СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок ОРКСЭ "Совесть" модуль "Основы светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Определить, что обозначают и как связаны между собой понятия «совесть» и «стыд»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок ОРКСЭ "Совесть" модуль "Основы светской этики"»

Школа: МБОУ СОШ № 42 с. Сандата

Ф.И.О.: Шматко Наталья Николаевна

Модуль: Основы светской этики

Класс: 4 класс

Тема: Совесть (урок 23)

Цель: Определить, что обозначают и как связаны между собой понятия «совесть» и «стыд»

Задачи:


- воспитывать способность правильно оценивать себя и поведение других людей

- сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.

- Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем.


Тип урока: открытие новых знаний.



Формы организации урока: фронтальная, групповая.


Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, бумага для выполнения продуктивных заданий, ручки, конверты со словами.


Основное понятие: совесть.


Ожидаемый результат:

• В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

• Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.


  1. Организационный момент.

Встали все ровно.

Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу, улыбнемся нашим гостям. Поделимся со всеми хорошим настроением. Пожелаем мысленно добра и удачи своим близким.

Садитесь, начнем наш урок.

II. Введение в тему урока

- Сегодня мы с вами поговорим об очень важных вещах, но сначала послушайте притчу:


Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек.

- Как думаете, чему обрадовался человек? (Выслушать ответы учащихся)

Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!


Беседа по притче.

- Что вас удивило?

-Почему он вернет кошелек хозяину? (Потому что его жизнь станет сплошной мукой)

-Что помогает человеку отличить добро от зла?

-Конечно же, это совесть.

Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? (совесть)


Давайте поближе познакомимся с этим словом. Я вам буду задавать вопросы, а вы мне хором будете отвечать “да” или “нет”.

Это слово связано:


Это слово можно:

– с растениями ( – )
– с животными ( – )
– с игрушками ( – )
– с человеком ( + )


– потрогать ( – )
– подержать в руках ( – )
– изготовить ( – )
– почувствовать ( + )

– Итак, что мы узнали о слове совесть?

Вывод: Это слово связано с человеком, его можно почувствовать.

Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:


Что такое совесть?

Различаются ли понятия стыд и совесть?

Открытие новых знаний.

А поможет нам ответить на один из этих вопросов мультфильм. (до слов, а что такое совесть?)


-Ребята, а как бы вы ответили Лунтику, что такое совесть? (Ответы)


- А как же ответил Лунтику дядя Корней? (просмотр мультфильма)


- Ребята скажите, как же дядя Корней объяснил значение слова совесть? (Голос внутри, который не дает совершать плохие поступки.


-Правильно ребята, это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.)


Работа с учебником.

- А теперь давайте обратимся к нашему учебнику. Откройте, пожалуйста, страницу 48 и прочитайте первый абзац текста самостоятельно.

Анализ текста по вопросам:

- Кто первым попытался понять и определить, что такое совесть? (Древнегреческий философ)

- С каким близким чувством связана совесть? (Стыд.)

- Что объединяет стыд и совесть? (переживание)

В чем разница между ними?

(Стыд – переживание за неправильный поступок перед другими людьми, совесть – переживание за неправильный поступок перед самим собой).

Так что же такое совесть? (совесть – переживание за неправильный поступок перед самим собой).

А стыд? (Стыд – переживание за неправильный поступок перед другими людьми)


- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей) (были виноваты)


Игра «Чего нужно стыдиться?»


Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни?

Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду говорить слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно».

Доброта

Жадность

Зависть

Любовь

Грубость

Некрасивые поступки

Уважение

Грубое отношение к людям

Честь

Смелость

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться.

-Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.


- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)


-Легко ли поступать по совести?

Вывод: В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри у нас.


-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть».


- Почему Нина Карнаухова не пошла в школу? (не приготовила уроки)

- Кого в роще встретила девочка?

С какими словами она обратилась к нему? (Несчастный прогульщик)

Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет)

Что она сделала? (Вывела мальчика из рощи)

Что обнаружила Нина, когда вернулась обратно? (Книги на месте, а завтрака нет)

Что она сделала? (Села и заплакала.)

- Так почему Нина заплакала? (совершила плохие поступки, ей было стыдно)

Что указало девочке на неверный её поступок? (совесть)

-Как об этом говорит автор этого рассказа? (Её «грызла беспощадная совесть»)

-Как вы понимаете эти слова? (: Когда очень плохо бывает на душе за свои поступки, то это состояние души и называется «совестью».)

– За что? (За свои поступки)

– Перед кем? (Перед самим собой)

Совесть – переживание за неправильный поступок перед самим собой

Вывод: Нельзя совершать плохие поступки, за которые потом будет стыдно.


- А как работает совесть?

Это узнаем, прочитав в учебнике с. 49 первый абзац по цепочке.


- Какие важные дела заставляет делать совесть? (заставляет размышлять о своих поступках, напоминает об обязанностях, долге, ответственности, заставляет человека говорить себе правду).


- Ребята, так что же такое совесть? (Совесть – это наш внутренний судья).


-А теперь давайте покажем, где находится совесть.

На носочки тихо встали

Дружно ручки все подняли

Совесть там вы увидали?

Покачайте головой

Ручки на бок, и наклон.

Может тут её найдём.

Не нашли, и не беда,

Совесть рядом, где ж она?

Совесть рядом (к сердцу рука) здесь она.


- Ребята, очень трудно определить, где в человеке «живет» совесть – в сердце, в разуме, в душе.


Совесть – это внутренний голос человека, который помогает различать добро и зло, подсказывает, как правильно надо поступить в той или иной ситуации.


У вас на столе в конверте № лежат листочки с поступками людей. Представьте, что человек поступил не правильно.

Что может сказать совесть

если я:

Украл - верни

Солгал - скажи правду

Пожадничал - подари

Сказал злое слово - попроси прощения

Ребята самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.


-А как вы думаете, гусеницы из мультфильма исправили свои ошибки?

- Давайте досмотрим его до конца.

- Так гусеницы исправили свои ошибки?

Как вы думаете, подойдёт ли к этому мультфильму пословица – «Совесть без зубов, а загрызёт».

Почему? (Подойдёт к гусеницам, так как совесть их мучила. И они всё-таки спасли Лунтика.)

Правильно, всегда нужно совершать правильные поступки, тогда совесть тебя не «загрызёт». Делая плохие поступки, совести — это не нравиться, и она начинает «злиться» грызть тебя.


И я вам предлагаю построить домик. Для этого давайте возьмём конверт № и выберем кирпичики с названием тех качеств, с помощью которых будем воспитывать в себе Совесть и построим домик, куда будем заходить, когда почувствуем, что мы не правы.


- Так что такое совесть?)


Чем же различаются понятия стыд и совесть? (совесть – переживание за неправильный поступок перед самим собой). (Стыд – переживание за неправильный поступок перед другими людьми)

- Что значит, жить в ладу со своей совестью? (совершать хорошие поступки)


Ребята, наша душа похожа на вулкан.

Ложь зависть, злоба - невидимые, словно стеклянная палочка, раскаленная в огне страсти, касаются нашей души и превращают все светлое, радостное, чистое в пепел. Злоба и зависть переполняют нас, и мы выплёскиваем все наружу: кричим и срываем злость на слабых, оскорбляем других людей.

ВЫБИРАЙТЕ САМИ, ЧТО ЛУЧШЕ:

Поступить по совести и сохранить чистоту души, или совершить плохой поступок.


Итог урока.

-Урок подходит к концу.

- Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:

Теперь я знаю…….

Теперь я умею…….

Теперь я (буду) не буду


Дома вы продолжите работу по данной теме. Расспросите родителей о значении совести в их жизни.


В заключение урока я хочу показать вам слова, которые приготовила для вас.

Эти слова живут у нас в сердце.

Давайте разгадаем их.

– Что живет в сердце? совесть

– Что мы храним в сердце? секреты

– Что рождается в сердце, когда нам хорошо, весело? радость

– Сердце, чей дом? души

– Что есть сердце для нашего тела? солнце

– Что рождается в сердце, когда мы сердимся? гнев

– Что бы вы хотели изгнать из своего сердца? гнев

Изгоняйте гнев, живите в ладах с совестью и пусть ваше сердце светится, как солнце для других людей.

Понравились вам эти слова? Тогда я хочу подарить всем присутствующим на уроке маленькие частицы большого сердца с этими словами. (Исполнение песни «Дорога добра»)

Спасибо за урок.