СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок обществознание 7 класс "Экономика семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок обществознание 7 класс "Экономика семьи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №1 г. Слюдянка Иркутской области

















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Экономика семьи»

7 класс











Подготовила:

Афанасьева Анастасия Васильевна -

учитель истории, обществознания













2023 г.

Тема: «Экономика семьи»

Класс: 7 А

Предмет: обществознание

Цель урока: изучить принципы построения экономики семьи.

Задачи:

  • познакомиться с основными экономическими понятиями при формировании семейного бюджета: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;

  • рассмотреть принцип формирования бюджета;

  • сформировать представление о важности семейной экономики;

  • развивать умение работать с учебником, с терминами, выделять главное, умение делать выводы.

Оборудование:

- учебник Обществознание для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Москва, «Просвещение», 2007 г., 

- компьютер,

- презентация,

- проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Время: 40 минут

Форма урока: урок – исследование.

План урока:

  1. Ресурсы семьи.

  2. Доходы семьи.

  3. Бюджет семьи.

  4. Рациональная экономика.

Ход урока:

Организационный момент-2 мин.

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости давайте их поприветствуем. Добрый день уважаемые коллеги. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

  1. Постановка темы и цели урока- 5-7 мин

Слайд 1. Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... СЕМЬЯ

ЭКОНОМИКА

Слайд 2. Запишите тему нашего урока – Экономика семьи.


2. Мотивационно-целевой этап:.

Слайд 3. Исходя из названия темы, давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика - ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука - наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей).

Вспомним, что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья. Слайд 4.

В кластере записываются мысли (ассоциации к термину) детей.

Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья – это наш тыл, наше начало начал, школа трудовых навыков.

Благополучие семьи зависит от многих факторов. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Урок, в ходе которого мы потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем произвести некоторые расчеты, представим себя хозяевами или полноправными членами дружной семьи.


Ребята, Назовите главную цель экономики? (удовлетворение потребностей человека).

Ваши родители зарабатывают деньги, чтобы удовлетворять свои и ваши потребности. В скором времени и вам предстоит заниматься этим нелегким делом.

Слайд № 5 Как вы думаете, что нам необходимо узнать на уроке?

Примерный ответ детей: Выяснить, из чего складывается доход семьи: определить ресурсы семьи, что такое семейный бюджет, каковы источники доходов семьи, какие бывают расходы у семьи.


Слайд 6. План урока:

  1. Ресурсы семьи.

  2. Доходы семьи.

  3. Бюджет семьи.

  4. Рациональная экономика.


Слайд 7. Вот послушайте мою историю:

В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса.


Слайд 8. Сегодня мы не просто так разбились на группы. Каждая группа это отдельная семья, которой придется разбирать свою финансовую ситуацию. Я предлагаю Вам выбрать конверт с заданием на урок.

1. Каждая группа выбирает конверт и читает финансовую ситуацию выбранной семьи.

2. Придумывает фамилию своей семье.

3. Выбирает главу семьи.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (история семьи)

Группа № 1 разбирает ситуацию семьи…

Дети: (берут конверт и читают) Ивановых

Группа № 2 разбирает ситуацию семьи…

Дети: (берут конверт и читают) Васильевых

Группа №3 разбирает ситуацию семьи…

Дети: (берут конверт и читают) Ветровых


Слайд 9. Жить с обезьянкой было очень интересно, хотя и рискованно. Ресурсы семьи и детского сада часто страдали от её поведения, но она была очень доброй.

Ребята, а что такое ресурсы семьи? Работая с текстом учебника стр. 156. Вам нужно найти, что такое ресурсы семьи? И какие существуют виды ресурсов?

(слайд 10) Итак, назовите ресурсы семьи 

1. материальные ресурсы

2. трудовые ресурсы

3. энергетические ресурсы

4. информационные ресурсы

5. финансовые ресурсы.


В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос. Папа на листке записал доходы семьи. Что такое Доходы семьи? (слайд 11)

(слайд № 12) Дохода семьи – все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников.


Ребята, нам важно знать, какими средствами располагает каждая Ваша семья. Давайте выполним 1-ое задание. Рассчитайте доход своих семей. Минута на выполнение задания.

(слайд № 13)

Итак, семья Ивановых, доход вашей семьи составил?

Дети: 82 850 рублей в месяц (ребенок записывает данные в таблицу на доске)


Семья Васильевых, доход вашей семьи?

Дети: 28 800 рублей в месяц (ребенок записывает данные в таблицу на доске)


Семья Ветровых?

Дети: 70 500 рублей в месяц (ребенок записывает данные в таблицу на доске)


Семья Ивановых

Семья Васильевых

Семья Ветровых

Доход


Доход


Доход


82850


28 800


70 500



Ребята, из каких, составляющих складываются доходы семьи?

Дети: зарплаты, пенсии, стипендии, пособия от государства, сдают в аренду помещения, проценты от банковских вкладов, доходы от хобби (дети могут назвать еще другие доходы)

(слайд № 14) Верно. А вы обратили внимание на то, что одни доходы поступают в семью постоянно, это установленные, не зависящие от качества труда, выплаты. А другие доходы изменяются в зависимости от разных условий.

Д ОХОДЫ СЕМЬИ


ФИКСИРОВАННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

(Дети записывают схему в тетрадь)

Приведите примеры фиксированных и переменных доходов вашей семьи

Дети: Фиксированные: зарплаты, пенсии, стипендии, пособия

Переменные: проценты от вклада в банке, плата за сдачу помещений в аренду, доход от хобби.

Если у нас есть в семьях доходы, то соответственно должны быть и …..?

(слайд № 15) Верно: расходы.

(слайд № 16) Физкультминутка.

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).


Слайд № 17 Ребята, давайте выполним задание № 2 и посчитаем расходы в ваших семьях. У вас есть 1 минута.

Итак, семья Ивановых, расход вашей семьи составил?...

Дети: 61 750 рублей в месяц (ребенок записывает данные в таблицу на доске)


Семья Васильевых, расход вашей семьи?

Дети: 48 300 рублей в месяц (ребенок записывает данные в таблицу на доске)


Семья Ветровых?

Дети: 59 400 рублей в месяц (ребенок записывает данные в таблицу на доске)


Семья Ивановых

Семья Васильевых

Семья Ветровых

Доход

Расходы

Доход

Расходы

Доход

Расходы

82850

61 750

48 050

48 300

70 500

59 400


Ребята, скажите, на что в семьях тратятся деньги?

Дети: на питание, на одежду, на коммунальные платежи, на транспорт, на лечение и лекарства и т. д. (дети дают разные ответы)

Обратите внимание на то, что одни расходы являются обязательными, т.е. они оплачиваются в обязательном порядке. Приведите примеры таких расходов.

Дети: расходы на питание, одежду, оплату жилья, коммунальных услуг, транспорт, лекарства.

А другие расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного. Это расходы, которые делают нашу жизнь легче и интереснее. Но в случае необходимости мы можем от них отказаться. Приведите примеры таких расходов.

Дети: организация отдыха и досуга, коллекционирование, приобретение предметов роскоши, путешествия (дети дают разные ответы)

Верно. Мы можем сказать, что расходы бывают… ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ и …ПРОИЗВОЛЬНЫЕ


СЛАЙД 18

РАСХОДЫ



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ

(Дети записывают схему в тетрадь)


Итак, ребята, мы выяснили, что в каждой семье есть доходы и расходы. Как можно назвать это одним словом?


Дети: БЮДЖЕТ.

(слайд № 19) Постарайтесь сами сформулировать определение «Бюджет – это …»

Дети дают разные ответы.

(слайд № 20) Сравниваем с определением на слайде.

Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

(слайд № 21)

Бюджет бывает 3-х видов.

Если ДОХОД больше РАСХОДА, мы говорим, что бюджет ПРОФИЦИТНЫЙ

Д Р = ПРОФИЦИТ

Если ДОХОД меньше

Д

А бывают такие семьи, в которых доходы практически равны расходам, такой бюджет мы называем СБАЛАНСИРОВАННЫМ

Д = Р – СБАЛАНСИРОВАННЫЙ

(дети записывают формулы в тетрадь)

Давайте ответим на вопрос, какой бюджет в каждой из наших семей.

Сосчитайте, пожалуйста, каковы расходы вашей семьи? Чего больше? Доходов или расходов?

Дети: Семья №1 Д Р =ПРОФИЦИТ Экономия: 21 100 рублей

Семья № 2 Д

(дети могут сказать, что в данном случае бюджет практически сбалансированный, такая точка зрения тоже может быть)

Семья № 3 Д Р = ПРОФИЦИТ ЭКОНОМИЯ: 11 100 рублей



Слайд 22.

Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Сейчас подведём баланс». Папа из числа 68 000 отнял число 50000, и получилось? (18000). Вера и Анфиса опять обрадовались: «Осталось ещё велосипедных 18000 рублей»,- сказали они. «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа. Хорошо сказал папа, на 7000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом. Слайд 22.

Задание № 3

Ребята, когда вы знакомились с историей своих семей, вы, наверное, обратили внимание на то, что в каждой семье есть своя цель, мечта.

Какая цель у семьи ИВАНОВЫХ?

Дети: семья мечтает купить автомобиль стоимостью 600 000 рублей.

Цель семьи ВАСИЛЬЕВЫХ?

Дети: Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250 000 рублей.

Цель семьи ВЕТРОВЫХ?

Дети: отдых на Гавайях стоимостью 380 000 рублей

Как же семьям изыскать средства на реализацию своих целей? Какие способы решения данных вопросов вы можете предложить?

Дети: копить, сократить расходы, взять в долг, оформить кредит, продать что-либо…


3. Рефлексия. (слайд № 26)

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

  • Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы

  • Родители и старший сын - трудовые ресурсы

  • Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные

  • Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы

  • Проценты - доход от сбережений в банке

  • Рента за земельный участок - собственность.

Крепкая семья держится на чувствах любви, взаимоуважения, взаимопомощи родителей, детей. Но эта духовная основа семьи должна иметь под собой прочную материальную базу – экономику семьи. Чтобы любовь, которая создает семью, не разбилась о трудности быта нужно учиться вести семейное хозяйство.



Ребята давайте ответим на вопросы - Что вы сегодня узнали нового на уроке?

Что понравилось больше всего на уроке? Что бы вы хотели повторить

Ребята давайте ответим на вопросы - Что вы сегодня узнали нового на уроке?

Что понравилось больше всего на уроке? Что бы вы хотели повторить

Что вы сегодня узнали нового?

Что понравилось больше всего на уроке?

Что хотели бы повторить?

4. Домашнее задание. Слайд 27.

§ 14, задания 1-3 (в классе и дома) - письменно

Рассчитать вместе с родителями семейный бюджет на месяц, по следующей схеме:

Доход

Расход

обязательные платежи

Питание

Промтовары

Культурно-бытовые услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Табель оценивания работы на уроке


Глава Семьи _____________________________________________



Группа № 1

Оценка

руководителя группы

Оценка

учителя

































Табель оценивания работы на уроке


Глава Семьи _____________________________________________



Группа № 2

Оценка

руководителя группы

Оценка

учителя






























Табель оценивания работы на уроке


Глава Семьи _____________________________________________



Группа № 3

Оценка

руководителя группы

Оценка

учителя



































Лист самооценки

1. активно работал на уроке (+, -)


2. внимательно слушал других учеников и учителя (+, -)


3. использовал новые термины (+, -)


4. отвечал на все вопросы учителя (+, -)


5. получил удовольствие от работы на уроке (+, -)


6. итог урока




Лист самооценки

1. активно работал на уроке (+, -)


2. внимательно слушал других учеников и учителя (+, -)


3. использовал новые термины (+, -)


4. отвечал на все вопросы учителя (+, -)


5. получил удовольствие от работы на уроке (+, -)


6. итог урока




Лист самооценки

1. активно работал на уроке (+, -)


2. внимательно слушал других учеников и учителя (+, -)


3. использовал новые термины (+, -)


4. отвечал на все вопросы учителя (+, -)


5. получил удовольствие от работы на уроке (+, -)


6. итог урока






ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 (история семьи)


Семья № 1 ____________________________


Состав семьи: мама, папа, дедушка, 3 детей (старшая дочь – студентка, средняя дочь – студентка, сын – школьник).


Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Дедушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе, проживает в общежитие (оплата общежития 6 200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь учится в родном городе на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 10 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). Семья мечтает купить автомобиль стоимостью 600 000 рублей.





Семья № 2 ______________________________


Состав семьи: мама, дедушка, тетя (родная сестра мамы), 2 детей (старший сын – студент, младший сын – школьник)


Семья живет в собственной квартире. Старший сын учится в колледже, младший сын – ученик 9 класса. Их тетя является инвалидом и не работает. Семья выплачивает автокредит в размере 5 000 рублей в месяц. Младший сын занимается в музыкальной школе (оплата 1 500 рублей в месяц). Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250 000 рублей.







Семья № 3 ________________________________


Состав семьи: мама, папа, сын


Семья проживает в квартире, купленной в ипотеку. Плата по ипотеке составляет 12 000 рублей в месяц. Кроме того, семья выплачивает кредит, взятый для развития бизнеса в размере 8 500 рублей в месяц. Сын посещает детский сад. Мама не работает. Хобби мамы – кулинария. Она печет праздничные торты на заказ. Семья никогда не была на отдыхе за пределами своей страны, поэтому мечтает о совместном семейном отдыхе на Гавайях. Стоимость такого отдыха обойдется семье в 380 000 рублей.





ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


ЗАДАНИЕ № 1


ДОХОДЫ СЕМЬИ № 1 (ЗА МЕСЯЦ):


Заработная плата папы 27 000 рублей

Заработная плата мамы 22 000 рублей

Пенсия дедушки 11 000 рублей

Стипендия старшей дочери 3 850 рублей

Зарплата средней дочери 13 500 рублей

Плата за сданный в аренду гараж 5 500 рублей


ВСЕГО: ____________________________________





ЗАДАНИЕ № 1



ДОХОДЫ СЕМЬИ № 2 (ЗА МЕСЯЦ):


Заработная плата мамы 20 000 рублей

Пенсия дедушки 10 250 рублей

Стипендия старшего сына 2 800 рублей

Пособие по инвалидности у тети 13 000 рублей

Проценты от вклада в банке 2 000 рублей


ВСЕГО: ___________________________________






ЗАДАНИЕ № 1




ДОХОДЫ СЕМЬИ № 3 (ЗА МЕСЯЦ):


Прибыль от предпринимательской деятельности папы 40 000 рублей

Плата за сданный в аренду дом 18 500 рублей

Продажа тортов, изготовленных мамой - (приблизительно) 12 000 рублей


ВСЕГО: ______________________________________________






ЗАДАНИЕ № 2


РАСХОДЫ СЕМЬИ № 1 (ЗА МЕСЯЦ):


Статьи расходов

Затраты

1. Питание

24 000

2. Одежда

12 000

3. Хозяйственно-бытовые товары

1 000

4. Культурные потребности

5 000

5. Транспорт

1 500

6. Коммунальные услуги

4 800

7. Лекарства

6 000

8. Плата за общежитие

6 200

9. Оплата секции бокса

850

10. Обучение игре на гитаре

400


ВСЕГО:







ЗАДАНИЕ № 2



РАСХОДЫ СЕМЬИ № 2 (ЗА МЕСЯЦ):


Статьи расходов

Затраты

1. Питание

20 000

2. Одежда

7 000

3. Хозяйственно-бытовые товары

500

4. Культурные потребности

3 000

5. Транспорт

600

6. Коммунальные услуги

7 700

7. Лекарства

3 000

8. Автокредит

5 000

9. Оплата муз. школы

1 500


ВСЕГО:










ЗАДАНИЕ № 2


РАСХОДЫ СЕМЬИ № 3 (ЗА МЕСЯЦ):


Статьи расходов

Затраты

1. Питание

15 000

2. Одежда

9 000

3. Хозяйственно-бытовые товары

1 000

4. Культурные потребности

5 000

5. Транспорт

1 600

6. Коммунальные услуги

4 800

7. Лекарства

1 000

8. Плата по ипотеке

12 000

9 Кредит

8 500

10. Оплата детского сада

1 500


ВСЕГО:









ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 (СИНИЕ КАРТОЧКИ)



Семья ИВАНОВЫХ – оформить кредит в банке сроком на 5 лет



Семья ВАСИЛЬЕВЫХ – ограничить себя в расходах, начать копить.



Семья ВЕТРОВЫХ – продать дом, который семья сдает





Задача № 1

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, полгода, год, если за месяц – 165 рублей. 



Ответ: 330 р., 990 р., 1980 р.



Задача № 2

Минута разговора Орск - Москва стоит 3 рубля 06 копеек. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 10, 15 минут? 



Ответ: 3 р.60 коп., 45 р. 90 коп.

Задача № 3

Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15 000 р.?

Ответ: через 10 месяцев



Задача № 4

На счетчике стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были 8856. Значит, в этом месяце израсходовано 100 кВт/ч. 1 кВт/ч = 2 рубля 72 копейки. Сколько рублей составит плата за электроэнергию? 



Ответ: 272 руб.

Задача№5

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? 



Ответ: экономия - 30 руб.

Задача№6

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? 



Ответ:50 кг. В розницу будут стоить 1800 руб. Выгоднее –оптом, дешевле на 200 руб.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!