СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии на тему: «Водоплавающие птицы(утка-кряква, гусь).Охрана птиц».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Цель урока:

Дать обучающимся представление о водоплавающих птицах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии на тему: «Водоплавающие птицы(утка-кряква, гусь).Охрана птиц».»



Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. тел. 2-39-44; 2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: [email protected]; сайт: http://bolhov-int.obr57.ru







Открытый урок по биологии на тему:


«Водоплавающие птицы(утка-кряква, гусь).Охрана птиц».












2022г.

Урок: Биология

Класс:8 «А»

Дата:25.01.2022

Тема: «Водоплавающие птицы(утка-кряква, гусь).Охрана птиц».

(Вид урока: урок изучения нового материала.)

1. Цель урока:

Дать обучающимся представление о водоплавающих птицах.

Формировать знания о жизни диких птиц на основе изучения утки-кряквы, дикого гуся

Задачи.

1) Образовательные: раскрыть особенности строения и образа жизни птиц, обитающих на водоёмах

2) Коррекционно-развивающие: научить выделять главное в изучаемом материале, устанавливать соответствие между строением, питанием, местообитанием птиц

3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе в целом и к диким животным и птицам в частности.


Оборудование: чучело утки-кряквы, грача, презентация для урока, раздаточный материал, рабочие тетради, словарные слова, пазлы



Ход урока

1.Организационный момент:

-приветствие

-сдача рапорта

- проверка готовности учащегося к уроку.

Психологический настрой на предстоящий урок

Закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».  Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

2.Проверка домашнего задания:

-Назовите отличительные признаки птиц(наличие перьевого покрова, наличие крыльев)

-Покажите из каких отделов состоит тело птицы.(показывают и называют)

-На прошлом уроке вы изучали тему « Хищные птицы»

-По каким признакам можно узнать хищную птицу?

-Чем питаются хищные птицы?

Сообщения обучающихся о хищных птицах (сова, сокол)

Задание у доски « Найди хищную птицу»

3. Актуализация знаний к новой теме.

- А вот о ком или о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сейчас отгадаете.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...

( птицы)

- Какие птицы бывают? (диких и домашних, перелетных и зимующих)

(работа с наглядностью)

- Каких птиц называют дикими, почему?

- Каких птиц называют домашними, почему?

- Почему птиц называют зимующими?

- Почему птиц называют перелетными?

- А вот какие птицы прилетели к нам сегодня на урок

- Итак, кто к нам сегодня прилетел?(грач, утка-кряква)

Работа с птицами(перелетная и зимующая)


4.Сообщение темы урока.

-Сегодня мы с вами познакомимся с водоплавающими птицами пресных водоемов. Тема нашего урока «Водоплавающие птицы(утка-кряква, гусь).Охрана птиц».

5. Объяснение нового материал.

-Что значит понятие «пресный водоем»?

А знаете ли вы, ребята, что домашние утки (показ слайда)

происходят от дикой утки-кряквы, одомашненной около трех тысяч лет назад.(Показ утки- кряквы)

Работа с чучелом .

Утка-кряква-это перелетная птица. Но там ,где водоемы не замерзают она остается на зиму.

Кряква –водоплавающая птица. (прикрепить понятие)

Они хорошо приспосабливаются к местам своего обитания. Там ,где высокие кустарники и высокая трава. Здесь они и находят пищу и удобные места для гнездования (работа со словарным словом).

-Итак, рассмотрим утку-крякву.

-Тело утки напоминает лодку. Ноги у нее короткие и имеют плавательные перепонки между двумя передними пальцами(рис.88).При передвижении в воде ноги служат утке веслами или рулем. Она хорошо плавает и ныряет. По земле она ходит переваливаясь с одного бока на другой. Это все потому, что ноги очень широко расставлены.

-Перья утки не намокают в воде, они смазываются жиром, который образуется в верхней части хвоста. Тело утки ох охлаждения защищает густой пух. Утки не обладают длиной шеей , например, как у гуся. Оперение самца и самки различное.

Селезни (самцы) щеголяют яркими цветными перьями. А вот оперение самок-уток гораздо беднее.(показ презентации)

Питаются кряквы довольно разнообразно. Весной они употребляют в пищу моллюсков, ракообразных, мошек, личинки насекомых, водоросли. Летом они питаются сочными побегами трав, их семенами. После сбора урожая стаи отправляются на жировку на поля, где можно найти достаточно оставшегося зерна.


Работа по учебнику (чтение по цепочке)

Стр.113-114


Физминутка

Утром с шуткой-прибауткой (пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

 Прихорашивалась утка: (показывание перед лицом «зеркала» — две ладони вместе)

 «Я пригожа и стройна (проведение руками по лицу, затем по телу)

 И умом наделена! (наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

 Плавная походочка - (руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)



Рассказ о диких гусях, лебедях

-Посмотрите на картинку, из какой сказки эта иллюстрация?

Показ иллюстрации гуся

Живут гуси у воды – на реках и озерах. У них длинная шея, короткие красные или оранжевые лапы, пальцы на лапах соединены перепонкой, они ходят важно вразвалку. На маленькой голове массивный плотный клюв. Питаются дикие гуси травой, листьями, плодами и семенами, насекомыми. Живут дикие гуси парами – гусак и гусыня. Для гнезда им достаточно найти ямку в земле и утеплить ее мхом, травой и пухом. Пока гусыня (работа со словарным словом)

высиживает гусят, гусак держится рядом и охраняет гнездо от врагов. Серый гусь населяет водоёмы со стоячей водой— болота, озёра, рыборазводные пруды и тому подобное. Встречается он и на травянистых болотах и заливных лугах, выбирая самые недоступные места. В отличие от домашних гусей, родоначальником которых серый гусь является, он более подвижен, легко плавает и ныряет. Так как корм серый гусь добывает себе на суше, здесь он чувствует себя увереннее, чем в воде. Это сильная и осторожная птица. Раненый гусь отважно защищается ударами крыльев, нанося ими серьёзные травмы, например, собакам. Полёт серого гуся обычно низкий, с редкими взмахами крыльев. Однако во время сезонных перелётов серые гуси поднимаются на очень большую высоту. В этом случае они летят стаями, клином или, реже, шеренгой. Численность птиц в одной стае может быть очень различна — от нескольких штук птиц до нескольких сотен. Во время остановок на отдых стаи серых гусей собираются вместе, представляя собой скопления в несколько тысяч птиц. С зимовок серые гуси возвращаются очень рано, когда лёд с водоёмов ещё не сошёл, а луга практически полностью покрыты снегом. Как правило, время прилёта серых гусей -апрель. 

-Осенью, когда становится холодно, гусям трудно находить пищу, и они улетают на юг.

-Человек использует в пищу гусиное мясо, пух и перо для изготовления подушек и перин, а также использует гусиный жир в качестве лекарства от обморожения. В древности гусиные перья использовали как ручки и карандаши, ими писали.

Лебедь- одна из самых крупных птиц нашей страны. Лебеди живут парами, выбирая себе спутника один раз в жизни. Они хорошие родители и вместе заботятся о своих птенцах.

Лебеди – перелётные птицы. Весной они прилетают к нам из тёплых стран. В это время они питаются на лугах, где уже есть свежая трава.

Гнёзда эти птицы строят у воды в высокой траве. Летом лебеди кормятся водными растениями.

С наступлением холодов корма становится мало. В это время лебеди собираются в стаи и улетают.

Чтение по цепочке.

Значение и охрана птиц.

Птицы-важная часть природы. Они уничтожают насекомых вредителей, являются переносчиками семян растений. Они уничтожают слабых и больных животных. Необходимо охранять птиц. Жизнь без птиц на Земле невозможна.

Птицеводство — выгодная отрасль животноводства, дающая много высококачественной продукции. Домашние птицы — это разнообразные породы кур, уток, гусей, индюков, а также в меньшей степени — фазанов, цесарок, голубей. Мясо домашних птиц вкусно и питательно, куримые яйца — один из незаменимых продуктов питания.


6.Закрепление изученного материала

Работа с вопросами на стр.116.(вопрос 1-4)

А)Самостоятельная работа(заполнить таблицу)


Утка-кряква

-Где обитают?




-Чем питаются?




-Это перелетные птицы?




-Что помогает им хорошо плавать и удерживаться на воде?



-Как называется самец?


-Как называется самка?







Дикие гуси

-Окрас дикого гуся



-Где обитают?




-Чем питаются?




-Это перелетные птицы?


-Как называется самец?


-Как называется самка?





Б)Составить пазл и раскрасить утку

 Составить рецепт весеннего салата, сказать какие витамины находятся в пищевых продуктах

В) Работа в тетрадях со словарными словами

                         

7. Итог урока. Выставление оценок

  • Какая тема сегодняшнего урока?

  • -Что мы хотели выяснить на уроке?

  • Что нам удалось узнать?

  • Мы ответили на поставленный вопрос?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?

8.. Рефлексия.

Дерево успеха.

- Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке.