СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Окислительно-восстановительные реакции"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока по химии в 8 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции". УМК : Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков М:.Просвящение. 2021г

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Окислительно-восстановительные реакции"»

Технологическая карта урока химии 8 класс

« Окислительно-восстановительные реакции»


Учитель: Белослудцвеа Вера Александровна

Предмет: химия

Класс: 8

Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции.


Цель деятельностная: формировать универсальные учебные действия на примере изучения окислительно-восстановительных реакций.


Цель предметно-дидактическая: Сформировать понятие окислительно-восстановительных реакций,сформулировать принцип классификация химических реакций по признаку изменения степени окисления элементов. Дать понятие «окислитель» и «восстановитель». Научить записывать уравнения ОВР, расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций методом электронного баланса.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 

  1. учащиеся умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

  2. учащиеся умеют осуществлять самооценку деятельности.


Метапредметные:

  1. регулятивные: учащиеся умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

умеют видеть проблемы в своей деятельности посредством рефлексии своей деятельности в конце урока.

  1. коммуникативные: учащиеся умеют работать в паре, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

  2. познавательные: учащиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, работать с текстом.


Предметные:

  1. учащиеся знают, что такое степень окисления, окислитель, восстановитель, типы реакций по признаку изменений степени окисления.

  2. учащиеся умеют классифицировать реакции по признаку изменения степени окисления, умеют подбирать коэффициенты в уравнения окислительно-восстановительных реакции методом электронного баланса, определять элемент-окислитель и восстановитель в уравнениях реакций.

  3. учащиеся получат возможность узнать об окислительно восстановительных реакциях, протекающих вокруг нас в повседневной жизни.


Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик для успешного овладения материалом урока:

  1. иметь опыт работы с различными источниками информации (таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов, ряд электроотрицательности);

  2. знать основные типы химических реакций;

  3. уметь записывать уравнения химических реакций; определять значения степени окисления химических элементов;

  4. уметь обращаться с химическим оборудованием;

  5. делать выводы по результатам эксперимента.


Тип урока:

по ведущей цели – изучение нового материала;

по способу организации – синтетический.

Методы обучения:

основной – проблемно-поисковый

дополнительные – объяснение, беседа, самостоятельная работа.


Основные термины: окислительно-восстановительная реакция, окислитель, восстановитель, электронный баланс, степень окисления.



Средства обучения:

  • Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков М:.Просвящение. 2021.

  • Источники информации: таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов, ряд электроотрицательности.

Оборудование для проведения эксперимента: р-р гидроксида натрия, р-р сульфата меди (II), штатив с пробиркой, пробирка, инструкция для проведения опыта.

Ход урока

п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия

1.

Организационный.

(1 мин)

Приветствие учащихся

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку


коммуникативные: умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

2.

Актуализация знаний.

(10 мин)


1) Вокруг нас происходит множество химических
реакций. Например: горение угля. Записываем уравнение химической реакции на доске и в тетрадях:
С + О2 = СО2

2) Проведём эксперимент:
у вас на столах оборудование и, для преведения эксперимента необходимо взять пробирку прилить 2 мл сульфата меди, затем добавить столько же гидроксида натрия. Что вы наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Во время проведения опыта не забывайте о технике безопасности.

3) Давайте сравним 2 реакции, которые записаны на доске, для этого вспомните, что такое степень окисления, как определить степень окисления в сложных веществах?

  1. Записывают уравнение химической реакции на доске
    С + О2 = СО2

  2. Наблюдение за тем, как дети проводят эксперимент, запись уравнения на доске под диктовку детей.

3)Задание: необходимо проставить степени окисления всех элементов в 2 записанных реакциях


1) Записывают уравнение химической реакции в тетрадях:
С + О2 = СО2

2) Проводят опыт и записывают уравнение CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4
3) Расставляют степени оисления элементов

1)Умеют писать уравнение химической реакции

2) умеют правильно проводить эксперимент

3) умеют расставлять степени окисления элементв

коммуникативные: оформляют свои мысли в письменной форме.

познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний.

3.

3. Изучение нового материала. (10 минут)

1.Таким образом, видим, что степень окисления у элементов изменяется в уравнении (1). Такие реакции называются окислительно-восстановительными (реакции, в ходе которых у химических элементов изменяется степень окисления).
Мы познакомились с ещё одним типом классификации химических реакций – по изменению степени окисления элементов.

2.Рассмотрим 1 реакцию подробнее. В ходе ОВР происходят два процесса:
Восстановление – это процесс присоединения электронов атомами, молекулами, ионами.

Что происходит со значением степени окисления? (уменьшается). Такая частица называется «окислитель»

Окисление – это процесс отдачи электронов атомами, молекулами, ионами.

Что происходит со значением степени окисления? (увеличивается). Такая частица называется «восстановитель»

Для более легкого запоминания сделайте для себя пометку, там где "+" в схеме-там окислитель.

Таким образом, видим, что все ОВР находятся во власти электронных переходов от одного атома к другому атому.

Для определения окислительно-восстановительных свойств элемента можно использовать схему.(приложение 1)

1.Диктует определение ОВР.

2. Диктует определение восстановителя и окислителя. Записываем на доске схемы

O20 + 2e →2O–2

Окислитель, процесс восстановления, степень окисления уменьшается.
C0 - 4e → C+4

Восстановитель, процесс окисления, степень окисления увеличивается.

1.Записывают определение ОВР.

2. Записывают определение восстановителя и окислителя

Составляем в тетради:
O20 + 2e → 2O–2
C0 - 4e → C+4
Указываем окислитель и восстановитель

Узнали что такое окислитель и восстановитель, узнали чт такое ОВР

коммуникативные: умеют слушать и понимать речь учителя, оформлять свои мысли в письменной и устной форме.

познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний.

регулятивные: умеют высказывать свое предположение.

4.

Первичное закрепление (5 мин)












Задание: определите, какие процессы относятся к процессам окисления, а какие к процессам восстановления (карточка н столах):
S → (SO4)2– →
S → (S)2– →
Sn → (Sn)4+ →
2H+ → H2 →
V2+ → (VO3) →
(IO3) → I2 →
Работать будем у доски и в тетрадях. На каждое уравнение по очереди приглашаются по 1 ученику. Вам нужно проставить степени окисления и определить где уменьшается степень окисления, а где увеличивается и сделать вывод окислитель это или восстановитель.


Организует работу учащихся у доски и в тетрадях


Решают задния карточки в тетрадях и у доски

Научились определять окислитель и восстановитель в уравнениях реакции.

коммуникативные: умеют слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме; познавательные: умеют наблюдать, слушать;

сравнивать, анализировать, делать выводы;

регулятивные: умеют высказывать свое предположение, осуществлять взаимоконтроль

5.


Проблемный вопрос. (6 мин)




























Во многих ОВР очень трудно расставить коэффициенты. Для этого используют метод электронного баланса, который основан на сравнении степеней окисления в исходных и конечных веществах.

У вас на столах лежит план расстановки коэффициентов методом электронного баланса (приложение 2) Используя этот план, мы вместе расставим коэффициенты в уравнении,

NH3+CuO→N2+Cu+H2O







Физкультминутка.

(игра «истинно-ложно»)

Если высказывание верно, то вы хлопаете в ладоши.

    1. Окислитель –там где «+».

    2. Окислитель участвует в процессе восстановления

    3. 8 класс самый дружный

    4. Степень окисления фтора в сложных веществах всегда -1

    5. Химия изучает природу


Организует реализацию расстановки коэффициентов соответствии с планом. Фиксирование нового знания в речи и знаках.


Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь. Фиксируют новые знания в речи и знаках.













Хлопают в ладоши, отвечая на вопрос.







.

Знают как записываются и читаются уравнения.

Умеют расставлять степени окисления, определять окислитель и восстановитель. Умеют расставлять коэффициенты.

коммуникативные: умеют слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме; познавательные: умеют наблюдать, слушать;

сравнивать, анализировать, делать выводы;

регулятивные: умеют высказывать свое предположение, осуществлять взаимоконтроль

6.

Первичное закрепление.

(5 мин)







Выполнение задания с комментированием у доски.

1. Из приведенных схем укажите реакции, которые можно отнести к ОВР:

1) CaCO3 → CaО + CO2

2) CuS + O2 → CuO + SO2

2. Расставьте коэффициенты в уравнении 2
химических реакций методом электронного баланса

 

Организует работу по выполнению заданий.

Выполняют задания с комментированием у доски.

Самостоятельно выполняют задание в тетради, осуществляют самоконтроль


коммуникативные: умеют слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний

регулятивные: умеют осуществлять самоконтроль

7.

Рефлексия учебной деятельности.

(3 мин)


Учащимся предлагается заполнить лист достижений и лист оценивания.
Лист самооценки (учащимся нужно высказаться двумя предложениями, выбирая начало фразы из рефлексивного списка и записать в тетрадь:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…


Домашнее задание: § 44; № 7


Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности















Комментирует домашнее задание

Пишут предложения, осуществляют самоконтроль.

















Записывают домашнее задание.

Знают основные понятия темы: ОВР, окислитель, восстановитель. Познакомились с методом электронного баланса

регулятивные: умеют осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения учебной задачи

личностные: умеют осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.












.


Приложение 1:



Приложение 2:


План расстановки коэффициентов в уравнениях реакции методом электронного баланса:

Действия

Пример

1.

Определите и сравните степени окисления элементов до и после реакции.

-3+1 +2-2 0 0 +1-2

NH3+CuO→N2+Cu+H2O

2.

Выписать элементы степени, окисления которых изменяются. (простые вещества выписываются с индексами).

-3+1 +2-2 0 0 +1-2

NH3+CuO→N2+Cu+H2O

N-3 →N20

Cu+2 →Cu0

3.

Определить отдал или принял элемент электроны и их количество Для этого из значения первой степени окисления вычитаем второе значение. (-3-0=-3, 2-0=2)

Количество электронов с участием простых веществ умножается на индекс, а перед ионом выставляется коэффициент, равный индексу.

-3+1 +2-2 0 0 +1-2

NH3+CuO→N2+Cu+H2O


2N-3 - 6℮ →N20

Cu+2 +2℮ →Cu0

4.

Определите окислитель и восстановитель и процессы

(окислитель всегда принимает электроны – степень окисления понижается, восстановитель их отдает – степень окисления повышается).

-3+1 +2-2 0 0 +1-2

NH3+CuO→N2+Cu+H2O

2N-3 - 6℮ →N20Восстановитель, окис-тся

Cu+2 +2℮ →Cu0 Окислитель, восст-тся

5.

Выписать то количество электронов, которое определили (крест на крест). Полученные цифры и есть коэффициенты. Если их можно сократить, то сокращаем

-3+1 +2-2 0 0 +1-2

NH3+CuO→N2+Cu+H2O

2N-3 - 6℮ →N20 2 1 восстановитель

Cu+2 +2℮ →Cu0 6 3 окислитель

6.

Расставьте коэффициенты. Сначала ставим коэффициенты, полученные у всстановителя и окслителя (с той стороны, где степень ниже, за исключением 0), затем у металлов,далее неметаллы, водород и кислород. Число отданных электронов= Число принятых электронов

-3+1 +2-2 0 0 +1-2

NH3+CuO→N2+3Cu+H2O


2N-3 - 6℮ →N20 2 1 востановитель, ок-ся

Cu+2 +2℮ →Cu0 6 3 окислитель, вос-ся

7.

Уравнять правую и левую части уравнения (проверить по кислороду, количество атомов кислорода справа и слева должно быть одинаковым).

-3+1 +2-2 0 0 +1-2

2NH3+3CuO→N2+3Cu+H2O

2N-3 - 6℮ →N20 2 1 востановитель, ок-ся

Cu+2 +2℮ →Cu0 6 3 окислитель, вос-ся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!