СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ: «Земноводные»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего  строения, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб; раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к среде обитания.

Оборудование: текст для каждого ученика, презентация.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ: «Земноводные»»




ОТКРЫТЫЙ УРОК


ПО БИОЛОГИИ

НА ТЕМУ: «Земноводные»




Подготовила учитель биологии

Дадтеева Оксана Владимировна


2016г.




Класс Земноводные.


Технология: чтение и письмо для развития критического мышления.

Стратегия: «Зигзаг»

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб; раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к среде обитания.

Оборудование: текст для каждого ученика, презентация.


Ход урока.

I. Стадия вызова.

Проецируется слайд 1


Учащиеся отгадывают загадку.

Звучит запись брачного зова самца озерной лягушки («кваканье»). Учитель просит учеников рассказать какие ассоциации возникли у них при прослушивании этой записи (как правило негативные)


Далее учитель называет тему урока.

Класс Земноводные.

Вместе с детьми учитель формулирует цель урока: выявить в чем состоит необычность этих животных и каковы ее причины.




II. Стадия осмысления.

  1. Каждый ученик получает текст (см.приложение №1) и вопросы к нему (приложение №2).Знакомится с текстом.

  2. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает текст и по 2 вопроса к тексту каждой группы.

  3. Групповая работа в первичных группах. В группе выбирается координатор который контролирует что бы каждый ученик выучил содержание своего блока.

  4. Групповая работа в новой группе. После выучивания своего блока первичные группы распадаются и создаются новые. Новых групп столько же сколько и первичных. В них входят представители всех первичных групп. Задача – выучить членов группы своему блоку вопросов.



III. Стадия рефлексии.

По итогам обсуждения записываются выводы в тетрадь

Выводы:

1.Тело делиться на голову, туловище и конечности.

2. Органы дыхания легкие и кожа (у личинок - жабры).

3. Кожа голая слизистая.

4.Сердце трехкамерное,2 круга кровообращения.

5. Оплодотворение наружное, развитие с превращением.

Икра в личинка ( головастик) в взрослая особь



Составление кластера.


Домашнее задание: подготовить сообщения об интересных, редких или экзотических земноводных или составить кроссворд.














Приложение №1


Земноводные, или амфибии (Amphibia), — первая группа позво­ночных, начавших осваивать сушу. Произошло это очень давно, не меньше 300 млн. лет назад, в нижнем или среднем девоне. Предками земноводных были рыбы, которые обладали некими особыми органами, дающими им возможность жить совершенно

в иной среде, чем вода. В первую очередь — это органы дыхания и передвижения. Ни обычные жабры, ни мягкие плавники, кото­рые имелись у рыб, не пригодны для жизни на суше. Возникла со­вершенно особая группа кистеперых рыб, строение которых со­ответствовало новым условиям. У них уже появились легкие, а парные грудные и брюшные плавники стали походить на пятипалые конечности наземных позвоночных. В чем же причина вы­хода древних кистеперых рыб на сушу? Вероятно, это связано с изменением условий жизни в некоторых водоемах — периодичес­ким их пересыханием и нехваткой кислорода. Кроме того, на су­ше эти животные находили больше пищи, что тоже способст­вовало освоению ими новой среды обитания.

Строение земноводных. В связи с выходом на сушу внешнее и внутреннее строение новых наземных животных стало меняться. Жабры оконча­тельно заместились легкими – полыми парными мешками, внутренние поверхности которых имеют ячеистое строение. Изменился у земноводных и меха­низм дыхания, причем он отличался не только от спо­соба дыхания рыб, но и других наземных позвоночных. В связи с появлением легких изменилась и кровенос­ная система. Сердце у земноводных стало трехкамер­ным (в отличие от двухкамерного у рыб). Все это гово­рит о значительно более высокой организации амфибий по сравнению с рыбами. Однако у земно­водных сохранились некоторые черты, сближающие их с водными предками. И одна из них – непостоянная температура тела, зависящая от окружающей среды. Именно поэтому наиболее разнообразен мир амфибий в тропиках и субтропиках с их круглогодично высокими температурой и влажностью. В умеренных широтах при понижении температуры земноводные впада­ют в спячку. А вот жители пустынь и полупустынь предпочитают спать ле­том, когда наступают жара и засуха.

Жизнь на суше изменила и характер перемещения, т. к. движение по твер­дой поверхности требует значительно больших усилий, чем в воде. Плав­ники, постепенно видоизменяясь, превратились в пятипалую конечность, которая, с небольшими вариациями, сохранилась у всех остальных позво­ночных. При помощи таких конечностей амфибии отлично передвигают­ся как по земле, так и в воде.

Выбравшись на сушу, земноводные стали значительно лучше видеть и слышать. У них появились большие выпуклые глаза, позволяющие хоро­шо различать движущиеся предметы. От высыхания глаза защитили подвижные веки. Ухо стало значительно более сложным: появились среднее ухо и хорошо видимые барабанные перепонки.

Все эти черты превратили земноводных в сухопутных животных, но мно­гое у них сохранилось и от жизни в воде. Ведь не зрят же они — земно... водные, т. е. обитающие в двух стихиях. Всем известно, что большинство амфибий живет неподалеку от воды. Их кожа — тонкая и влажная — ак­тивно участвует в дыхании. Многие лягушки, например, получают через кожу до 50% необходимого кислорода. А углекислый газ выделяется через кожу в еще большем количестве — около 80%. Эти цифры убедительно показывают, насколько важно для земноводных кожное дыхание.

Вода необходима большинству земноводных и для размножения. Почти все они откладывают яйца (икру) в воду, где из них вылупляются личин­ки — головастики, больше похожие на рыб, чем на взрослых амфибий. У них нет ног, но зато есть хвост и жабры. Все развитие головастика, со­провождающееся сложными изменениями в организме, проходит в воде, пока маленькая амфибия не выбирается на сушу. Конечно, из этого пра­вила есть довольно много исключений.

Земноводные — самый малочисленный класс позвоночных, в него входит всего около 4500 современных видов, которые объединяются в 3 отряда: безногие, хвостатые и бесхвостые.

Хвостатые земноводные. Все хвостатые земноводные, которых насчитывается около 400 видов, имеют удлиненное туловище с хорошо развитым хвостом. Большинство из них плавает или ползает, изгибая тело подобно змеям, и только некоторые ви­ды наземных хвостатых амфибий могут быстро бегать. При плавании ко­нечности прижимаются к туловищу и не участвуют в движении, но зато ими животные регулируют глубину плавания.

Большинство хвостатых амфибий дышат легкими, кожей и слизистой оболочкой ротовой полости, но есть некоторые виды, полностью лишен­ные легких.

Около 200 видов этих животных, т. е. подавляющее большинство, посто­янно живет в воде. Распространены они в основном в Северном полуша­рии, почти не проникая в Африку и другие тропические регионы.

Самые крупные современные земноводные, достигающие в длину 160 см, — китайские исполинские саламандры рода Andrias. Живут эти гиганты в гор­ных реках и ручьях Восточного Китая и на одном из островов Японии.


Бесхвостые амфибии. Бесхвостые амфибии , к кото­рым относятся хорошо известные лягушки и жабы, a также более экзотичные квакши, жерлянки, свистуны , чесночницы и некоторые другие, — са­мый многочисленный отряд земноводных. B него входит, по разным данным, 3500—3800 видов. Несмотря на большое видовое разнообразие, внешне бесхвостые амфибии похожи друг на друга: короткое, плотное те­ло; хвоста у взрослых животных нет, парные конечности хорошо развиты, причем задние в 2—3 раза крупнее передних и служат для передвижения по суше прыжками. При прыжке животное отталкивается длинными задними лапками, а приземляется на более короткие передние, что значи­тельно смягчает удар o землю. Самое крупное из них — лягушкa-голиаф

из Западной Африки. Самое мелкое — ядовитый кубинский карлик, дли­на тела которого всего 8-10 мм. Дышат бесхвостые амфибии легкими и кожей, которая у большинства видов тонкая и влажная. Большинство ви­дов бесхвостых амфибий ведет наземный образ жизни, и всего около 15% видов вторично вернулись в воду. Среди сухопутных видов есть роющие и древесные формы, причем последних очень много. Распространены бесхвостые амфибии очень широко, они встречаются на всех материках (кро­ме Антарктиды) и почти на всех островах (кроме самых северных). Летом на болотах, озерах, в лужах и даже в глубоких канавах можно уви­деть амфибию. Внешне похожую на лягушку с темно-серой или черной спиной и оранжевым брюхом. Это — краснобрюхая жерлянка (Bombina bombina). Потревоженная амфибия переворачивается на спину, как бы демонстрируя свое яркое оранжевое брюшко. Поскольку кожа жерлянок выделяет сильное ядовитое вещество, такая окраска служит хищникам предупреждением, что животное ядовито и несъедобно. И действительно врагов у жерлянок немно­го. У них есть и еще одно интересное свойство: их толстый язык не выбрасы­вaется вперед, как лягу­шек, и не участвует в схва­тывании добычи.

Безногие земноводные. Эти удивительные животные, называемые червягами, совершенно не похожи на лягушек и тритонов, пря­мыми родственниками кото­рых являются, а напоминают скорее червей или змей. Глав‑

ная их черта —полное отсутствие обеих пар конечностей и хвоста и членистое строение

туловища (как у кольчатых червей). Количество таких члеников может достигать 400. Кожа на теле червяг голая, по­крытая едкой слизью. Размножаются червяги, откладывая во влажную поч­ву 2—З десятка довольно крупных яиц. Из этих лиц вы­лупляются хорошо развитые личинки, которые либо быст­ро превращаются во взрослых животных здесь же, на суше, либо ненадолго уходят в воду, а затем вновь возвращаются. Многие червяги охраняют яй­ца, укладываясь кольцом во­круг кладки, чем спасают их не только от врагов, но и от пересыхания.











Приложение №2



Вопросы для 1-й группы:

  1. Каково происхождение земноводных?

  2. С какими особенностями строения и развития связано название класса – Земноводные?



Вопросы для 2-й группы:

  1. Каковы особенности строения и образа жизни Хвостатых амфибий?

  2. Кто такие червяги, их особенности?


Вопросы для 3-й группы:

  1. Строение и особенности Бесхвостых земноводных?

  2. Приспособленность к среде обитания у жерлянок?




































Библиографический список.

  1. Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. – М.: ООО «Мир книги». «Русское энциклопедическое товарищество», 2005. – 128.: ил.

  2. Талютина О.А. Путешествие в Страну земноводных/ Талютина О.А.// Биология.- 2004. - № 42.

  3. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  4. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  5. Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии/ Сотс.Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова.- М.: Просвещение, 1997.