1. Мотивация к учебной деятельности Психологический настрой урока | Слайд.1. Здравствуйте, ребята. Я, учитель начальных классов. Сейчас у нас урок окружающего мира. Перед тем как начать урок встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте всем удачи. А я надеюсь на хорошую, плодотворную работу | | |
2. Актуализация знаний. | Продолжаем урок. Давайте вспомним по какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? На сколько вы усвоили прошлый урок поработаем по карточкам-тестам. Это будет групповая работа. На столе у вас конверты. Возьмите белый конверт. За 2 минуты вы должны выполнить задание, обвести в кружок правильный ответ 1. Зона тундры расположена ... а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь. 2. В тундре ... а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 3. Главное занятие коренного населения тундры а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие. 4. К тундровым растениям относятся .. а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма; в) карликовая ива, мох-ягель, черника. 5. В тундре обитают ... а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, волки, лемминги; в) верблюды, лошади, коровы. 6. Укажи верную цепь питания: а) растения - кречеты -” волки. б) комары - пол. куропатки – песцы; в) растения - лемминги - пол. совы; Кто закончил поднимите руки. Для проверки передаем ответы 1гр-2гр., 2гр-3гр.3гр.1гр. Оцените работы друг у друга Слайд.2 Проверим ответы, МОЛОДЦЫ РЕБЯТ, вы умницы | (Это была зона тундры) Ответы к тесту: 1 б); 2 в); 3 б); 4 в); 5 б); 6 в). | |
3. Формулирование темы урока, постановка цели. | Звучит запись звуков леса - шелест деревьев, пение птиц Ребята закройте глаза и слушайте. Я буду читать стихотворение. А вы подумайте о чем идет речь? Слайд.3 Сосны до небес Березы и дубы, ягоды, грибы Звериные тропинки, пригорки и низинки, Мягкая трава, и на дереве –сова»…. -Что же это за такое место? Конечно же это лес. Давайте, ребята, расскажите, что вы там увидели (Деревья, птицы поют) -Так ребята вот вы отгадали, какая тема нашего урока?- зона лесов Слайд.4 На доске отрываем тему -Ребята что мы хотим узнать о лесной зоне? Какую цель поставим на наш урок Познакомить с географическим положением зоны лесов, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. Слайд.5 -Ребята, а какое значение имеет лес для человека? Слайд.6 -Почему говорят что лес легкие планеты?- листья вырабатывают кислород - Слайд.7 Ребята посмотрите на эту картину, как называется она. Может кто-то знает? Это картина И.Шишкина -«Утро в сосновом бору» Иван Шишкин, родом из г.Елабуги, из Татарстана. Он любил лес и воспевал лес в своих произведениях. МОЛОДЦЫ! Слайд.8 Продолжим урок. Ребята я вам приведу очень интересные факты. Внимание на слайд - Из иголок хвойных деревьев изготавливают много лекарственных препаратов. Хвоя богата Витамином-С - За год деревья поглащают 2,1 гигатонны углерода - Быстро всего растут дубы, их кроны за год увеличиваются на метр -В Калифорнии растет самая высокая 112 ти метровая саквойя -79 % планеты является тайгой - В Литве возраст священного дерева «Старик»-2000 лет - В лесу частота пульса человека уменьшается на 15-20 ударов в минуту, а дыхание становится ровнее и спокойнее -Ежегодно земля теряет сто миллионов дерева Из этих фактов, ребята как мы должны отнестись к лесу? | -Закрывают глаза, слушают музыку Это лес - сосновый лес -березовый, где много берез - дубовую рощу - Дом для растений и животных -Легкие планеты - Кормилец человека и животных (Грибы, ягоды, орехи) -Много древесины для топлива, строек, поделок, -В лесу человек отдыхает оздоравливается. - Лес – это просто красиво. Беречь леса, не мусорить , не сжечь костры, вырубая леса надо сажать заново | |
4. Усвоение новых знаний через решение учебной задачи. Работа по картам «Природные зоны России» и «Физическая карта России» | Слайд.10 Мы продолжаем . Ребята откройте на обложке вашего учебника карту “Природные зоны России”( один ученик показывает у доски) -Где находиться зона лесов, относительно тундры?. Каким цветом она обозначена? (С запада до тихого океана) южнее тундры - Какую площадь занимает зона лесов? -Какие озёра находятся в этой зоне? (Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал) -Какие крупные реки протекают по её территории? (Волга, Обь, Енисей, Лена, -Назовите наиболее крупные города, расположенные на территории лесной зоны?- -А Республика Татарстан на какой территории расположена?-на лесной зоне Слайд.11 Лесная зона делится на 3 подзоны: большая территория –это тайга, смешанные леса, широколиственные леса * а может кто-то знает на какие подзоны делится зона лесов? Хвойные, те леса в которых растут хвойные деревья ель, сосна, пихта, кедр, лиственница- тайга - - широколиственные леса, листы у этих деревьев широкие большие, н-р дуб, липа, клен, ясень - смешанные леса- те леса в которых много разных деревьев Чтобы поглубже узнать о лесных зонах мы будем исследователями- 3 группы РАБОТА ПО ГРУППАМ Группа изучает тайгу Группа смешанные леса Группа широколиственные леса - Вот задание вашей группе-карта исследования природной зоны( в синих пакетах) 1 | Название зоны | | 2 | Географическое положение | | 3 | Неживая природа | | 4 | Живая природа | Растения______________ Животные | 5 | Использование этой зоны человеком | | 6 | Экологические проблемы | Неумеренная охота, браконьерство | 7 | Охрана природы | | - Откройте учебники, отметьте те места, которые касаются вашему вопросу на стр. 139-145 изучите тему, карандашом, в синих конвертах имеется дополнительный материал, можете воспользоваться им - После того, как изучите свой вопрос, всей командой в бумаге А3 нужно будет приклеить нужную информацию, выступить, защитить свой постер. Вам на это задание 5минут ГЕРБАРИЙ растений (какие иголки) Музыка Слайд.12-13 | Работа по карте Зелёным цветом Большую площадь Колыма, Северная Двина) (Москва, Казань, Пермь, Сургут, Нижневартовск, В Красную книгу занесены: ландыш, медуница, венерин башмачок, купальница, волчье лыко | |
5. Контролирующее задание для закрепления | Ребята в лесной зоне имеются Заповедники. Что означает слово заповедник? Слайд.14 -15 ВИДЕОРОЛИК В Татарстане имеется Волжско-Камский заповедник. По карте -№3-Дарвинский, №6- Приокско-Террасный . Национальные парки №1-Лосиный остров №2- Мещерский парк-заповедники, где сохранились редкие растения и животные.. Эти животные и птицы занесены в Красную книгу Татарстана и России. Слайд.16-17 Красная книга Чем занимается люди? ( В сельской местности выращивают овощи -фрукты, разводят скот, свиней, дом.птиц.) Слайд 18 Какие экологические опасности влияют на леса? Какое влияние на раст. и жив.мир лесной зоны оказывает хозяйственная деятельность человека?-рубят молодые деревья, бросают на землю пакеты, банки, бутылки, разжигают костры, вытаптывают траву.( показать плакаты) Работа по парам Запиши цеп питания, характерные для леса из трех звеньев, из четырех звеньев | растения — заяц-беляк — рысь; растения — мышь-полевка — соболь. Богата полезными иск. Нефть, природный газ, каменный уголь, торф, различные руды, алмазы | |