Школа: МБОУ СОШ № 42 с. Сандата
Ф.И.О.: Шматко Наталья Николаевна
Модуль: Основы светской этики
Класс: 4 класс
Тема: Совесть (урок 23)
Цель: Определить, что обозначают и как связаны между собой понятия «совесть» и «стыд»
Задачи:
- воспитывать способность правильно оценивать себя и поведение других людей
- сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.
- Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы организации урока: фронтальная, групповая.
Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, бумага для выполнения продуктивных заданий, ручки, конверты со словами.
Основное понятие: совесть.
Ожидаемый результат:
• В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.
• Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.
Организационный момент.
Встали все ровно.
Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу, улыбнемся нашим гостям. Поделимся со всеми хорошим настроением. Пожелаем мысленно добра и удачи своим близким.
Садитесь, начнем наш урок.
II. Введение в тему урока
- Сегодня мы с вами поговорим об очень важных вещах, но сначала послушайте притчу:
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек.
- Как думаете, чему обрадовался человек? (Выслушать ответы учащихся)
Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Беседа по притче.
- Что вас удивило?
-Почему он вернет кошелек хозяину? (Потому что его жизнь станет сплошной мукой)
-Что помогает человеку отличить добро от зла?
-Конечно же, это совесть.
Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? (совесть)
Давайте поближе познакомимся с этим словом. Я вам буду задавать вопросы, а вы мне хором будете отвечать “да” или “нет”.
Это слово связано: | | Это слово можно: |
– с растениями ( – ) – с животными ( – ) – с игрушками ( – ) – с человеком ( + ) | | – потрогать ( – ) – подержать в руках ( – ) – изготовить ( – ) – почувствовать ( + ) |
– Итак, что мы узнали о слове совесть?
Вывод: Это слово связано с человеком, его можно почувствовать.
Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:
Что такое совесть?
Различаются ли понятия стыд и совесть?
Открытие новых знаний.
А поможет нам ответить на один из этих вопросов мультфильм. (до слов, а что такое совесть?)
-Ребята, а как бы вы ответили Лунтику, что такое совесть? (Ответы)
- А как же ответил Лунтику дядя Корней? (просмотр мультфильма)
- Ребята скажите, как же дядя Корней объяснил значение слова совесть? (Голос внутри, который не дает совершать плохие поступки.
-Правильно ребята, это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.)
Работа с учебником.
- А теперь давайте обратимся к нашему учебнику. Откройте, пожалуйста, страницу 48 и прочитайте первый абзац текста самостоятельно.
Анализ текста по вопросам:
- Кто первым попытался понять и определить, что такое совесть? (Древнегреческий философ)
- С каким близким чувством связана совесть? (Стыд.)
- Что объединяет стыд и совесть? (переживание)
В чем разница между ними?
(Стыд – переживание за неправильный поступок перед другими людьми, совесть – переживание за неправильный поступок перед самим собой).
Так что же такое совесть? (совесть – переживание за неправильный поступок перед самим собой).
А стыд? (Стыд – переживание за неправильный поступок перед другими людьми)
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей) (были виноваты)
Игра «Чего нужно стыдиться?»
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни?
Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду говорить слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно».
Доброта
Жадность
Зависть
Любовь
Грубость
Некрасивые поступки
Уважение
Грубое отношение к людям
Честь
Смелость
Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться.
-Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
-Легко ли поступать по совести?
Вывод: В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри у нас.
-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть».
- Почему Нина Карнаухова не пошла в школу? (не приготовила уроки)
- Кого в роще встретила девочка?
– С какими словами она обратилась к нему? (Несчастный прогульщик)
– Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет)
– Что она сделала? (Вывела мальчика из рощи)
– Что обнаружила Нина, когда вернулась обратно? (Книги на месте, а завтрака нет)
– Что она сделала? (Села и заплакала.)
- Так почему Нина заплакала? (совершила плохие поступки, ей было стыдно)
Что указало девочке на неверный её поступок? (совесть)
-Как об этом говорит автор этого рассказа? (Её «грызла беспощадная совесть»)
-Как вы понимаете эти слова? (: Когда очень плохо бывает на душе за свои поступки, то это состояние души и называется «совестью».)
– За что? (За свои поступки)
– Перед кем? (Перед самим собой)
Совесть – переживание за неправильный поступок перед самим собой
Вывод: Нельзя совершать плохие поступки, за которые потом будет стыдно.
- А как работает совесть?
Это узнаем, прочитав в учебнике с. 49 первый абзац по цепочке.
- Какие важные дела заставляет делать совесть? (заставляет размышлять о своих поступках, напоминает об обязанностях, долге, ответственности, заставляет человека говорить себе правду).
- Ребята, так что же такое совесть? (Совесть – это наш внутренний судья).
-А теперь давайте покажем, где находится совесть.
На носочки тихо встали
Дружно ручки все подняли
Совесть там вы увидали?
Покачайте головой
Ручки на бок, и наклон.
Может тут её найдём.
Не нашли, и не беда,
Совесть рядом, где ж она?
Совесть рядом (к сердцу рука) здесь она.
- Ребята, очень трудно определить, где в человеке «живет» совесть – в сердце, в разуме, в душе.
Совесть – это внутренний голос человека, который помогает различать добро и зло, подсказывает, как правильно надо поступить в той или иной ситуации.
У вас на столе в конверте № лежат листочки с поступками людей. Представьте, что человек поступил не правильно.
Что может сказать совесть
если я:
Украл - верни
Солгал - скажи правду
Пожадничал - подари
Сказал злое слово - попроси прощения
Ребята самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
-А как вы думаете, гусеницы из мультфильма исправили свои ошибки?
- Давайте досмотрим его до конца.
- Так гусеницы исправили свои ошибки?
Как вы думаете, подойдёт ли к этому мультфильму пословица – «Совесть без зубов, а загрызёт».
Почему? (Подойдёт к гусеницам, так как совесть их мучила. И они всё-таки спасли Лунтика.)
Правильно, всегда нужно совершать правильные поступки, тогда совесть тебя не «загрызёт». Делая плохие поступки, совести — это не нравиться, и она начинает «злиться» грызть тебя.
И я вам предлагаю построить домик. Для этого давайте возьмём конверт № и выберем кирпичики с названием тех качеств, с помощью которых будем воспитывать в себе Совесть и построим домик, куда будем заходить, когда почувствуем, что мы не правы.
- Так что такое совесть?)
Чем же различаются понятия стыд и совесть? (совесть – переживание за неправильный поступок перед самим собой). (Стыд – переживание за неправильный поступок перед другими людьми)
- Что значит, жить в ладу со своей совестью? (совершать хорошие поступки)
Ребята, наша душа похожа на вулкан.
Ложь зависть, злоба - невидимые, словно стеклянная палочка, раскаленная в огне страсти, касаются нашей души и превращают все светлое, радостное, чистое в пепел. Злоба и зависть переполняют нас, и мы выплёскиваем все наружу: кричим и срываем злость на слабых, оскорбляем других людей.
ВЫБИРАЙТЕ САМИ, ЧТО ЛУЧШЕ:
Поступить по совести и сохранить чистоту души, или совершить плохой поступок.
Итог урока.
-Урок подходит к концу.
- Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:
Теперь я знаю…….
Теперь я умею…….
Теперь я (буду) не буду
Дома вы продолжите работу по данной теме. Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
В заключение урока я хочу показать вам слова, которые приготовила для вас.
Эти слова живут у нас в сердце.

Давайте разгадаем их.
– Что живет в сердце? совесть
– Что мы храним в сердце? секреты
– Что рождается в сердце, когда нам хорошо, весело? радость
– Сердце, чей дом? души
– Что есть сердце для нашего тела? солнце
– Что рождается в сердце, когда мы сердимся? гнев
– Что бы вы хотели изгнать из своего сердца? гнев
Изгоняйте гнев, живите в ладах с совестью и пусть ваше сердце светится, как солнце для других людей.
Понравились вам эти слова? Тогда я хочу подарить всем присутствующим на уроке маленькие частицы большого сердца с этими словами. (Исполнение песни «Дорога добра»)
Спасибо за урок.