Открытый урок по алгебре в 8 классе
Тема: «Квадратные уравнения»
Цели:
1. Систематизировать материал по данной теме.
2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.
4. Выработать критерии оценки своей работы, умение анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать.
5. Отрабатывать навыки работы с квадратными уравнениями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сегодня мы проводим математический марафон. Тема сегодняшнего марафона « Квадратные уравнения». Марафон пройдет в несколько этапов.
А эпиграфом к нашему уроку станут слова «Уравнения – это
золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
В ходе марафона вы должны: закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце оцените свою работу как марафонцы.
2. Повторение основных понятий темы.
А сейчас открыли тетради и записали тему урока.
Итак, первый этап – теоретический.
Математический диктант. Я читаю предложения. Если оно верно – ставьте плюс, если неверно – минус. Начнем:
Квадратным уравнением называют уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где коэффициенты а, b, с – любые действительные числа, причём а ≠ 0.
Коэффициенты различают по названиям: а – первый или старший коэффициент, b- второй коэффициент, с – свободный член)
Квадратное уравнение называется приведённым, если его старший коэффициент отличен от 1,
Квадратное уравнение называется неприведённым – если первый коэффициент равен 1
Полное квадратное уравнение – это квадратное уравнение, в котором присутствуют все 3 слагаемых или в котором второй коэффициент и свободный член не равны 0.
ах2 +вх=0,(где а и в ≠ 0 ) полное квадратное уравнение
ах2=0 (а≠ 0) неполное квадратное уравнение
Дискриминант полного квадратного уравнения вычисляют по формуле
D = b2 – 4ас;
Если D
Если D = 0, то уравнение имеет 2 различных корня
Если D 0, то уравнение имеет 2 корня и их находят по формуле
х = -b± √ D
2а
Взаимопроверка: + + – – + – + + + – + (за каждый верный 1 балл)
СЛАЙД 2. Указать номера уравнений, являющихся квадратными.
х2 + 5х + 4 = 0
-3х3 – х2 + 4 = 0
8х – 5 = 0
х2 – 2х3 + 7 = 0
7х2 – 5 = 0
6(х + 2) = 3х – 4
4х – 2х2 = 0
– 1,6х2 = 0
3,4х2 + 6х = 0 (Ответ:1, 5, 7, 8,9) 5 баллов
УЧИТЕЛЬ: Подсчитайте число набранных вами баллов на пройденном этапе работы
и занесите в соответствующую графу оценочного листа (заносят).
3.УЧИТЕЛЬ: Продолжаем.2 этап практический
СЛАЙД 3. Михаил Васильевич Ломоносов говорил:
«Теория без практики мертва и бесплодна. Практика без теории
невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения»
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных квадратных уравнений, выполнив задания теста в течение 10 мин. (раздаю тесты). ).( 2 ученика решают на обратной стороне доски 2и 3; 4и5 соответственно)
№1. Решить уравнение: 5х2 = 0 1) - 3; 2) 0; 3) 3; 4) 1. |
№2. Решить уравнение: 2х2 – 3х + 5= 0 1) 5 ; 2) 3 и -4; 3) -3 и 4; 4) нет корней |
№3. Решить уравнение: 3х2 – 5х + 6 =0 1) – 2 и -3; 2) 2 и - 4; 3) 2 и 3; 4) -0,25 |
№4. Решить уравнение: х2 – 16 = 0 1) 4 и - 4; 2) 8 и -8; 3) 2 и 32; 4) -2 и 32 |
№5. Решить уравнение: 25х2 + 20х + 4 = 0 1) 0,2; 2) 2 и 5; 3) – 0,4; 4) 5. |
Оценка теста: 1задание – 1 балл 2 задание - 2 балла 3 задание – 2 балла 4 задание – 1 балл 5 задание -1 балл |
СЛАЙД 4. Ответы теста: 24313 (проверить с решениями на доске)
4.УЧИТЕЛЬ: Продолжаем нашу работу.
Напомните мне ,пожалуйста, как мы можем решить приведенные квадратные уравнения ?(используя теорему Виета: х1+х2=-в, х1×х2=с)
Третий этап – исследовательский.
У каждого из вас карточки с 6 уравнениями, рядом написаны корни среди которых есть верные, а есть и неверные. Вам необходимо найти ошибки. Напротив каждого равенства нужно написать верно или неверно.
Уравнения | корни | Верно или неверно? |
1) х2 +16х + 63=0 | 9 и 7 | неверно |
2) х2 + 2х - 48=0 | -6 и 8 | неверно |
3) х2 – 9х + 20 =0 | -4 и -5 | верно |
4) х2 +11х – 12 = 0 | 6 и -2 | неверно |
5) х2 + х – 56 = 0 | -8 и 7 | верно |
6) х2 – 19х+ 88 =0 | -11 и -8 | неверно |
В оценочный лист выставляем: 3 балла – 5 – 6 правильных ответов, 2 балла - за 4 правильных ответа, 1 балл – за 3 правильных ответа.
5.УЧИТЕЛЬ: А сейчас мы проведём с вами физкультминутку.
откиньтесь на спинку стула, прикройте веки, крепко зажмурьте глаза, откройте глаза, поморгайте. Повторите 4 раза.
сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо – посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево – посмотреть на локоть левой руки. Повторить 4 раза.
по 4 раза, не поворачивая головы, глазами проводим вверх – вниз, затем влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, рисуем глазами знак бесконечности.
Мы преодолели третий этап. Впереди нас ждут еще более интересные задания.
6. Самостоятельная работа (работа в парах)
УЧИТЕЛЬ: А теперь самостоятельно в группах решить уравнения .
(раздаю карточки)
1 группа(1 ряд) Решить уравнение: Оценка: 2 балла Ответ: -1 и 23 | 2 группа( 2 ряд) Решить уравнение: = Оценка: 2 балла Ответ: 2и 2 | 3 группа( 3 ряд) Решить уравнение: =х(10х-9) Оценка: 2 балла Ответ: и 1 |
7.Шестой этап - этап эрудитов
Решим задачу, с помощью квадратного уравнения.
Задача: Найдите периметр прямоугольника, длина которого на 4 см больше ширины, а площадь равна 60 см2.
1 ученик пишет краткое условие и составляет уравнение.
2 ученик решает уравнение.
3 ученик проверяет корни и отвечает на вопрос задачи( пишет ответ)
V. Подведение итогов.
Каждый ученик сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.
Давайте, оценим свою активность на уроке (1-3 балла) и поставим себе оценку за урок: 26-28 баллов – «5», 20 – 25 баллов – «4», 13 – 19 баллов – «3» .
Назовите свои оценки ,я их выставлю в журнал.
Рефлексия:
- на сегодняшнем уроке я понял…
-сегодня мне удалось…
-я смог…
-мне было трудно…
- теперь я могу…
VI. Домашнее задание: №561,578
УЧИТЕЛЬ: Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока СЛАЙД 1 «Решение
уравнений - это золотой ключ, открывающий все сезамы».
Мне хотелось бы вам пожелать , чтобы каждый из вас нашел в жизни свой золотой ключик, с помощью которого перед вами открывались бы любые двери.
Урок окончен. Спасибо за работу. Будьте здоровы.
МБОУ «Каспийская гимназия»
Открытый урок по алгебре в 8 классе
«Квадратные уравнения»
Учитель математики Шихвердиева М.Н.