ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
7 класс
ТЕМА: «КЛАСС ПТИЦЫ»
ТЕМА: «КЛАСС ПТИЦЫ»
Цели урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, происхождением и внешним строением, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;
1.Образовательные.
Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.
Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.
2.Коррекционно- развивающие
Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
Корректировать коммуникативные умения ( метод работы в малых группах)
3. Воспитательные
Ход урока.
Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.
Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.
Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
Кто относится к пресмыкающимся?
Где преимущественно обитают эти животные?
Игра «Что? Где? Когда?»
Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?
Ответ. Регенерация.
Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.
Самый-самый. Назовите самую большую змею на планете Земля.
Ответ: Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.
Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?
Ответ. У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.
Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.
Ответ: Это динозавры.
Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см.
Ответ: это крокодил
Змеиный вопрос. Почему гремучая змея получила такое название?
(На её хвосте чешуйки, которыми змея шумит во время опасности)
ИТОГ ИГРЫ.
( Мы с вами говорили об удивительном мире пресмыкающихся
или рептилии. Эти древние животные, ровесники динозавров живут и посей день.
Сегодня на уроке речь пойдет о не менее интересных представителях животного мира)
Переход к изучению нового материала
Постановка проблемы:
С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов.
Они населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без их щебета мир был бы скучен. Они наши пернатые друзья и живут рядом с нами.
Кто это?
Слайды № 1,2,3
Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы – наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделяющихся на 40 отрядов.
Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.
Слайд №5
- На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?
Обобщение ответов обучающихся
Слайд №5
Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.
4. Изучение новой темы
Слайд №4 №6
Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал).
К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.У птиц выделяют ряд особенностей строения, позволившие им подняться в небо.
Слайд № 7,8, 10, 9, 11,12,13,14.
Черты, связанные с полетом:
превращение передних конечностей в крылья;
перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;
облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;
киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;
воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;
ряд особенностей скелета.
В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.
Слайд № 15,16.
Перо – это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. Перьевой покров состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.
Приступаем к выполнению лабораторной работы для того, чтобы лучше познакомиться с видами, строением и значением перьев птиц.
Слайд №19
Лабораторная работа №_9___. Строение перьев.
Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации
1.Прочитать по учебнику стр.202, первый абзац, рассмотреть с помощью лупы строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.
2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.
Сравните строение контурных и пуховых перьев.
Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.
Подготовьтесь устно ответить на вопросы.
Какие типы пера вы знаете?
Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
Каково значение пера для птицы?
Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.
Тема: Особенности строения пера.
Тип пера | Рисунок пера | Значение пера |
Контурное | | Контурные перья выполняют разные функции: -маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла. -рулевые образуют плоскость хвоста. -покровные придают телу обтекаемую форму (ими одето туловище). |
Пуховое | | - Под контурными перьями лежат пуховые перья – не имеют бородок(пластинок) второго порядка (не образуют сомкнутого опахала). |
Пух | | - Пух – пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию. |
слайд №17.№18.
Итоги лабораторной:
Слайд №21,№22.
Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.
Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.
Износившиеся перья заменяются новыми в период сезонных линек
А знаете ли вы, сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.
Слайд № 23
При размножении птицы откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Одни птицы строят гнезда, другие откладывают их прямо на землю, в траву, в дупла деревьев, на скалы. Некоторые виды кукушек подкладывают их в гнезда другим птицам. Послеинкубации – содержания яиц при определенной температуре в течение необходимого для развития времени – из яиц вылупляются птенцы.
Слайд № 25 ,№26
Птенцы вылупляются либо голые, слепые и беспомощные – это птенцы гнездовых птиц, либо опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью, - это птенцы выводковых (или птенцовых) птиц.
Слайд
Птицы – животные теплокровные, с постоянной температурой тела, совершенными органами дыхания. Легкие птиц многоячеистые, соединенные с воздушными мешками, что обеспечивает поступление кислорода в кровь при вдохе и выдохе.
Слайд №
У птиц четырехкамерное сердце. Оно обеспечивает несмешиваемость артериальной и венозной крови. Хорошо развиты головной мозг и органы чувств.
ОТРЯД ПИНГВИНЫ
Слайды №
15-17 видов, появились около 60 млн. лет назад. Пингвины не могут летать: их задние конечности с перепонками, а передние превращены в ласты, которые активно используются при плавании. По земле эти птицы ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, держа при этом тело на задних ногах вертикально. При остановках опираются на жесткое оперение хвоста. По льду и плотному снегу скользят, лежа на брюхе, отталкиваясь всеми конечностями.
Оперение иное, чем у других птиц: перья мелкие, жесткие, плотные, вершинами налегающие друг на друга, как черепица, ежегодно меняющиеся. Пуховых перьев нет. Под кожей всегда накапливается жир толщиной до 3 см. Плавают быстро, со скоростью до 36 км/ч. Из воды на берег выпрыгивают, преодолевая преграды полутораметровой высоты. Питаются рыбой, кальмарами, крабами, мелкими ракообразными.
Однажды образовавшаяся пара пингвинов сохраняется на всю жизнь. Гнезда устраивают на берегу из мелких камней либо в углублениях на земле. В кладке 1-2 яйца, насиживает либо самец, либо оба родителя поочередно, сменяя друг друга. При размножении и насиживании эти птицы образуют большие скопления.
Ролик
Закрепление
Слайд № 42.
Выберите правильные утверждения
Все птицы способны к полету.
Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.
3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад.
4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.
5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.
7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.
8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.
9. Сердце у птиц четырехкамерное.
10. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.
6. Подведение итогов занятия.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание:
Составить кроссворд на тему: «Птицы»
параграф 51.(до стр.203)
Инструктивная карточка
1.Прочитать по учебнику стр 201, первый абзац, рассмотреть с помощью лупы строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.
2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.
Сравните строение контурных и пуховых перьев.
Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.
Подготовьтесь устно ответить на вопросы.
Какие типы пера вы знаете?
Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
Каково значение пера для птицы?
Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.
Тип пера | Рисунок пера | Значение пера |
Контурное | | Контурные перья выполняют разные функции: -маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла. -рулевые образуют плоскость хвоста. -покровные придают телу обтекаемую форму (ими одето туловище). |
Пуховое | | - Под контурными перьями лежат пуховые перья – не имеют бородок(пластинок) второго порядка (не образуют сомкнутого опахала). |
Пух | | - Пух – пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию. |
Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
(Птица)
Перелётные птицы
Чёрный, проворный,
Кричит "Крак",
Червякам враг.
(Грач)
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться
- Два могучих крыла
У хозяина, ...
(Орла)
Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
(Утка)
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь - и был таков.
(Пеликан)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
В воде купался,
Сух остался.
(Гусь)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Гнездо свое он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут?
(Кукушка)
Пёстрая крякуша
Ловит лягушек?
(Утка)
Гнездо под крышей
- Ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку,
Каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (Ласточкой) звать.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
(Соловей)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
Домашние птицы
Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - ...
(Гусь)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ...
(Индюк)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
(Петух)
Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница,
Впереди корабль идёт,
За собою их ведёт,
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперёд
Всю ватагу повернёт.
(Утка с утятами
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Кто больше всех кричит,
А меньше всех делает.
(Петух)
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо.
(Цыплёнок)
Сидел на заборе,
Пел да кричал,
А как все собрались,
Взял да замолчал.
(Петух)
Из белого камня родится,
Весь свет будит.
(Петух)
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(Петух)
Бел как снег,
Надут как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петушок)
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
(Петушок)
Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
(Петух)