СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме «Решение неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Подготовка к ГИА»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме «Решение неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Подготовка к ГИА»»




Министерство образования и науки Республики Дагестан

МБОУ «Хамаматюртовская СОШ№1имени Р.Я Бекишева » муниципального района

«Бабаюртовский район»

368064 с. Хамаматюрт ул. Абдуллаева Б.Д.№1:тел. 8(928)250-24-17

ИНН 0505002874: ОГРН 1040501098703: ОКПО 25201372:

http://kham.dagestanschool.ru: e-mail: [email protected]






Открытый урок

по алгебре в 9 классе


по теме

«Решение неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Подготовка к ГИА»














Выполнила:

Учитель математики Заирханова Нюрай Махачевна

2018 год



Цель: Обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся и практические навыки по теме «Неравенства. Решение неравенств методом интервалов.»; Совершенствование навыков решения линейных неравенств, неравенств второй степени, решение неравенств методом интервалов. Подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить и закрепить понятие «решения неравенства».

Повторить и закрепить метод решения  квадратичных неравенств на основании свойств  квадратичной функции.

  1. Повторить и закрепить метод интервалов для решения неравенств  степени выше второй.

Развитие математического мышления; техники вычисления, умения логически мыслить и рационально работать;Усиление практической направленности данной темы для качественной подготовки к сдаче ГИА


Развивающие: развивать познавательные и творческие способности, мышление, наблюдательность, сообразительность и навыки самостоятельной деятельности; привитие интереса к математике;


Воспитательные: умение работать в команде (группе), желания активно учиться с интересом; четкость и организованность в работе; дать каждому ученику достичь успеха;

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование:Школьные принадлежности, доска, мел, учебник, раздаточный материал, мультимединая доска


Ход урока

1. Организационный момент

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Мы с вами в 8 классе изучили линейные неравенства и в 9 классе в течение нескольких уроков учились решать неравенства второй степени и выше. Все ли неравенства мы решаем одинаково? Конечно же нет.

Мы применяем различные подходы в зависимости от вида неравенства.

Сформулируйте учебную задачу нашего урока, опираясь на то, о чём мы сейчас говорили.

Наша задача – повторить виды неравенств и способы их решения, систематизировать и обобщить знания о методах решения в каждом конкретном случае, а также закрепить вычислительные навыки с целью подготовки к успешной сдаче ГИА.


Эпиграф Математика - это язык, на котором написана книга природы.

Это слова выдающегося ученого, имя которого мы назовем в ходе нашего урока. Так давайте и мы с вами напишем строку в этой великой книге природы.

3.Актуализация знаний

а) Контроль домашней работы. Домашняя работа отображена на экране проектора. Учащиеся проверяют домашнюю работу, задают вопросы.

б) . Установите соответствие .(На мультимедийной доске изображена таблица)

1

3х³ + 6х²

А

( а + 5)²

2

х² — 5х + 6

Л

(х + 2)(х² — 2х + 4)

3

х² - 36

Й

5х - 10х²

4

а² + 10а + 25

Л

16 — 24у + 9у²

5

х³ + 8

Е

1 - 49у²

6

3а — 3с + ха - хс

Г

3х²(х + 2)

7

(4 - 3у)²

И

( а — с) (3 + х)

8

(1 — 7х)(1 + 7у)

.

( х — 3)(х - 2)

9

5х(1 - 2х)

Г

(х — 6)(х + 6)


Если задание выполнено правильно, получим имя ученого Г. Галилей, слова которого являются эпиграфом нашего урока.

Краткая справка о жизни и деятельности Г. Галилея ( приложение 1)


4. Обобщение и систематизация знаний

а) У доски работают по карточкам два учащихся. Учащиеся, сидящие на 1 варианте решают задания первого учащегося, на 2 варианте — второго учащегося.


Решите неравенства:

1 учащийся 2 учащийся

а) 3(2 + х) 4 — х ; а) -( 4 — х) ≤ 2( 3 + х)

б) х² — 8х + 15 0; б) х² — 14х + 40

в) х(х² — 25) ≤ 0; в) 2х — х² 0

г) х — 5 ≥ 0 . г) х( 3 — х)(х — 7) ≤ 0

2х + 6


Учащиеся у доски комментируют решение неравенств, отвечают на вопросы, которые им задают учащиеся с места.


б) Укажи верный ответ.


1) 20 — 3(х — 5)


1) ( -4; + ∞ ); 2) ( - ∞ ; - ¼); 3) ( - ¼ ; + ∞) ; 4) (- ∞ ; - 4)


2) 4х + 5 ≥ 6х — 2






3) х² — 4х + 3 ≥ 0









4) Решение какого из данных неравенств изображено на рисунке?





1) х² + 4 0; 2) х² - 4 0 ; 3) х² + 4 0 ; 4) х² - 4 0;


5) ( 2х — 5)( х + 3) 0








Правильно ответив на вопросы, вы получите слово.



В а р и

а н т ы

О т в е

т о в


1

2

3

4

1

- д

- а

- м

+ в

2

- и

+ н

- б

- у

3

+ о

- к

- ф

- л

4

- г

- т

+ р

5

- ж

+ е

- ш

- ч


В Н О Р Е — собери слово ( верно)



5) Применение знаний и умений в новой ситуации

а) Рассмотрим общий метод интервалов.

Ян Амос Коменский говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию». Сегодня мы с вами познакомимся с общим методом интервалов.


Нами уже рассматривался метод интервалов для решения квадратных неравенств. Применим тот же метод к решению неравенств высоких степеней.

При исследовании знака многочлена над промежутком справа ставят знак « +» , так как на этом промежутке все множители положительны. Затем , двигаясь справа налево , при переходе через очередной корень меняют знак, если соответствующий этому корню двучлен возведен в нечетную степень, и сохраняют знак, если он возведен в четную степень, так как знаки двучлена и его нечетной степени совпадают, а четная степень двучлена всюду положительна, кроме корня этого двучлена.

Рассмотрим схему решения на следующем примере.


Еще небольшое замечание, что бы применять метод интервалов, нужно сначала привести в неравенство к указанному виду (т.е. разложить на множители).

Решим неравенство ( х + 5)6(х + 2)³х( х — 1)²(х — 3)5 ≥ 0

Данный многочлен имеет корни: х1 = - 5 кратности 6, х2 = - 2 кратности 3, х3 = 0 кратности 1, х4 = 1 кратности 2, х5 = 3 кратности 5 . Нанесем эти корни на числовую ось. Применим общий метод интервалов.









Ответ: { -5}U [ -2; 0] U { 1 } U [ 3 ; +∞)



Решим неравенство ( х — 1)²( х² — 2х — 3) ≥ 0

(5х — х²)( х + 2)

Отметим, прежде всего, что знаменатель неравенства не может быть равен нулю и найдем область определения неравенства: (5х — х²)( х + 2) = х(5 — х)(х + 2), откуда х ≠ -2; 0; 5.

Разложим квадратный трехчлен х² — 2х — 3 на множители , получим х² — 2х — 3 = ( х — 3)( х + 1). Тогда имеем

х( х — 1)²( х — 3)( х + 1)(5 — х)(х + 2) ≥ 0





Ответ : ( -∞; - 2) U [ -1; 0) U {1}U [ 3; 5)

б) Самостоятельная работа с взаимопроверкой.( карточки)

1 вариант

2 вариант

1

4( 2х — 1) - 3(3х +2) 1

1

9( х — 2 )- 3( 2х + 1) 5х

2

2х² — 7х — 9 ≤ 0

2

5х² + 3х — 8 ≥ 0

3

5х² — 10х

3

х(х² — 36)

4

(х + 7)(2 — х) ≥ 0

4

6 — х ≥ 0

х + 2

5*

( х — 8)²( х² — 4х — 5) ≥ 0

(х² — 9)( х + 3)

5*

( х + 2)3(х + 9)4( х — 3)²(х² + 5х) ≥ 0



Ответы на мультимедийной доске

1 вариант

2 вариант

1

( -∞; - 11)

1

( 10,5; +∞)

2

[ - 1; 4,5]

2

( -∞; - 1,6] U [1; +∞)

3

( 0 ; 2)

3

( -∞; - 6) U (0; 6)

4

[ -7; 2 ]

4

( - 2; 6]

5*

[ -1; 3) U [5; +∞)

5*

[- 9; - 5 ] U[- 2; 0] U [ 3; +∞)



Критерии оценивания : 1 задание - «2», 2-3 задания - «3», 4 задания - «4», 5 заданий - «5»

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Ребята, помог ли вам урок систематизировать материал по теме «Решение неравенств»?

Что нового вы узнали на уроке?

Каждый ученик заканчивает высказывание.


Сегодня на уроке я узнал …

Было интересно …

Было труднее всего …

Я знал плохо, а теперь разобрался лучше...

Я выполнил задание...

Я понял, что …

Мне понравилось на сегодняшнем уроке …

Теперь я самостоятельно могу …

Меня удивило то, что …

Я научился …

Урок дал мне …

Я приобрёл …


8) Домашнее задание ( творческое) Придумать тест (5-8) неравенств и решить их. - на «5»

остальные по карточкам.

Решите неравенства и выберите верный вариант ответа.

1) 22 — х 5 — 4( х — 2)









2) х² — 3х — 4 ≤ 0








3) х² + 23х ≤ 0

1) ( - ∞ ; - 23) U ( 0; + ∞) ; 2) ( - ∞ ; - 23] U [ 0; + ∞) ; 3) ( - 23; 0) ; 4) [ - 23; 0]

4) 5х²( х² - 81)( х² + 18х + 81)

1) ( -∞ ; - 9) U (9; +∞) ; 2) ( - 9; 0) U (0 ; 9); 3) [ - 9; 0] U [0 ; 9] ; 4) ( -∞ ; - 9) U (0 ; 9);












.






























Отзыв

на урок ,проведенный Заирхановой Н.М по теме

«Решение неравенств методом интервалов»

Урок прошел на высоком методическом уровне. Цели были определены и доступны для учащихся. Содержание урока соответствовало уровню развития учащихся. Все этапы урока последовательны и логически связаны. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалась целостность и завершенность урока. Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков. Использование на уроке наглядного материала способствовало развитию обучения, сознательности и активности учащихся, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой.

В течение урока были использованы следующие методы обучения: диалог учитель-ученик, актуализация ранее изученного материала, самостоятельная работа, создавалась проблемная ситуация. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся.

На каждом этапе осуществлялась постановка учебных задач, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная. Осуществлялся контроль учителя, самоконтроль и самооценка результатов работы. Были подведены итоги урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Урок был организован с использованием информационно-коммуникативных технологий обучения. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Речь учителя была грамотной, доступной, содержательной.

Учащиеся были активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.

Урок Казанбиевой Ильмухан Алипкачевны заслуживает высокой оценки.



Зам. директора по УВР ______________ /Бекмурзаева Ш.Ш./

Рук. МО учителей математики ___________________/Казанбиева И.А./

Рук. МО учителей английского языка _________________ /Забитова У.А./



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!