О
бластное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
ОПИЛИВАНИЕ ПЛОСКИХ И СОПРЯЖЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЛЮЧА ГАЕЧНОГО 8 Х10 ММ.
Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине УП.01 Учебная практика
(ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта)
/профессия 23.01.03 Автомеханик (базовая подготовка)/
в рамках работы региональной стажировочной площадки для преподавателей и мастеров производственного обучения
ПОО Курской области
«Формирование профессиональных компетенций обучающихся с учетом требований регионального рынка труда»
Разработчик: Митерева Валентина Михайловна,
мастер производственного обучения
первой квалификационной категории
2020г.
РАССМОТРЕНА на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Техника и технологии наземного транспорта» Протокол №___ от______20____г. Председатель ПЦК ___________ А.С. Косоруков | Старший мастер _________________Н.Н. Павленко «____» __________ 20____г. | Заведующий отделением __________________В.И. Паньков «____» __________ 20____г. |
|
РАССМОТРЕНА методическим советом техникума Протокол №___ от_____20__г. Председатель методического совета ________ Г.Н. Галахова «____» __________ 20____г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ А.В. Ляхов «____» ____________ 20___г. |
ОПИЛИВАНИЕ ПЛОСКИХ И СОПРЯЖЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЛЮЧА ГАЕЧНОГО 8 Х10 ММ.
Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине УП.01 Учебная практика
(ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта)
/профессия 23.01.03 Автомеханик (базовая подготовка)/
в рамках работы региональной стажировочной площадки для преподавателей и мастеров производственного обучения ПОО Курской области
«Формирование профессиональных компетенций обучающихся с учетом требований регионального рынка труда»
Разработчик __________ | В.М. Митерева, мастер производственного обучения первой квалификационной категории |
Методическая записка
Представленная методическая разработка учебного урока предусмотрена для профессии 23.01.03 Автомеханик. Важнейшую роль в трудовом обучении играет формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и трудовых умений, а также воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Данный урок взаимосвязан с элементами предметов теоретического цикла – математикой и информатикой, материаловедением и охраной труда, с курсом слесарного дела и технических измерений, ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Данное учебное занятие предполагает освоение практических приемов и навыков опиливания плоских и сопряженных поверхностей на примере изготовления ключа гаечного 8х10 мм.
Практикоориентированный подход к обучению воспитывает инициативность и активность, формирует у обучающихся интерес к осваиваемой профессии, способствует развитию технического мышления, аналитических и организаторских способностей, готовит к самостоятельной работе.
Урок предусматривает применение элементов технологии кооперативного обучения. Цель данной технологии – обучение умению работать в команде, распределять обязанности, нести ответственность за результат работы, совершенствовать навыки самоорганизации.
При помощи используемых на занятии элементов проектной технологии формируются умения анализировать объект и обрабатывать полученные данные. Взаимодействие бригад между собой, развитие способности принимать решения в ситуации, моделирующей реальную, обеспечивается посредством соревнования и развивающего обучения.
Для оценки деятельности на занятии используется элементы педагогики сотрудничества, что позволяет студентам осуществить самооценку деятельности на занятии. Оценку деятельности по группам в течение урока проводит сам мастер, а в конце урока вместе с бригадирами подводит итоги в соответствии с разработанными критериями.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Профессия 23.01.03 Автомеханик
Учебная группа: А-21
Учебная практика УП.01 ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Тема учебного занятия: опиливание плоских и сопряженных поверхностей на примере изготовления ключа гаечного 8х10 мм.
Тип урока: урок актуализации знаний, умений, навыков и опыта (формируемых компетенций)
Вид урока: практическая работа
Место проведения: слесарная мастерская №107
Междисциплинарные связи:
МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения
ОП.03 Материаловедение
ООПу.03 Математика
ОВПб.01 Информатика
Средства обучения:
технические: слесарные верстаки, слесарные тиски, сверлильные станки,
заготовки - поковки гаечного ключа 8 ×10 мм, эталон изделия,
шаблоны радиусные. Напильники №1, №2, №3 плоские, круглые; чертилки,
кернеры, молотки слесарные, надфили, сверла Ø5, 7 и 9 мм, металлические линейки, штангенциркули, лекальные линейки;
информационно - коммуникационные - мультимедийная презентация МS PowerPoint 2007, ноутбук;
дидактический материал - чертеж, инструкционно - технологическая карта, таблица допусков и посадок.
Цели урока:
деятельностная: создание условий для совершенствования приемов опиливания и контроля качества на примере изготовления гаечного ключа.
содержательная: формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению
деталей;
ПК 1.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации;
ОК.1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
ОК.2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК.3. Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля,
оценки и коррекции собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;
ОК.4. Осуществления поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК.5. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности;
ОК.6. Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами.
Воспитательная: воспитание чувства коллективизма, соревнования и толерантности, культуры межличностного общения, интереса к избранной профессии.
Методическая: использование технологии кооперативного обучения в контексте практико-ориентированного урока для формирования профессиональных компетенций студентов.
Задачи урока:
учебно-практические:
- расширить представления обучающихся об использовании трудовых приемов при опиливании плоских и сопряженных поверхностей на примере изготовления ключа гаечного;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности, работы в группах сотрудничества;
- развивать умения и навыки применения полученных знаний на практике;
- совершенствовать трудовые навыки;
учебно-познавательные:
- создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;
- развивать способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности;
- создавать условия для применения полученных знаний;
воспитательные:
- содействовать воспитанию любви к профессии, положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах;
- способствовать развитию внимания, точности, аккуратности, сообразительности при выполнении работы.
Образовательные технологии: технология кооперативного обучения, информационно-коммуникационные технологии
Организационные формы образовательной деятельности:
- фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в группах по 5 человек).
Методы обучения и контроля:
- объяснительно-иллюстративный;
- опережающие задания;
- решение ситуационных задач;
- самостоятельная деятельность;
- презентация результатов самостоятельной работы;
- методы контроля и самоконтроля: самоконтроль, взаимоконтроль;
- методика «незаконченного предложения»
Прогнозируемый результат:
Составлять технологический процесс;
Читать чертеж;
Соблюдать технологическую последовательность обработки заготовки;
Выполнять контроль качества заготовки
Нормативный документ:
федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по профессии 23.01.03. Автомеханик от
2 августа 2013 года.
Основная литература
Адаскин А.М., Материаловедение: учебное пособие .- М.: издательский центр «Академия» , 2015.- 288 с.
Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения, учебник для подготовки рабочих на производстве. М.: «Высшая школа», 2014.-418 с.
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Учебник для нач. проф.образования.- М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2014.-320 Дополнительная
1. Кропивницкий Н.Н. Общий курс слесарного дела: учебное пособие. – М., «Высшая школа», 2015. – 408 с.
2. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело: учебное пособие.- Ростов – на -Дону: «Феникс», 2016. – 400 с.
Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы:
Методическая разработка по слесарному делу и технические измерения по теме: Опиливание плоских поверхностей. [Электронный ресурс].https://yandex.ru/
Методическая разработка урока производственного обучения по теме: Опиливание металла. [Электронный ресурс].http://www.sliderpoint.org/
Как сделать набор гаечных ключей.[Электронный ресурс].http://www.nofollow.ru/
Организационная структура учебного занятия
Наименования этапов учебного занятия/ регламент (в минутах) | Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе | Используемые методы, приемы | Виды деятельности студента | Виды деятельности мастера п/о | Средства контроля достижения планируемых результатов/формы организации со взаимодействия (интерактивного общения) на данном этапе | Формируемые ОК и ПК |
Практическая работа (6 часов) | | | | | | |
Вводный инструктаж (45 мин) | | | | | | |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности - 2 мин | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой режим | Словесные | Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность | Приветствует обучающихся. Настраивает студентов на продуктивную деятельность | Диалог | ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание – 15 мин | Активизация мыслительных операций и познавательных процессов. Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме; актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной и учебной деятельности; планирование личностного смысла урока; постановка целей урока. | Словесные | Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенной информации | Корректирует и конкретизирует тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания | Побуждающий диалог | ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения. |
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, обучающихся, необходимых для решения целей и задач урока - 12 мин | Отработка и осознание теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур; выявление и осознание сущности и особенностей изучаемой программы в соответствии с содержанием данной темы | Словесные | Демонстрация инструкционно-технологических карт, режущего и контрольно - измерительного инструмента | Выявляет и корректирует правильность и объем выполнения поставленных учебных задач. | Наглядное представление, объяснение | ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК.5. Использовать информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности; ПК 1.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей. |
4. Применение знаний, умений, навыков и опыта: – в знакомой (стандартной) ситуации – 16 мин | Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно-производственного задания | Наглядные | Восприятие трудовых приемов и контроля качества изделия. | Демонстрация трудовых приемов и контроля качества обрабатываемой поверхности. Ознакомление и предупреждение типичных ошибок | Диалог, наглядное представление | ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ПК 1.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации; |
Текущий инструктаж. Выполнение самостоятельной работы (5 час.00) | | | | | | |
5. Творческое применение и приобретение знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Отработка и контроль трудовых приемов при изготовлении детали | Практические | Выполнение практической работы | Целевые обходы рабочих мест: 1. Проверка организации рабочего места; 2. Проверка соблюдения технологической последовательности. 3. Проверка правильности выполнения трудовых приемов; 5. Проверка соблюдения правил безопасности труда; 6. Проверка правильности пользования контрольно- измерительным инструментом; 7. Проверка пользоваться технической и инструкционно-технологической документацией | Диалог, наглядное представление | ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ПК 1.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей. ПК 1.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
Заключительный инструктаж (15мин) | | | | | | |
6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия -10 мин | Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии, как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, новых познавательных задач и средств их достижения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Словесные. | Оценивают свою работу на занятии, осуществляют взаимооценку. | Разбирает наиболее характерные ошибки, оценивает работу студентов, организует диалоговое общение, стимулирующее рефлексивную деятельность, оценку и взаимооценку. Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки обучающимся и информирует о результатах проводимого соревнования. Отмечает лучших и бригаду – победителя. | Самооценка, взаимооценка, обсуждение | ПК 1.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
7. Инструкти-рование о выполнении домашнего задания - 5 мин | Ознакомление с домашним заданием, информация детализация его выполнению. | Словесные, наглядные | Производят запись домашнего задания в рабочей тетради | Инструктирует по выполнению домашнего задания | Диалог | |
Мастер п/о: спасибо, присаживайся. Сегодня у нас с вами урок учебной практики. Прошу вас проявлять на занятии больше активности и желаю всем успехов в работе. Помогать в проведении занятия сегодня мне будет Павел его задача – подсчёт баллов, которые будут получать члены бригады за правильные ответы.
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание
Мастер п/о: в детстве все вы мальчишки любили ремонтировать разбирать или собирать велосипед. Для этих целей, что обычно вы использовали? Какой инструмент?
Предполагаемый ответ: отвертку, пассатижи, гаечный ключ.
Мастер п/о: верно. Но самым востребованным являлся гаечный ключ.
Это совершенно простой инструмент, который необходим для соединения или разъединения резьбовых соединений. В наш век электроники, автоматики и компьютеризации гаечный ключ по-прежнему находит свое применение во всех сферах деятельности человека.
Исходя, из выше сказанного, как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке, что будем изготавливать?
Предполагаемый ответ: изготавливать гаечный ключ.
Мастер п/о: да, действительно это задача нашего урока.
Как известно, в современном промышленном производстве основную массу деталей различных машин и механизмов изготавливают на металлорежущих и металлообрабатывающих станках. Однако во время выполнения сборочных работ, особенно в ремонтном деле, слесарю приходится нередко подгонять детали друг к другу вручную. Во время подгонки и изготовления деталей слесарь выполняет различные слесарные операции и, чаще других - опиливание. Используя, данную слесарную операцию мы сегодня выполним изготовление гаечного ключа.
Смотрите, вот заготовка – поковка гаечного ключа (показываю). Как вы думаете, какие поверхности здесь нужно обрабатывать?
Предполагаемый ответ: надо будет обрабатывать две плоские поверхности головки ключа.
Мастер п/о: верно. Посмотрите на конфигурацию ключа, какие еще поверхности нужно обрабатывать?
Предполагаемый ответ: опиливание контура заготовки.
Мастер п/о: правильно. А еще?
Предполагаемый ответ: опиливание сопряженных поверхностей гаечного ключа.
Мастер п/о: все верно.
Мастер п/о: на занятиях теоретического обучения вы уже знакомились с темой опиливание металла. Давайте, вспомним, что собой представляет опиливание металла?
Предполагаемый ответ. Опиливание - это слесарная операция по удалению с поверхности заготовки слоя металла при помощи режущего инструмента - напильника.
Мастер п/о: все правильно, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Предполагаемый ответ: обучающиеся пытаются сформулировать тему урока, предлагают несколько названий, близких по названию тем (изготовление ключа гаечного по техпроцессу, обработка поверхностей гаечного ключа напильником)
Мастер п/о: корректирует формулировки обучающихся и объявляет тему.
Мастер п/о: как вы думаете, что является целью опиливания?
Предполагаемый ответ: целью опиливания является придание заготовке
заданных формы и размеров, а также заданной шероховатости поверхности.
Мастер п/о: да, действительно. Как вы считаете, исходя из темы нашего занятия, какова цель нашего урока?
Предполагаемый ответ: цель нашего урока: научиться правильно, опиливать плоские и сопряженные поверхности гаечного ключа.
Мастер п/о: верно. Как вы думаете, что нужно делать нам, чтобы правильно опиливать поверхности заготовки?
Предполагаемый ответ: чтобы правильно опиливать поверхности заготовки необходимо правильно выполнять технику и приемы опиливания, уметь пользоваться режущим и контрольно- измерительным инструментом, соблюдать технологический процесс изготовления ключа гаечного.
Мастер п/о: все правильно. Вот теперь сформируем цель нашего занятия. Попытайтесь определить ее самостоятельно.
Обучающиеся пытаются сформировать цель (научиться опиливать заготовку согласно чертежа, опиливать гаечный ключ по техпроцессу).
Мастер п/о корректирует ответы обучающихся и подводит к цели урока.
Мастер п/о: цель урока – совершенствование практических навыков и приёмов при изготовлении рожкового гаечного ключа, установление связи между практическими действиями в ходе выполнения технологического процесса.
Особенности нашего сегодняшнего урока состоят в следующем. Подгруппа разделена на 2 бригады, сформированы бригадиры, а это значит, проведем соревнование бригад. Надеюсь, каждая бригада уже готова проявить свои лучшие личные качества для достижения целей занятия? На протяжении всех этапов занятия будут оцениваться не только традиционные критерии - это организация рабочего места, соблюдение правил безопасности труда, качество выполненных работ, но и ваша активность, правильные, грамотные ответы.
Я подготовила Оценочные листы №1 и №2 (Приложение 1). В них оценивается как работа всей бригады, так и индивидуальные ответы.
В процессе ваших теоретических ответов я уже начала выставлять
отметки в оценочный лист №1. Это первый шаг в соревновании.
Посмотрите, пожалуйста - это заготовка - поковка ключа гаечного 8 х10 мм, а это конечный результат: готовое изделие с открытыми зевами (показываю образец), которое мы должны получить в процессе изготовления.
История появления этого простого инструмента относит нас в 15 век, но широкое применение он получил в 19 веке, когда начался подъем механизации во всех областях экономики и жизни. Кто первый изобрел гаечный ключ неизвестно, а патентов получено большое количество.
Гаечный ключ необходим не только слесарю по ремонту автомобилей, но и водителю, трактористу, станочнику и людям множества других профессий. Этот тип ключа в обязательном порядке присутствует в инструментах космонавтов.
Отсюда девиз нашего урока: «Ключ всему голова».
А ключи, изготовленные нами сегодня, будут переданы в
автосервисы города, где вы будете проходить производственную практику по профессии.
У каждого из вас на рабочем месте имеется рабочий чертеж (Приложение 2). На теоретических занятиях слесарное дело и технические измерения вы знакомились с правилами чтения чертежа. Давайте вместе разберем обозначения и таким образом прочтем его.
Мастер п/о: назовите материал заготовки и расшифруйте марку стали?
Предполагаемый ответ: материал заготовки-СТАЛЬ 40 Х-- это сталь
конструкционная легированная хромом, содержащая 0,40 % углерода и
около 1% хрома, применяется для ответственных деталей машин.
Мастер п/о: молодец, все правильно. А как вы считаете, материал заготовки ключа гаечного очень важен при эксплуатации?
Предполагаемый ответ: да, материал изготовления очень важен, чтобы
ключ не деформировался, был достаточно прочным и упругим.
Мастер п/о: верно. А сейчас давайте разберем габаритные размеры заготовки и назовем шероховатость поверхности ключа гаечного.
Предполагаемый ответ: длина заготовки 125 мм, ширина 1-й головки ключа - 22 мм, ширина зева 1-й головки ключа -10мм; ширина 2-й головки ключа -20мм, ширина зева 2-й головки ключа - 8 мм. Толщина головок ключа 4,5 мм. Толщина рукоятки – 2,5 мм. Шероховатость зевов и радиусов рукояток: - Rz 20, остальных поверхностей – Rz 40. Плоскости рукояток не подлежат обработке.
Мастер п/о: хорошо, присаживайся. Своим ответом принес бригаде 5 баллов.
А как вы думаете, какие поверхности на заготовке самые ответственные?
Предполагаемый ответ: я думаю, что самые ответственные поверхности гаечного ключа это – зевы ключа.
Мастер п/о: совершенно верно. Давайте, с вами определим допуск зева ключа (вызываю к доске). Пока Иван производит расчет допуска зевов ключа, а вам найти неуказанные предельные размеры на чертеже и определить их по таблице допусков и посадок, которая находится у каждого из вас на рабочем столе. Ответы впишите в таблицу №2 в свои рабочие тетради (Приложение 7). На выполнение задания норма времени одна минута. Время пошло.
Обучающиеся заполняют таблицу №2, мастер п/о проводит осмотр заполнения таблиц.
Время истекло. Внимание на экран. (Эталон ответа выводится на экран)
Сравните свои ответы с эталонным вариантом, выставите себе оценку, и заполненные таблицы передайте моему помощнику для подсчёта баллов. Результат выполнения работы каждого вносим в оценочный лист №1. Обращаю ваше внимание, что представленные критерии баллов используются при оценивании ваших ответов на протяжении всего соревнования.
Мастер п/о: итак, Иван произвел расчет. Давайте послушаем, чему равен допуск зевов ключа?
Предполагаемый ответ: номинальный размер первого зева ключа 10мм. Верхнее предельное отклонение + 0,2 мм. Получим наибольший предельный размер Dmах = 10+0,2=10,2мм. Нижнее предельное отклонение = +0,1 мм, отсюда Наименьший предельный размер – Dmin = 10+0,1 мм = 10,1мм. Допуск зева ключа будет равен: IТ = 10,2-10,1 = 0,1мм. Аналогично считаем допуск зева2-й головки ключа. Номинальный размер первого зева ключа 8 мм. Верхнее предельное отклонение + 0,2 мм. Отсюда наибольший предельный размер Dmах = 8+0,2=10,2мм, нижнее предельное отклонение = +0,1 мм, наименьший предельный размер Dмin = 8+0,1 мм.= 8,1мм. Допуск зева ключа: IТ = 8,2- 8,1 = 0,1мм. Хорошо, все правильно, присаживайся.
Иван также принес своей команде дополнительно «5» баллов.
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для решения целей и задач урока
Мастер п/о: чтобы изготовить гаечный ключ, необходимо иметь инструкционно - технологическую карту последовательности выполнения изделия. Для этого вам было выдано домашнее задание, разработать технологический процесс изготовления ключа гаечного, где вы применяли знания, приобретенные на уроках материаловедения и слесарного дела. Прошу бригадиров представить вариант технологический последовательности изготовления ключа гаечного, где вы подобрали оборудование, режущий и контрольно-измерительный инструмент. Прошу учитывать, что разметка производится по шаблону.
Мастер п/о: бригада №1, представьте ваш вариант технологического процесса последовательности изготовления гаечного ключа. Прошу бригадира. Вам слово (выступление бригадира) (Приложение 3).
Мастер п/о: бригада №2 - есть ли замечания, дополнения по технологическому процессу изготовления ключа гаечного бригады №1.
Предполагаемый ответ бригады №2: 1-я бригада, пропустила переход покрытия поверхности заготовки медным купоросом, т.к. без покрытия поверхности медным купоросом не видны линии разметки. В итоге в процессе обработки может произойти брак.
Мастер п/о: 1-я бригада вы согласны с замечанием 2-й бригады. Предполагаемый ответ: да, согласны.
Мастер п/о: пожалуйста, 2-я бригада, представьте ваш вариант технологического процесса изготовления ключа гаечного. Прошу бригадира. Вам слова (выступление бригадира) (Приложение 4)
Мастер п/о: бригада №1, есть ли замечания, дополнения по технологическому процессу бригады №2.
Предполагаемый ответ бригады №1: 2 -я бригада пропустила переход, сверление по направляющим отверстиям. Направляющее отверстие сверлят меньшего диаметра, для того чтобы предупредить уводку сверла при сверлении большего размера.
Мастер п/о: согласна ли 2-я бригада с этим замечанием?
Предполагаемый ответ: да, согласны.
Мастер п/о: хорошо. Вы правильно указали на ошибки друг друга. Для изготовления ключа гаечного нам необходим режущий инструмент, давайте подберем его, и продемонстрируем его назначение. Прошу, бригада №1. (Обучающийся 1-й бригады демонстрирует режущий инструмент и называет его применение).
Бригада №2, а вам подобрать и продемонстрировать контрольно-измерительный инструмент, который необходим для изготовления ключа гаечного.
(Обучающийся 2-й бригады демонстрирует контрольно-измерительный инструмент и называет его применение).
Мастер п/о: хорошо, молодцы, весь инструмент вы подобрали правильно.
Готовясь к проведению занятия, я тоже разработала инструкционно- технологическую карту изготовления ключа гаечного и изготовила эталоны изделия для пооперационного контроля качества. Мой разработанный технологический процесс состоит из 11 этапов (представляю инструкционно - технологическую карту и демонстрирую эталоны изделия по переходам) (Приложение 5).
Какие замечания, дополнения будут к моему технологическому процессу.
Предполагаемый ответ обучающегося бригады №1: считаю, что технологический процесс изготовления ключа гаечного мастера является самым полным и приемлемым, я предлагаю следовать его последовательности при изготовлении заготовки.
Мастер п/о: бригада №2 вы согласны?
Предполагаемый ответ: да, согласны.
Мастер п/о: подводим итог, в каждой бригаде по 2 ошибки, т.е. зарабатывают по 3 балла.
Применение знаний, умений, навыков и опыта:
– в знакомой (стандартной) ситуации (типовые задания);
Мастер п/о: Как вы думаете, какими качествами должен обладать слесарь?
Предполагаемый ответ: внимательностью, сообразительностью, точностью.
Мастер п/о: да, правильно, все эти качества необходимы слесарю. Так как любая из слесарных операций: разметка или рубка металла, опиливание или сверление, нарезание резьбы требуют точности выполнения, так как ошибка всего в 1 мм может привести к порче заготовки.
Прежде, чем приступить к выполнению задания, я покажу разметку гаечного ключа по шаблону. Разметка производится вдвоем, чтобы шаблон плотно прилегал к заготовке. Мне нужен помощник (вызываю одного обучающегося, далее комментирую и демонстрирую прием разметки ключа гаечного по шаблону).
Дефектом при опиливании плоских поверхностей является неплоскостность. Работая в одном направлении трудно получить правильную и чистую поверхность. Поэтому направление движения напильника на обрабатываемой поверхности должно меняться.
Сейчас я вам покажу приемы опиливания плоских и сопряженных поверхностей заготовки ключа гаечного и контроль качество опиленной поверхности (комментирую и показываю, в замедленном и быстром темпе приемы опиливания, контроль качества обрабатываемой поверхности).
А сейчас повторите за мной прием разметки ключа гаечного по шаблону. (вызываю двух обучающихся, по одному из каждой бригады)
Предполагаемый ответ: повтор приема разметки ключа гаечного по шаблону (комментируют и воспроизводят). Хорошо, присаживайтесь.
Мастер п/о: а сейчас повторите прием опиливания плоских поверхностей гаечного ключа и контроль качества опиливания(вызываю обучающегося из 1-й бригады)
Предполагаемый ответ: обучающийся комментирует и воспроизводит
прием и контроль качества опиливания. Молодец, спасибо, присаживайся.
Мастер п/о: прошу, повторить прием опиливания сопряженных поверхностей гаечного ключа и контроль качества опиливания (вызываю обучающегося из 2-й бригады).
Предполагаемый ответ: обучающийся комментирует и воспроизводит прием опиливания. Спасибо, присаживайся.
Мастер п/о: Молодцы, вы правильно воспроизвели приемы опиливания и контроль качества заготовки. Вы принесли своим бригадам по 5 баллов.
Мастер п/о: сейчас я хочу остановиться на типичных ошибках, которые могут возникнуть во время выполнения самостоятельного задания:
При разметке на заготовке получается несколько параллельных линий. Как вы думаете, в чем причина?
Предполагаемый ответ: при разметке ведут несколько линий, а не одну, т.к. при повторном проведении невозможно попасть в тоже место, в результате получается несколько параллельных линий, а отсюда брак при разметке.
При опиливании плоские поверхности имеют неплоскостность поверхности. Назовите основные причины, которые могут вызвать этот дефект.
Предполагаемый ответ: работают напильником в одном направлении, не применяя перекрестного опиливания.
Вмятины или царапины на поверхности заготовки. В чем причина? Предполагаемый ответ: в результате неправильного зажима заготовки в тисках и неправильно выбранного напильника.
Смещения отверстий при сверлении, как вы думаете из-за чего это происходит.
Предполагаемый ответ: производят не точное попадание сверла в керновое углубление или вообще не накернивают.
Предполагаемый ответ: сильный нажим штурвала при окончании сверлении в головках ключа.
Вот эти вышеперечисленные ошибки прошу учесть при изготовлении изделия.
У нас работает пост ОТК. В качестве контролеров выступят бригадиры, они будут оценивать работы конкурентов.
А сейчас хочу довести до вас основные критерии оценок изготовления гаечного ключа (Приложение 6), его параметры, которые вам необходимо соблюдать:
1.Размеры зева ключа.
2. Толщину головки ключа.
3. Отклонение от плоскостности поверхностей головок ключа.
4. Шероховатость головок ключа.
А сейчас произведем проверку ваших знаний, чтобы уяснить насколько вы готовы к дальнейшей работе. Воспользуемся формой блицопроса (Вопрос – Ответ) (мастер называет вопросы, чередуя их между бригадами).
Мастер п/о: бригада 1. Какой инструмент мы собираемся изготавливать?
Предполагаемый ответ: гаечный ключ.
Мастер п/о: бригада 2. Назовите марку стали заготовки?
Предполагаемый ответ: 40 Х (инструментальная, конструкционная)
Мастер п/о: бригада 1. Назовите основную операцию изготовления ключа?
Предполагаемый ответ: опиливание.
Мастер п/о: бригада 2. Какие поверхности обрабатываются в гаечном ключе?
Предполагаемый ответ: плоские и сопряженные.
Мастер п/о: бригада 1. Назовите основной контрольно - измерительный инструмент?
Предполагаемый ответ: штангенциркуль.
Мастер п/о: бригада 2. Назовите основной режущий инструмент?
Предполагаемый ответ: напильник.
Мастер п/о: бригада 1. Почему разметочные риски нужно наносить за один раз?
Предполагаемый ответ: при повторном проведении невозможно попасть в одно и то же место, отсюда брак при разметке.
Мастер п/о: бригада 2. Для чего заготовку покрывают медным купоросом?
Предполагаемый ответ: чтобы лучше были видны линии разметки.
Мастер п/о: Хорошо, все правильно вы ответили на заданные вопросы.
Прежде чем вы приступите, к самостоятельному выполнению задания. Для этого давайте вспомним требования по безопасным условиям труда при опиливании.
Ответ обучающихся: безопасные условия труда до начала работы, во
время и по окончании работы.
Мастер п/о: молодцы! Спасибо 1-й и 2-й бригаде за активную работу. Вы назвали все правила безопасности труда правильно. Я удовлетворена результатами нашей совместной работы и хочу сейчас её оценить:
1-я бригада 2-я бригада
Рейтинг бригады №1 - Рейтинг бригады №2 -
(Заношу в оценочный лист №1 отметки и подвожу итоги по результатам вводного инструктажа по бригадам).
Еще внимательно посмотрите на таблицу критерий оценок по изготовлению ключа гаечного которые находятся у каждого у вас рабочем месте. Прошу ознакомиться (Приложение 6).
У кого есть вопросы, предложения?
После перемены мы продолжим работу. Будем изготавливать гаечный ключ по выбранной инструкционно – технологической карте.
Я желаю вам успеха. А сейчас перерыв 10 мин.
Текущий инструктаж
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Мастер п/о: на данном этапе сегодня бригадиры окажутся в непривычной для них новой ситуации - мы их попросим проверять самостоятельные, индивидуальные работы всех членов бригад конкурентов.
Результаты труда на этом этапе будут тоже занесены в оценочный лист №2 (Приложение 1)
Целевые обходы рабочих мест обучающихся мастером:
-проверить организацию рабочего места;
-проверить правильность соблюдения технологической последовательности;
-проверить правильность выполнения трудовых приемов работы;
-проверить правильность пользования контрольно- измерительным инструментом;
- проверить проведение промежуточного контроля;
- проверить соблюдение правил безопасности труда;
Заключительный инструктаж.
Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия
На данном этапе рассматривается, как обучающиеся справились с самостоятельным заданием. Просмотр выполненных работ. Выставление отметок за работу каждому обучающемуся и бригаде в целом.
Мастер п/о: цели урока мы достигли. Вами были продемонстрированы навыки трудовых приемов при изготовлении гаечного ключа, соблюдена последовательность операций технологического процесса и
пооперационный контроль качества.
А сейчас, как результат нашего урока, подведем итоги соревнования в соответствии с отметками в оценочном листе, в который мы внесем результаты самостоятельной работы каждого члена бригады. На этом этапе отметки выставляли мы вместе с бригадирами.
Попрошу бригадиров каждой команды предоставить свои результаты проверки, подвести итоги индивидуальной самостоятельной работы ваших членов бригад. (Дополняем оценочный лист сведениями бригадиров). Бригадиры озвучивают баллы, полученные обучающимися во время выполнения самостоятельной работы, согласно критериям оценки баллов задания.
Мастер п/о: анализирует сообщения бригадиров о работе бригад. Отмечает положительные стороны и наиболее типичные недостатки (если таковые имеются) в работе обучающихся. Подводит итоги работы каждого обучающегося и всей бригады и сообщает результаты работы.
Вы довольны полученной отметкой. Вы считаете её справедливой? (ответы студентов).
А сейчас предлагаю вам по кругу каждому высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Вопросы: предполагаемые ответы:
сегодня я узнал… какой нужный инструмент гаечный ключ
Мне это пригодится… в работе и в повседневной жизни
было интересно… производить контроль зева ключа
было трудно…выдержать плоскостность поверхности ключа
я понял, что… не ошибся в выборе профессии
теперь я могу… гордиться тем, что моим ключом будет
работать слесарь в автосервисе
я почувствовал, что… морально удовлетворен, а физически устал
у меня получилось … опиливание сопряженных поверхностей
меня удивило… как важно соблюдать тех.процесс
мне захотелось…дома изготовить такой же ключ
Инструктирование о выполнении домашнего задания
Мастер п/о: на следующем занятии будем изготавливать не менее интересный инструмент - молоток слесарный с круглым бойком. Прошу вас к следующему занятию разработать технологический процесс обработки молотка слесарного с круглым бойком в соответствии с чертежом (Выдача чертежей бригадирам).
А закончить наш урок я хочу словами Анатоль Франса «Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью». Желаю вам, чтобы ваша профессия приносила вам только радость.
Урок окончен. Всем спасибо.
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № 1
Фамилия, Имя | Виды деятельности студентов |
Этап актуализации знаний и мотивации учебной деятельности | Оценка результатов домашней работы | Самооценка работы | Блиц - опрос | Итоговая отметка каждого обучающегося |
Опрос обучающихся | Составление тех. процесса | Подбор инструментов | По табл. №1 | Вопрос- ответ | Суммарный балл | Средне арифм. отметка за урок |
Вопрос- ответ | Чтение чертежа | Определение допуска зева ключа |
Бригада № 1 |
| 222224 | | | тех. | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итоговая отметка бригады №1: |
Бригада № 2 |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итоговая отметка бригады №2: |
Критерии баллов
«5» баллов - не допущено ошибок
«4»- допущена одна ошибка
«3»- допущено две ошибки
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ № 2
Фамилия, Имя | Виды деятельности студентов |
Оценка самостоятельной работы с заготовкой (оценивает мастер совместно с бригадирами) | Итоговая отметка каждого обучающегося |
Организация рабочего места | Соблюдение тех. процесса и умение пользоваться тех. документацией | Правильность выполнения трудовых приемов | Правильность пользования контрольно- измерительными инструментами | Проведение промежуточного контроля качества (по таблице № 2) | Соблюдение правил безопасности труда | Суммарный балл | Среднеарифм. отмет-ка за урок |
Бригада № 1 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Итоговая отметка бригады №1: |
Бригада № 2 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Итоговая отметка бригады №2: |
Критерии баллов
«5» баллов - не допущено ошибок
«4»- допущена одна ошибка
«3»- допущено две ошибки
Приложение 2
Приложение 3
Инструкционно - технологическая карта
Бригада №1
№ перехода | Переход | Инструменты и приспособления |
1 | Проверить соответствие заготовки по чертежу | Штангенциркуль, линейка |
2 | Опилить начерно плоскости головки ключа с одной стороны | Напильник №1 плоский, лекальная линейка |
3 | Разметить ключ по контуру и накернить центры отверстий | Чертилка, кернер |
4 | Сверлить в головках ключа направляющие отверстия Ø 5мм | Сверлильный станок, сверло Ø 5мм |
5 | Рассверлить отверстия Ø 7 и Ø 9мм | Сверлильный станок, тиски, сверло Ø 7 и Ø 9мм |
6 | Прорезать ножовкой зевы ключа | Тиски, ножовка по металлу |
7 | Распилить зевы ключа в размеры 8 и 10 мм | Напильники № 1, № 2,3, шаблоны, надфили |
8 | Опилить начисто обе стороны головки ключа в размер 4,5 мм | Напильник №1, № 2,3, штангенциркуль |
9 | Опилить по контуру ключа и притупить острые кромки | Напильник №1, № 2,3, штангенциркуль, шаблон |
Приложение4
Инструкционно - технологическая карта
Бригада №2
№ перехода | Переход | Инструменты и приспособления |
1 | Проверить соответствие заготовки по чертежу | Штангенциркуль, линейка |
2 | Опилить начерно плоскости головки ключа с одной стороны | Напильник драчевый плоский, лекальная линейка |
3 | Покрыть поверхность заготовки медным купоросом | кисть |
4 | Разметить ключ по контуру и накернить центры отверстий ключа | Чертилка, кернер |
5 | Рассверлить отверстия Ø 7 и Ø 9мм | Сверлильный станок, тиски, сверло Ø 7 и Ø 9мм |
6 | Прорезать ножовкой зевы ключа в размер 7и 9 мм | Тиски, ножовка по металлу |
7 | Распилить зевы ключа в размеры 8 и 10 мм | Напильники № 1, № 2,3, шаблоны, надфили |
8 | Опилить начисто обе стороны головки ключа в размер 4,5 мм | Напильник №1, № 2,3, штангенциркуль, |
9 | Опилить по контуру ключа и притупить острые кромки | Напильник №1, № 2,3, штангенциркуль, шаблон |
Приложение 5
Инструкционно - технологическая карта мастера п/о
изготовление ключа гаечного 8 х 10мм
№ перехо да | Эскизы | Переход | Инструменты и приспособления |
1 | | Проверить соответствие заготовки по чертежу | Штангенциркуль, линейка |
2 | | Опилить начерно плоскости головки ключа с одной стороны | Напильник драчевый плоский, лекальная линейка |
3 | | Покрыть поверхность заготовки с одной стороны раствором медного купороса | Кисть |
4 | | Разметить контур, зевы ключа и центры отверстий Ø8 и 10 мм в головка ключа | Чертилка, кернер |
5 | | в головках ключа направляющие отверстия Ø 5мм | Сверлильный станок, тиски, сверло Ø 5мм |
6 | | Рассверлить отверстия на Ø 7 и Ø 9мм | Сверлильный станок, тиски, сверло Ø 7 и Ø 9мм |
7 | | Прорезать зевы в размер 7и 9 мм | Тиски, ножовка по металлу |
8 | | Распилить зевы ключа в размеры 8 и 10 мм | Напильники №0,1, № 2,3, шаблоны, надфили |
9 | | Отпилить ключ по контуру (снять облой) | Напильник №0,1, № 2,3, шаблон, тиски |
10 | | Опилить начисто обе стороны головки ключа в размер 4,5 мм | Напильник №0,1, № 2,3, штангенциркуль, щуп |
11 | | Опилить по радиусу рукоятки и головки ключа и притупить острые кромки | Напильник №0,1, № 2,3, штангенциркуль, шаблон |
Приложение 6
Таблица критерий оценок изготовления ключа гаечного
№ п/п | Параметры | Критерии баллов по параметрам |
Отметка «5» баллов | Отметка «4»балла | Отметка «3» балла | Отметка «2» балла |
1 | Опиливание размеров зева ключа (отклонение от заданного размера) | от+0,1 до + 0,2мм | от+0,21 до + 0,25мм | cвыше + 0,25мм | свыше 0,3 мм |
2 | Опиливание толщины головки ключа (отклонение от заданного размера) | соответствует чертежу | 0,2 до+0,3 мм | cвыше + 0,3мм | свыше 0,4 мм |
3 | Отклонение от плоскостности поверхностей головок ключа | до + 0,1 мм | от + 0,1 до + 0,2 мм | cвыше + 0,2 мм | свыше 0,3 мм |
4 | Шероховатость поверхности головок ключа | ≤ Rz 80 | ≥ Rz 80 | свыше Rz 80 | свыше Rz 80 |
Приложение 7
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
Рабочая тетрадь
по творческим проектам
2020 г.
Нарисуй эскиз гаечного ключа 8 х 10 мм
Таблица №1
Выбор вспомогательных материалов и определение его количество при изготовлении ключа гаечного
Материалы | Количество материалов |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Таблица №2
Определить неуказанные предельные отклонения линейных размеров по 14- му квалитету и классу точности «средний»
ГОСТ 25670-83
Интервал номинальных размеров, мм | Предельные отклонения по классам точности, мм |
«средний» |
+t2 | -t2 | ±t2 |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Таблица №3
Определить величину допуска, наибольший и наименьший предельные размеры по заданным номинальным размерам и предельным отклонениям
ВАРИАНТЫ | Длина заготовки | Ширина 1-й головки ключа | Ширина 2-й головки ключа | Размер зева1-й головки ключа | Размер зева2-й головки ключа |
1. Номинальный размер, мм | | | | | |
2. Верхнее отклонение , мкм | | | | | |
3. Нижнее отклонение мкм | | | | | |
4. Наибольший предельный | | | | | |
5. Наименьший предельный | | | | | |
6. Допуск | | | | | |
Таблица № 4
План действий при изготовлении гаечного ключа
План действий |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
11. | |
12. | |
13. | |
Таблица №5
Технологическая карта на изготовление ключа гаечного
№п/п | Содержание и последовательность выполнения работы | Эскизы | Инструменты и приспособления |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
Таблица №6
Какие инструменты и приспособления необходимы для изготовления гаечного ключа?
Инструменты | Приспособления |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
7 | 7 |
8 | 8 |
9 | 9 |
Какие напильники по форме сечения необходимо применять для обработки плоских и сопряженных поверхностей ключа гаечного?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие параметры обрабатываемой заготовки необходимо учитывать при выборе напильника?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как зависит качество обрабатываемой поверхности от номера насечки напильника?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица №7
Неуказанные предельные отклонения линейных размеров по 14-му квалитету и классу точности «средний» ГОСТ 25670-83
Интервал номинальных размеров, мм | Предельные отклонения по классам точности, мм |
«средний» |
+t2 | -t2 | ±t2 | |
От 0,3 до 0,5 | - | - | | |
СВ 0,5 до 1 | ± 0,1 | |
СВ 1 до 3 | 0 - 0,25 | +0,25 0 |
СВ 3 до 6 | 0 - 0,3 | +0,3 0 | ± 0,1 | |
СВ 6 до 10 | 0 - 0,36 | +0,36 0 | ± 0,2 | |
СВ 10 до 18 | 0 - 0,43 | +0,43 0 |
СВ 18 до 30 | 0 - 0,52 | +0,52 0 |
СВ 30 до 50 | 0 - 0,62 | +0,62 0 | ± 0,3 | |
СВ 50 до 80 | 0 - 0,74 | +0,74 0 |
СВ 80 до 120 | 0 - 0,87 | +0,87 0 |
СВ 120 до 180 | 0 - 0,1 | +0,1 0 | ± 0,5 | |
СВ 180 до 250 | 0 - 1,15 | +1,15 0 |
СВ 250 до 315 | 0 - 1,3 | +1,3 0 |
СВ 315 до 400 | 0 - 1,4 | +1,4 0 | ± 0,8 | |
СВ 400 до 500 | 0 - 1,55 | +1,55 0 |