которых используется для декорирования помещений. Входя в состав яичной скорлупы, оно определяет ее твердость (в случае нехватки в организме кур элемента А яйца у кур могут получится с непрочной скорлупой - «голыши»). Хорошие абразивные свойства АБВ 3 позволяют использовать его как основу зубных порошков. Запишите формулу соединения и названия нескольких минералов с таким составом. К какому классу относится АБВ 3? Что является металлом – А?

Класс соединений, формула АБВ 3 __________

Что является металлом – А? ________

Каменная соль.

Я химический элемент. Мои соединения люди использовали с древних времен. Римские легионеры времен Цезаря, а в средние века крестоносцы жалованье получали не золотом и не серебром, а веществом, в состав которого явхожу (существует версия, что от названия этого вещества и произошло английское слово «salary», что означает жалованье и слово «солдат». Когда мои атомы образуют простое вещество, оно имеет серый цвет и обладает блеском, так как я - металл. Я настолько дружелюбен, что не могу жить без компании и в природе в свободном виде не существую, хотя по распространенности в почве вхожу в первую десятку. Очень мне нравится жить в организме человека, поэтому я отношусь к избыточным химическим элементам. Определите мое имя и запишите тривиальные названия моих соединений, которые люди использовали для приготовления пищи.

Название элемента _______

Формула и названия минерала ____________

Уголь

Этот химический элемент встречается в природе как в виде простых веществ (в большинстве случаев темно-серого, черного цвета, реже бесцветных), так и в виде соединений. Одно из соединений этого элемента с водородом является основным компонентом природного газа. Запиши символ и название элемента, а так же формулы газообразных веществ, содержащих атомы этого элемента.

Название, формула элемента __________

Название его природных минералов ______

Формула газообразного вещества _________

Кварц. Песок.

Содержание элемента Х в крови человека незначительно, но, когда оно становится ниже нормы, волосы становятся тонкими и ломкими, кожа теряет эластичность, ухудшается психическое состояние, повышается метеочувствительность, плохо срастаются кости при переломах. Однако если вдыхать оксид ХО 2 это приведет к заболеванию - силикозу. В природе этот оксид (ХО2) образует различные минералы – кварц, аметист, сердолик и даже обычный песок. Определите формулу этого оксида и элемент –Х.

Назовите элемент Х_________

Напишите формулу ХО 2 ______

Ученики работают в группах в течение 5 минут. Отвечают на поставленные вопросы. Группы оценивают друг друга. Учитель предлагает: «Давайте пустим волну честности».

Итак, мы по- другому посмотрели на свойства таких веществ как: хлорид натрия, уголь, карбонат кальция и оксид кремния. Оказывается, это не просто абстрактные формулы, а очень полезные вещества.

6. Вопрос для учащихся. Мы справились с таким интересным заданием. Давайте дальше поработаем с этими веществами. А можно ли составить генетический ряд для вещества, которое вы определили. Следующее задание для группы: составить генетический ряд на основе определенного группой вещества.

Работа группы в течении 5 минут. Максимум за это задание 6 баллов.

Учащиеся демонстрируют ответы, комментируют.

Генетический ряд соединений металла:

Ca→CaO→Ca(OH)2 →CaCO3

Na→Na2O→NaOH→NaCl

Генетический ряд соединений неметалла:

C→CO2→H2CO3→CaCO3

Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si

Давайте подумаем, с какого вещества должен начинаться генетический ряд?

Вывод: Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения. В основу которого положены химические свойства данного класса.

4. Подведение итогов:

На этом наша работа в классе заканчивается, давайте ответим сами себе смогли мы сегодня достигнуть те цели, которые были в начале урока?

На уроке мы узнали:

-Варианты ответов.

Какие связи ребята, вам были известны? Дружеские, политические, экономические. Сегодня добавился новый вид это - генетическая связь. Мы проследили, как много различных взаимосвязей есть в науке и в жизни. А самое главное мы связаны друг с другом тем, что вы учитесь, а мы – учителя,работаем на нашей общей Калужской земле. Она богата людьми, ресурсами и талантливым молодым поколением. Обратите внимание на это стихотворение калужского поэта Станислава Юрьевича Куняева. Подумайте над этими строками. Развивайте свои таланты и идите вперед к своим целям.

В заключении хочу отметить, что вы молодцы, сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое и е каждый для себя совершил какое- то открытие.

5. Рефлексия.

Поделитесь этим открытием, закончите предложение:

Сегодня на уроке мне удалось...

Запишите продолжение этого предложения в маршрутном листе. Итак, озвучьте свои записи.

Позвольте и мне продолжить эту фразу.

Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества.

По итогам урока поставьте себе оценку. Оцените себя исходя из набранных баллов.

Домашнее здание: напишите небольшой отзыв об этом уроке, какие межпредметные связи мы сегодня установили и напишите на мою электронную почту. Я буду рада продолжению нашего общения. [email protected]





































Литература:

1.Химия , 8 класс О.С. Габриелян. Дрофа 2014г.

2. Дерябина Н.Е. Химия. Основные классы неорганических соединений. Занимательные задачи по химии. 2011 г ИПО «У Никитских ворот» 

3. О.С.Габриелян И.Г. Остроумов Настольная книга учителя химии 8 класс,Дрофа,2010.

4. М.Ю.Горковенко Поурочные разработки по химии.Москва,Вако,2008

Интернет источники:

1.http://www.geokniga.org/maps/1252


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!