Русский язык. 8 класс. Дата проведения: 27.03.2021.
Учитель МБОУ «СОШ №26»
Махмудова Интизар Муртазалиевна.
Тема: «Обособленные приложения.
Выделительные знаки препинания при них»
Тип урока: открытие новых знаний
Формы урока: групповая, индивидуальная
Цели.
1. Обучающие: познакомить учащихся с основными правилами обособления приложений, способами его выражения; показать особенности обособления приложений; закрепить умение находить в тексте обособленные определения; повторить понятие «приложение».
2. Развивающие: развивать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся, развивать навыки выразительного чтения, монологическую речь, память у учащихся.
3. Воспитывающие: воспитывать культуру речи у учащихся, самоконтроль.
Ход урока
I. Орг. момент
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделимся хорошим настроением. Вы готовы к уроку? Проверьте наличие принадлежностей на парте.
II. Актуализация знаний. Повторение
1) Фронтальный опрос.
- Какие члены предложения называются обособленными? (Выделенные второстеп. члены по смыслу)
- Как можно выделить обособленные члены в устной речи и на письме? (Интонационно и запятыми)
- На прошлом уроке мы работали с обособленными определениями. Вспомните, когда выделяются запятыми обособленные определения. Давайте повторим случаи обособления определений.
2) – Запишите в тетради число, классная работа, две строчки для темы пропустите.
Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.
Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати. (Прич. об.)
Взволнованный переживаниями дня, я долго не мог заснуть. (П.О.перед лич. мест.)
Ослепленный мраком, старик долго стоял без движения. (Обстоят. знач. причины)
Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. (Одиночн. согл. опр. после опр. слова)
Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня. (Несогл опр. после им. собств.)
- Проверим: обратите внимание на слайд. Все ли верно выделили в своих тетрадях?
- Молодцы, вспомнили случаи обособления определений.
III. Новый материал
- А сегодня мы расширим наши представления об обособлении.
1) - Давайте разберем устно предложения. В чем особенность этих предложений? И как относятся они к теме обособления? Чем будут являться выделенные слова? (Предложения на слайде)
Я выписываю газету «Кубанские казаки». Девушка-почтальон принесла нам срочную телеграмму.
- Напомните, как называются такие определения, согласованные с определяемым словом, но выраженные именем существительным? (ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Какую функцию выполняют приложения в предложении? (Характеризуют предмет, поясняют, уточняют, называют его)
- На какие вопросы отвечает приложение? (Кто именно такой? Что именно такое?)
- Каким членом предложения оно является? (Определение)
- Молодцы, вы уже поняли, наверное, про что мы сегодня будем говорить. Значит, тема нашего урока какова? (Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них) Записываем в тетрадь.
- А цели? (Познакомиться с основными правилами обособления приложения, научиться их находить в предложениях и тексте)
- А для чего нам это нужно знать? (Чтобы речь наша была выразительной, богатой, чтобы на экзамене смогли справиться с этим заданием)
2) Сегодня вы сами будете выявлять условия обособления приложения. Для этого каждой группе розданы листы с предложениями, но знаки препинания не расставлены. Прежде чем найти приложение, обособить его, вы ищете определяемое слово, а потом уже приложение. Не забудьте сделать вывод, когда приложение обособляется.
После выступления каждой группы ребята записывают по 1 предложению в тетрадь с пояснением. (5 любых предложений)
1 группа | Вывод |
На митингах мы, любознательные газетчики, узнали много новостей. | Любые приложения (распр. и нераспр.), относящиеся к личному местоимению, независимо от степени их распространенности и местоположения * Личн. мест. + прилож. |
Его, бывалого охотника, заинтересовало это явление. |
Человек дела, он всегда дорожил временем. |
Я, ученица восьмого класса, написала диктант лучше всех. |
Обидно мне, старику, слушать такие речи. |
2 группа | Вывод |
Песня, крылатая птица, смелых скликает вперед. | Любые приложения, стоящие после определяемого слова - существ. * Сущ. + прилож. |
Сестра, студентка второго курса мединститута, уже дает советы бабушке. |
К брату зашел сосед, студент. |
Папа, мастер на все руки, сумел починить протекающий кран на кухне. |
Неизменный маяк, помощник рыбаков, горит бессменно на посту. |
3 группа | Вывод |
Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий. | Любые приложения, стоящие ТОЛЬКО после определяемого слова - существ. собств. Если наоборот, обособляться не будет!!!! * Сущ. собств. + прилож. |
А.С.Пушкин, великий поэт, является основоположником русского литературного языка. |
Николай Иванович, опытный учитель, нам очень понравился. |
В.И.Даль, ровесник и друг Пушкина, является автором «Толкового словаря живого великорусского языка». |
Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актере. |
4 группа | Вывод |
Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его. | Приложения, стоящие перед им. сущ., имеющие обстоятельственное значение причины |
Смышленые звери, бобры зимуют разумно. |
Упрямец во всем, юноша оставался упрямцем в учении. |
Мастер на все руки, мама сшила мне новогодний костюм за два дня. |
Талантливые музыканты, ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу. |
5 группа | Вывод |
Собачка эта, по кличке Чибис, была любопытнейшим созданием. | Приложения, присоединяющиеся словами по имени, по прозвищу, по фамилии, или, родом, например, то есть… |
Бегемот, или гиппопотам, большую часть времени проводит в воде. |
Этот мальчишка, по имени Иван, учится в шестом классе. |
Многие произведения, например сказки Пушкина, запоминаются на всю жизнь. |
Лев, то есть царь зверей, известен многим. |
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3) Чтение теоретического материала в учебнике. ( п. 50стр. 147 – 148)
- Ребята, есть одно правило обособления приложения. Приложение может отделяться ТИРЕ, если оно стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение, является разъяснением к сказанному /можно вставить перед приложением слова “ а именно”. (Если им придаётся большое значение, и при произнесении они отделяются от определенных слов большей паузой). Обратите внимание на слайд.
Ему было присвоено звание Героя России – одно из самых почетных званий в нашей стране.
Я восхищаюсь характером Гринева - героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- Перепишите себе в тетради.
IV. Закрепление
1) Работа с учебником. Упражнение 307
2) Конструирование предложений.
Из 2-х предложений составить одно с обособленным приложением. Поставьте приложение до и после определяемого слова.
Иванов был опытным трактористом. Он разбирался в машинах различных марок. (Например, Иванов, опытный тракторист, разбирался в машинах различных марок. Опытный тракторист, он разбирался в машинах различных марок.)
Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать.
Они юные натуралисты. Они заботятся о сохранении природы.
3) Самостоятельная работа с текстом.
Выписать из текста номера предложений с приложением и подчеркнуть их как члены предложения. (5 вариантов).
4) Игра «Кто быстрее?»
- На экране высвечиваются предложения по одному, вы должны будете быстро составить его схему. И так кто быстрее поднимет листы с пояснением предложения.
Внимание!
- Отец, герой войны, заведовал почтовым отделением. (Сущ., /распр. прилож./, …)
- Он, ответственный за судьбу младших детей, подрабатывал где придется. (Личн. мест.,/ распр. прилож./, …)
- Валентин Распутин, студент филологического факультета, о писательстве сначала не задумывался. ( Имя собств.,/ распр. прилож./, …)
- Степь, или безлесная равнина, окружала нас со всех сторон. (Сущ., /прилож./, …
V. Рефлексия.
(Синквейн)
VI. Подведение итогов
- Наш урок подошел к концу. В каких случаях обособляются приложения? Достигли мы цели? Научились обособлять приложения?
- Каким членом предложения являются обособленные приложения?
- Какую роль играют приложения в тексте? (Оно дает второе название предмету; придает выразительность речи, создает образность)
VII. Домашнее задание
Выписать 5 предложений с приложением из комедии Гоголя “Ревизор”, упр. 308 (выписать приложения с определяемыми словами)
Приложение 1.
1 группа |
На митингах мы любознательные газетчики узнали много новостей. |
Его бывалого охотника заинтересовало это явление. |
Человек дела он всегда дорожил временем. |
Я ученица восьмого класса написала диктант лучше всех. |
Обидно мне старику слушать такие речи. |
Вывод:
2 группа |
Песня крылатая птица смелых скликает вперед. |
Сестра студентка второго курса мединститута уже дает советы бабушке. |
К брату зашел сосед студент. |
Папа мастер на все руки сумел починить протекающий кран на кухне. |
Неизменный маяк помощник рыбаков горит бессменно на посту. |
Вывод:
3 группа |
Тренером команды назначен Лучников бывший нападающий. |
А.С.Пушкин великий поэт является основоположником русского литературного языка. |
Николай Иванович опытный учитель нам очень понравился. |
В.И.Даль ровесник и друг Пушкина является автором «Толкового словаря живого великорусского языка». |
Речь в передаче шла об Александре Демьяненко замечательном актере. |
Вывод:
4 группа |
Смелый охотник хорёк нападает на животных и крупнее его. |
Смышленые звери бобры зимуют разумно. |
Упрямец во всем юноша оставался упрямцем в учении. |
Мастер на все руки мама сшила мне новогодний костюм за два дня. |
Талантливые музыканты ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу. |
Вывод:
5 группа |
Собачка эта по кличке Чибис была любопытнейшим созданием. |
Бегемот или гиппопотам большую часть времени проводит в воде. |
Этот мальчишка по имени Иван учится в шестом классе. |
Многие произведения например сказки Пушкина запоминаются на всю жизнь. |
Лев то есть царь зверей известен многим. |
Вывод:
Приложение 2.
(учащийся сам выбирает задание).
На «3»: Из данных предложений выпишите предложения с обособленными приложениями.
Дубровский, отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены. Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться провиантом.
На «4»: Из данных предложений выпишите предложения с обособленными приложениями. В выписанных предложениях расставьте знаки препинания.
Старик Прохор рыболов и корзинщик рассказывал мне сказку об осени. Стёпка с зазубренной ложкой в руках занял своё место в дыму около костра. Княжна Марья потерянная и бессильная сидела в зале. Смышлёные звери бобры зимуют разумно. Кутузов как и все старые люди мало спал по ночам. Когда мы дети ложились спать отец садился за фортепиано.
На «5»: Данные предложения запишите в две группы – с обособленными определениями и обособленными приложениями. Расставьте знаки препинания.
Вчера утомлённый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. Сын лесника он родился и вырос в лесу. Пастер знаменитый учёный исследовал в своей лаборатории бактерии оспы. С моря поднималась туча чёрная и тяжёлая. Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? Прогретые солнцем тронулись в лагунах медлительные черепахи.