3
Открытый урок для 6 класса
по теме: «Отдел Покрытосеменные растения»
Нежность зеленой травы, запах цветов, гордая выправка лесов - все это часть нашей жизни, часть нас самих. Ведь недаром было сказано:
«Человек, будь он трижды гений,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства»
Цель урока:
проверка знаний учащихся по теме «Отдел Покрытосеменные растения»
Задачи:
Обучающая: повторение и закрепление полученных знаний по теме
Развивающая: развитие познавательного интереса, памяти, навыков работы в группе
Воспитывающая: создание ситуации успеха, воспитание нравственных качеств: коллективизма, чувства товарищества, ответственности за свои действия и всей команды.
Тип урока: урок проверки знаний (обобщающий урок)
Форма урока: урок-викторина
Образовательные технологии: игровые, групповые, индивидуальные
Урок включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания учащихся по данной теме.
Предварительная работа: В ходе подготовки к уроку учащиеся делятся на 2 групп (по 4 человек в группе). Каждая группа по жребию выбирает семейство растений, которое она изучает более подробно. Например, I группа розоцветные; II-лилейные.
Оборудование: Карточки, гербарий, таблицы, необходимые для проведения конкурсов готовятся заранее. Столы в классе ставятся полукругом. Учащиеся каждой группы сидят за отдельными столами. Члены жюри, в состав которого входят завуч школы, учителя смежных предметов, члены биологического кружка, оценивают работу групп в целом и каждого отдельного ученика.
Конкурс 1:
Приветствие команд (название, девиз, эмблема и стенгазета).
Конкурс 2:
Каждая команда дает общую характеристику данного класса.
Конкурс 3:
Разминочное задание: необходимо указать семейство, к которому принадлежит названное растение
Конкурс 4“Отгадай-ка”:
Это конкурс загадок, связанных с растениями. Но участники должны не только назвать растение, но и семейство, к которому оно принадлежит.
1. На жарком солнышке подсох
И рвется из бобов … (горох, бобовые)
2. Белая корзинка,
Золотое донце
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (ромашка, сложноцветные)
3. Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий.
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (лук, лилейные)
4. Что в хлебе родится,
А есть не годится? (василек синий, сложноцветные)
5. Красная мышка
С белым хвостиком
В норке сидит
Под зеленым листом. (редис, крестоцветные)
6. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (пшеница, злаковые)
7. Тощий белый корнеплод
Под землею вглубь растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам вполне он годен:
Все от взрослых до ребят,
С холодцом его едят. (хрен, крестоцветные)
8. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка,
Куст в колючках будто еж,
И зовется … (ежевика, розоцветные)
9. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (помидор, пасленовые)
10. Закопали в землю в мае,
И 100 дней не вынимали.
А копать под осень стали,
Не одну нашли, а 10
Как ее названье, дети? (картофель, пасленовые)
11. Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одежки отдала,
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (капуста, крестоцветные)
12. Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя для мне родная земля. (земляника, розоцветные)
Конкурс 5: «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?»
1) сетчатое;
2) мочковатая;
3) крестоцветные, розоцветные, пасленовые;
4) одна семядоля;
5) злаковые, лилейные;
6) две семядоли;
7) параллельное или дуговое;
8) стержневая.
Каждая группа имеют набор цифр от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.
Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных — .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных — .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных — ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных —...».
Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.
За каждое правильно вставленное слово жюри присуждает группе 1 балл (максимальное количество баллов за этот конкурс – 8)
Конкурс 6: “Айболит”.
Название этого конкурса указывает на лечение болезней. Болезнь можно вылечить с помощью лекарственных растений, которые прежде чем использовать, надо хорошо знать: от чего, от какой болезни, в каком количестве надо применять.
И вам, ребята, предлагается в течение 3 минут записать на листиках названия лекарственных растений, принадлежащих к изученным семействам.
Конкурс 7: “Это вкусно”.
Говоря в начале урока о роли покрытосеменных растений, мы сказали, что их человек использует в пищу. Едим мы плоды, листья, побеги, корнеплоды, луковицы. Суть конкурса состоит в следующем. За три минуты вы должны записать на листе бумаги, на котором записан алфавит, напротив каждой буквы название растения, используемого человеком в пищу: овоща, фрукта, ягоды, принадлежащего к изученным семействам. Побеждает та команда, которая перечислит больше растений.
Конкурс 8: Легенды и мифы
Конкурс 9: Литературный конкурс
Подведение итогов