Урок по окружающему миру, 1 класс «УМК Школа России»
Тема: Откуда берётся и куда девается мусор?
Тип: открытие новых знаний с элементами исследовательской деятельности
Цели: - Создать условия для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации;
- убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе.
Планируемые результаты:
Осознание учащимися необходимости соблюдать чистоту; освоение первичных навыков совместной работы.
Предметные:
- организовать деятельность учащихся по
выбору средств и способов деятельности для
определения источника возникновения мусора и
его утилизацию.
- определить источники возникновения мусора
и способы его утилизации;
-понимать и обосновывать важность
соблюдения чистоты в быту, в городе, в
природе;
- понимать необходимость раздельного сбора
мусора;
- находить применение бросовому материалу.
Метапредметные:
- содействовать пониманию учебной задачи
урока и стремлению её выполнять и оценить
свои достижения;
- извлекать информацию из иллюстраций
учебника или презентации; вступить в общение
с одноклассниками, обосновывать своё
мнение;(организовать поиск нужной
информации через чтение текстов,
формировать элементы учебного
сотрудничества через обсуждение в группах
необходимости раздельного сбора мусора;
- выполнять практическую работу в группе:
договариваться об общем варианте выполнения;
- группировать объекты по заданному признаку.
Личностные:
- содействовать осознанию учащимися
ценности изучаемой темы через решение
экологической проблемы;
- осознать значимость своей деятельности в
малых группах;
- обеспечить мотивацию учебной
деятельности.
- проявлять начальные навыки адаптации в
изменяющемся мире;
- понимать ответственность за свои поступки;
- бережно относиться к ценностям
окружающего мира.
Межпредметные связи: Технология: «Работа с бросовым материалом»
Оборудование урока: рисунки Злючки-Грязючки, Мудрой Черепахи, Муравьишки-Вопросика, цветок ромашки с лепестками- вопросами, рисунок космоса с мусором, упаковки от продуктов, конверт «Советы Мудрой Черепахи, 4 мусорные корзины с надписями: бумага, стекло, пластик, металл.
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный момент | |
-Здравствуйте ребята. У нас сегодня с вами необычный урок. Посмотрите, к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. А теперь…. Встанем ровно и красиво Прозвенел уже звонок. Сядем тихо и неслышно И скорей начнем урок. | |
2. Мотивация к познавательной(учебной) деятельности. | |
УУД: внутренняя потребность включения в учебную деятельность- «хочу»; волевая саморегуляция, планировании учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
- В классе у нас такая чистота и порядок, спасибо дежурным. -В чистом классе и думается легче. - Дорогие, ребята! Сегодня на урок я принесла вам необычное сообщение. На сайты школ пришёл сигнал SOS. -Кто из вас знает, что он означает? (Сигнал бедствия) - А за сигналом пришло сообщение, послушайте его внимательно. «Уважаемые жители Земли! Мы живём на планете ЯЛМЕЗ. Посылаем вам снимок нашей планеты, которой грозит гибель. Посоветуйте, как спасти нашу планету! Заранее вам мы благодарны!» - Давайте посмотрим на снимок. - Как вы думаете, какая беда случилась на планете? И что там делает? Злючка-Грязючка? - Как вы считаете, сможем ли мы помочь жителям этой планеты? - Тогда, вперёд! Удачи вам! | Сигнал бедствия Дети рассматривают картинку на доске: на фоне космического пространства изображена планета, заваленная мусором, видны бутылки, пакеты, железные банки и др. На горе мусора – Злючка-Грязючка ( Предположения детей: она появляется там, где грязно.) |
3.Самоопределение к учебной деятельности. | |
УУД: умение поставить учебную задачу, спланировать свою деятельность, её результат. |
- Предлагаю обратиться к словам-помощникам. -Как вы думаете, какие важные вопросы надо задать, чтобы решить проблему жителей этой планеты? На экране вопросы: что? (произошло? кто?(замусорил?) откуда?( Появился мусор?) куда? (деть?) - Если мы ответим на эти вопросы, то, значит, справимся с заданием. - Определите наших помощников на уроке. Если у вас возникли вопросы и затруднения, то к кому можно обратиться за помощью? - Русская пословица гласит: «Один ум хорошо, а два – лучше». Последуем совету и будем работать в группах (В парах) | «Мозговой штурм» Коллективный отбор самых важных вопросов: откуда берётся мусор? и куда убрать мусор? На доске появляется тема урока: «Откуда появляется и куда исчезает мусор?» ( -( Спрашивать можно у учителя, друг у друга, обратиться к Мудрой Черепахе, к Муравьишке-Вопросику |
4.Актуализация необходимых знаний | |
УУД: постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; планирование учебного сотрудничества; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиски и выделение необходимой информации. |
-Ребята, к сожалению, в каждом доме каждый день появляется много мусора. -Обсудите в группах, откуда берётся мусор? - Откуда же берётся мусор? - Посмотрите, какой мусор образуется после этих продуктов? Выслушав все группы, делаем вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей; став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. - Нам не понравилась планета, на которой разбросан мусор. - А можем ли мы так организовать свою жизнь, чтобы мусор совсем не образовывался, чтобы его не было? | Дети обсуждают в своей группе, откуда берётся мусор? ( Человек каждый день использует продукты и вещи. После их использования остаются упаковки, т.е. мусор.) Демонстрация упаковок от использованных продуктов Нет |
5.Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о способах утилизации мусора. | |
|
-Человек не может жить без этих вещей, но получается, что эти вещи мешают жизни. Что делать? - Обсудите в группе, что нужно сделать с такими отходами. - Подумайте и обсудите в группе, куда же девается мусор из наших домов? - Давайте проследим путь мусора из вашей квартиры. На своих листочках покажите стрелкой, как мусор попадает в мусоровоз.(Работа в парах) - Обсудите в группах: Куда лучше вывести мусор? выберите правильный ответ на доске.( на доске три картинки : ЗАВОД, СВАЛКА, РЕЧКА) Конечно же самый хороший вариант – это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки. - Где организуются свалки? - Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников. | Выдвижение гипотез (с записью их на доске): закопать мусор, сжечь, увезти, запретить мусорить. Высказывают свои предположения, обосновывают их. (Мусор из ведра попадает в мусорный контейнер, затем мусор попадает в мусоровоз) Осознание нового знания: машину надо отправить на завод по переработке мусора. Из него сделают новые упаковки для продуктов. Высказывают свои предположения. |
6. ФИЗМИНУТКА | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его. - Для чего нужно сортировать мусор? - В дальнейшем этот мусор можно использовать второй раз, это будет считаться вторичным сырьем, т.е. можно дать мусору вторую жизнь. (Привести примеры) - Давайте и мы поучимся сортировать мусор. - На партах у вас лежат контейнеры(вёдра) разных цветов. - Попробуйте рассортировать вот эти предметы мусора для перерабатывающих заводов. - Посмотрим, правильно ли вы рассортировали мусор. -А теперь ребята рассортируйте в контейнеры, которые у нас располагаются на доске уже рассортированный вами мусор. (На доске висят контейнеры с надписями БУМАГА, ПЛАСТИК, МЕТАЛЛ, СТЕКЛО) -Ребята, а что произойдёт, если мы выгоним Злючку-Грязючку, и мусора не будет? - Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: - Давайте прочитаем правила, которые принёс Муравьишка- Вопросик. Быть настоящим хозяином дома, улицы, города! Не разбрасывать мусор! Выбрасывать мусор в ведра, контейнеры! Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим - Если мы с вами не будем соблюдать эти правила, наша планета Земля тоже может превратиться в мусорную свалку… Так ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора? - Поэтому не бросайте мусор, где попало, соблюдайте чистоту дома, в кабинете, на улице, в городе, на всей планете. Для охраны природы создана целая наука - экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока на нашей ЗЕМЛЕ станет на … экологов больше. | Ребята в группах сортируют мусор, чтобы из одного материала сделать новую вещь. Важно, чтобы дети поняли: предметы нужно сортировать не по форме, цвету, размеру, а именно по материалу. Каждая группа, объясняет, как рассортировали мусор, |
7. Итог урока | |
- Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, о чём просили жители ЯЛМЕЗ? - Какие советы мы отправим им для решения их проблемы? - Ребята, смотрите после всей проделанной нашей работы на уроке и планета ЯЛМЕЗ стала чище , и Злючка-Грязючка куда-то подевалась! Как вы думаете понравился ей наш урок? Почему? - А теперь прочитайте название планеты наоборот.(ЗЕМЛЯ) | Не бросать мусор где попало, выбрасывать мусор в контейнер и т.д.) |
8. Рефлексия | |
УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности |
Оцените свои достижения на уроке:
Перед вами модель нашей земли. Положите ее на левую ладошку , пусть это будут знания , с которыми вы пришли на урок, накройте её правой ладошкой, это будут знания, которые вы получили сегодня и громко скажите : «ДА» Переверните, откройте, прочтите, что написано : »Всё в наших руках» |