СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии на тему: «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Видоизменение корней в связи с выполняемыми функциями»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, геотропизм, хемотропизм. Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии на тему: «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Видоизменение корней в связи с выполняемыми функциями»»

Открытый урок по биологии на тему:

«Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Видоизменение корней в связи с выполняемыми функциями»







Провела: учитель биологии

Сурикова Светлана Васильевна







Тема урока: «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Видоизменение корней в связи с выполняемыми функциями».



Тип урока: урок-исследование.

Место урока в теме: это четвёртый урок в теме «Органы цветковых растений». На предыдущих уроках учащиеся изучили строение семян двудольных и однодольных растений, сформировали знания о признаках двудольных и однодольных растений, о зародыше семени как зачаточном организме. Изучили состав семян, выработали практические умения по обнаружению питательных веществ в семени, на основе опытов выяснили, какие условия необходимы для прорастания семян, каково значение семян в природе и для человека.

Главная идея урока: «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» (В.Жак).

Триединая дидактическая цель урока:

Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, геотропизм, хемотропизм. Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.

Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжают формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Методы и приёмы:

1. словесные (беседа; работа с учебником);

2. наглядные (изобразительные пособия, гербарий);

3. практические (использование карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).



Средства обучения:

1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);

2. дидактико-методические (дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).

Оборудование:

Демонстрационное – комнатные растения, таблица «Строение корня», «Типы корневых систем», «Видоизменения корней», «Побег», компьютер, экран.

Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий «Типы корневых систем».

Структура занятия

1. Организационный момент: 1-2 мин.

2. Этап актуализации знаний: 5 мин.

Игра «Ты – мне, я – тебе».

На прошлом уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме «Семя» и «Строение цветкового растения», чтобы они отличались от вопросов параграфа.

Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.

Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос.

Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику.

Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).

Этап мотивации: 5 мин.

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко, 
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен 
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете 
Без него любой цветок! (В.Жак)

Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).

Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.

Учитель: на прошлых уроках мы изучили общие вопросы строения тела растений, выяснили функции вегетативных органов растения – корня и побега. Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.

3. Исполнительный этап: 15 мин. - объяснение учителя и выполнение исследования.

Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей.

Учитель сообщает учащимся тему урока: «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Видоизменение корней в связи с выполняемыми функциями».

Учитель обращает внимание учащихся на строки из стихотворения, которые приведены в качестве эпиграфа к уроку и которые выступают в качестве главной идеи урока:

« Как ни тонок, неприметен 
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете 
Без него любой цветок!»

Учитель сообщает учащимся задачу урока:

- Исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем;

- Развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем;

-убедиться в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Учитель знакомит учащихся с планом урока:

1.Внешнее строение корня.

2.Виды корней.

3.Виды корневых систем.

4.Внутреннее строение корня.

5. Видоизменение корней.

6.Функции корней.

7.Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем».

(план записан на доске).

Учитель: Как разнообразны условия существования на нашей планете: безводные пустыни и тропики с обилием осадков, холодная тундра и теплая степь… Везде, где есть хоть минимум условий существования, растут растения. Им нужно приспособиться к местным условиям, поэтому растения пустынь легко отличить от растений тропических лесов. Природа на них откладывает свой отпечаток. Но отличить растения с разной «пропиской» на нашей планете сможет и опытный натуралист и даже объяснить, почему возникли такие приспособления. Попытаемся и мы сегодня поучиться этому.

Начнем с корня.  Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня. Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы:  главный, боковые и придаточные.









1.Главный корень развивается из корешка зародыша. Он обычно толще и длиннее остальных. У растения пустыни- верблюжьей колючки- главный корень достигает более 15 метров и достает до грунтовых вод. У наших растений он не такой длинный, но все же он хорошо виден среди остальных корней. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

2.В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Их всегда много. Они одинаковые по толщине (показывается черенок с придаточными корнями). Главный и придаточные корни ветвятся.

3.Корни, отрастающие от главного и придаточных корней, называются боковыми.

Учитель: сравните на таблице две корневые системы. Из каких корней состоит первая система (вторая)? Вводится новое понятие стержневая и мочковатая корневые системы.

-Какие преимущества и недостатки имеют растения с разными типами корневых систем?



Типы корневых систем:

* Стержневая корневая система - включает главный и боковые корни, характерна для двудольных цветковых и голосеменных растений.

Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют- стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) . Стержневая система уходит глубоко, хорошо удерживает растение, достает глубокие грунтовые воды, но основная масса корней не разветвляется в плодородном слое почвы.


* Мочковатая - формируется из придаточных корней, которые вырастают из нижней части побега.

Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).), Мочковатая корневая система имеет много корней, разветвляющихся в верхнем, плодородном слое почвы. При выращивание рассады специально отрывают кончик корня. Главный корень перестает расти, но от него отрастает множество боковых корней, которые будут всасывать вещества в плодородном слое почвы. Этот процесс назвали пикировкой, потому что эту процедуру проводят заостренным колышком наподобие пики.





Типы корневых систем.





(Таблица заполняется по ходу урока)

К О Р Е Н Ь

Корень

- осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.

Значение корня

- закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корне-отпрысковых растений).

Главный корень

- корень, развивающийся из зародышевого корешка.

Придаточный корень

- корень, развивающийся от стебля или листа.

Боковой корень

- ответвление главного, бокового или придаточного корня.

Корневая система

- совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воздухе, в воде или в теле растения-хозяина (у паразитирующих видов).

Система главного корня

- главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Система придаточных корней

- придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.

Стержневая корневая система

- корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.

Мочковатая корневая система

- корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.

Корнеплод

- видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ (морковь).

Корневой клубень

- видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).

Зоны корня

- структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста' корня в длину.

Зона деления

- конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона растяжения

- зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.

Зона всасывания

- перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.

Зона проведения

- зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.

Корневой чехлик

- защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.

       



Учитель: Чтобы понять, как корень выполняет функции, нужно знать клеточное строение корня. Этими вопросом занимается наука- анатомия растений.

А)Кончик корня покрыт корневым чехликом, защищающим его от механических повреждений. Корневой чехлик выделяет слизь, уменьшающую трение корня о частицы почвы. Клетки его все время слущиваются, но зона делящихся клеток формирует новые клетки корневого чехлика.

Б)Далее расположена зона деления клеток, формирующая новые клетки.

В)Возникающие при этом новые клетки составляют зону роста. В этой зоне клетки вытягиваются, проталкивают верхушку корня вперед.

Г) За ней находится зона всасывания или зона корневых волосков.  Эта зона снаружи окружена клетками покровной ткани, некоторые из них имеют выросты- корневые волоски размером от 1 до 8 мм. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски. Оболочка корневого волоска тонкая. На 1 мм корня насчитывается 200-300 корневых волосков. Выполнив свою функцию, они отмирают.

Д)Всасывающая зона переходит в проводящую. На поперечном срезе корня видны в зоне проведения осевой цилиндр и клетки первичной коры. Осевой цилиндр образован проводящими тканями: древесиной и лубом. По древесине поднимается вверх вода, поглощенная корнем, по ситовидным трубкам в корень поступают органические вещества. Сердцевина в центре корня бывает не всегда.



Внутреннее строение корня









Зоны корня


Зона корня

Особенности клеток

Какой тканью образована

Функция

Корневой чехлик

Клетки мертвые, легко ослизняются

покровная

Защищает от механических повреждений, слизь способствует продвижению корня в почве

Зона деления

Клетки мелкие, постоянно делятся

образовательная

Клетки постоянно делятся, обеспечивая рост корня  

Зона роста

Клетки молодые, растут, то есть удлиняются

образовательная

Клетки растягиваются, за счет них корень растет в длину

Зона всасывания

Зона представлена корневыми волосками. Корневой волосок – это вытянутая клетка

Основная, всасывающая

Корневые волоски всасывают растворенные в воде минеральные соли

Зона проведения

Зона представлена сосудами – это мертвые клетки

проводящая

По сосудам корня растворенные в воде минеральные вещества двигаются снизу вверх по стеблю




Видоизменения корней
.

Учитель: Иногда корни берут на себя другие функции. Они становятся непохожими на обычные корни. Их называют видоизмененными.(рассмотреть рис. на стр.38-39).

 1)Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.

2)Корнеклубни- это придаточные корни, выполняющие запасающую функцию (георгин).

3)Корни-прицпки у плюща- придаточные корни.

4)Ходульные корни у мангровых растений защищают их от затопления и сохраняют устойчивость во время приливов и отливов.

5) Воздушные корни у орхидеи. Свисая, они улавливают влагу из воздуха

6)Дыхательные корни растут у тропических деревьев, обитающих по болотистым побережьям океанов, например у болотного кипариса. Они растут вертикально вверх, высовываются из воды и улавливают воздух, поступающий в подводные части растения.

7)Столбовидные корни (корни-подпорки) закладываются как придаточеные на горизонтальных ветвях дерева. Они разрастаются и поддерживают крону. Образуется целая роща из одного дерева(индийский баньян).


























Видоизменения корней
















Учитель: А теперь познакомимся с функциями корня.

Функции корня:
1. Поглощающая - вода с растворенными в ней веществами переносится через ксилему к надземным органам, где включается в процессы фотосинтеза.
2. Проводящая - через ксилему и флоэму корня происходит движение воды и питательных веществ.
3. Запасающая - синтезированные органические вещества по флоэме возвращаются из наземных органов в корень и запасаются.
4. Синтетическая - в корне синтезируются многие аминокислоты, гормоны, алкалоиды и др.
5. Якорная - закрепляют растение в грунте.

Учитель: В корне различают главный корень и боковые корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.
Корень - осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом. Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название- геотропизм – “тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется- хемотропизм.


Учитель: Лабораторная работа №6: «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем».

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.



Задания.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь.

  2. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.

  3. Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.

  4. Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.

  5. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

4. Диагностика – 5 мин.

Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1 вариант.1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

5. Корень растёт в длину своей ….

2 вариант.

1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.

3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.

4. У одуванчика корневая система стержневая.

5. Придаточные корни образуются только на главном корне.

6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.

2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.

2. Кончик корня покрыт ….

3. Корневая система пшеницы называется….

4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.

5. Главный корень развивается из…….

Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.

5. Закрепление – 5 мин.

Организуется работа учащихся по вопросам (используется компьютерная презентация). Приложение 1.

  1. Какие функции выполняет корень?

  2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?

  3. Что такое корневая система?

  4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?

  5. Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?

  6. Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?

  7. Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?

Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.

Учитель подводит итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

- Было ли вам интересно?

6. Домашнее задание – 2 мин.

1. Изучить параграф 13, 14 знать основные понятия.

2. Написать эссе на тему:

«Как ни тонок, неприметен 
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете 
Без него любой цветок!»

3. Вырастить несколько растений фасоли и провести пикировку, а 3 растения оставить без изменений.Посадить растения в ящик для рассады, поставить на подоконник и поливать. Через 2 недели выкопать растения и сравнить их корневую систему. Какие изменения произошли с корневой системой пикированной рассады? Как вы это объясните?

Литература:

1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана-Графф, 2004.-224 с.: ил.

2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.- 352 с.- (В помощь учителю).

3. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991.

4. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. (Я иду на урок).

5. Биология. Еженедельная учебно-методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. / № 47, 2004.

6. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.

7. Электронная библиотека “Просвещение”, 6 класс.

8. 1-С Репетитор. Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!