СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Открытый урок по биологии для обучащихся с овз
Урок по биологии в 9 классе
Тема: «Орган слуха»
Учитель :Шапошникова Т.Н.
Тема: Орган слуха
Цель: формировать представление об органе слуха
Задачи:
1)образовательные:
Рассмотреть строение и функции органа слуха; познакомить с механизмом слухового восприятия; расширить знания о правилах гигиены слуха и обосновать их; познакомить с самомассажем ушей.
2) коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей; развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы, разгадывание кроссворда,загадки, обогащать словарь.
3) воспитательные:
Воспитывать умение работать самостоятельно, чувства ответственности при выполнении заданий в парах, желание узнавать новое, бережное отношение к собственному здоровью.
Оборудование:
Учебник И. В. Романов, И. Б. Агафонова «Биология» 9 кл.- М.,» Дрофа» 2008.
Муляж уха
Карточки-задания
Тесты
Кроссворд
Компьютер
Проектор
Экран
Магнитофо
Ход урока.
I Организационный момент (эмоциональный настрой)
II Повторение
а) - Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
б) Сейчас поработаем с карточками. Работаем в парах. (1 задание)
Кто быстрее справится - поднимает руку. (Карточки прилагаются).
…Проверяем.
7. Делать гимнастику для глаз.
Этим мы сейчас и займёмся
Упражнения для глаз. (Звучит тихая музыка «Звуки леса»)
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. (Повторите 5 раз)
- Делайте круговые движения глазами налево – вверх, направо – вниз, направо – вверх и т.д . (Повторите 5 раз)
- Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отведите обратно (Повторите 5 раз)
- Посмотрите в окно
- Расслабьтесь.
III Сообщение темы урока
Послушайте загадку и отгадайте о каком органе идёт речь?
У зверушки на макушке
А у нас ниже глаз? (Уши)
Итак, тема сегодняшнего урока: «Орган слуха» (слайд 1.)
Мы рассмотрим его строение, а также познакомимся с гигиеной слуха.
IV Изучение нового материала
Запишите в тетради число и тему урока.
…….«Бабушка, зачем тебе такие большие уши? – это чтобы лучше тебя слышать, дитя моё»
Кто из вас знает, откуда этот диалог? (Сказка Ш. Перро «Красная шапочка»)
-А зачем всё-таки нам уши? (Чтобы слышать)
- С помощью ушей мы слышим речь людей, звуки природы, музыку.
Слух играет большую роль в трудовой деятельности людей, в общении.
Посмотрите! Это муляж уха.
А сейчас внимательно посмотрите на уши соседей. У всех ли людей уши одинаковые? (НЕТ)
- В чём же различие?
(Размеры, у одних они плотно прилегают к голове, у других нет)
- Что же общее? (Форма)
А что напоминает по форме? (Воронку, раковину.)
Отсюда и название – ушная раковина (слайд 2.)
Внутрь ушной раковины идёт слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой. Эти части уха составляют 1 отдел. Он называется наружное ухо. (слайд 3.)
Итак: наружное ухо состоит из ушной раковины, слухового прохода и барабанной перепонки. (Запишите в тетрадях)
2 отдел- среднее ухо. (слайд 3.) Оно состоит из слуховых косточек.
3 отдел- внутреннее ухо. (слайд 4.) Оно состоит из улитки. Эта часть уха по форме напоминает улитку. (Записывайте в тетрадях.)
А сейчас мы узнаем какую же роль выполняют все части уха, поработав с учебником. Открыли страницу 170, читаем первый абзац и ищем ответ на вопрос, какова роль ушной раковины?
Т.о., роль ушной раковины - направлять звуковые колебания воздуха внутрь уха.
Далее по слуховому проходу звуковые волны направляются к барабанной перепонке, заставляя её колебаться.
Читаем второй абзац и отвечаем на вопрос, какова роль слуховых косточек? (Через эти косточки колебание воздуха передаётся жидкости, которая занимает улитку. А при колебании жидкости возникает возбуждение в нервных окончаниях находящихся в улитке. Возбуждение передаётся по нерву в головной мозг – возникают слуховые ощущения и мы слышим.)
Физминутка:
- Поднимите подбородок, опустите
- Ещё раз поднимите, опустите.
- Делайте круговые движения головой. Можно с закрытыми глазами.
- Теперь поочерёдно поднимаем то одно, то другое плечо.
- Вытяните вперёд ноги. Тянем вперёд носки, затем их приближаем, ещё раз тянем и приближаем. (Повторите 5 раз)
Нормальная работа органа слуха во многом зависит от того как вы заботитесь о нём. Слух можно потерять. А чтобы этого не случилось, мы должны выполнять определённые правила.
Какие, как вы думаете?
1. Не включать громко музыку, т. е. защищать уши от сильного шума.
2. Защищать от ветра. Почему?
3. Не ковырять в ушах острыми предметами. Почему?
4. Мыть уши каждый день.
А ещё, ребята, рекомендуется разминать ушную раковину. Как это делается? Посмотрите…..
Зачем? …. Оказывается, ушные раковины имеют большое количество биологически активных точек на своей поверхности, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими жизненно важными органами. И массируя (растирая) ушные раковины, мы как бы массируем наши внутренние органы, заставляя их активно работать.
-Давайте помассажируем наши уши.(2мин.)
V Первичное закрепление.
1. Какое значение в жизни человека имеет слух? (3гр.)
2. Из каких отделов состоит орган слуха? (2гр.)
3. Чем заполнена улитка? (3гр.)
4. Где возникает возбуждение? (1гр.)
5. Покажи на муляже отделы уха и назови их. (2гр.)
VI Закрепление
1. Выполнение заданий в рабочих тетрадях: стр.15 зад.3,4-1,2гр., зад.1,2-3 гр.
Посмотрите на доску. Соедините части слов из двух столбиков.
ПЕРЕ КОС УЛ ЖИД | ИТКА ПОНКА КОСТЬ ТОЧКИ |
Какие слова зашифрованы в следующем тексте?
Я Д Р В Е Б Р Г С М Е Е П М Г
З О О Ь С Е Е У А С Б Я О О У
Молодцы. Сообразили.
VII Домашнее задание.
(С учётом дифференциальной группы учащихся)
1) Прочитать с. 254-256
2) Выучить наизусть записи в тетради.
3) Вопросы с.256
VIII Итог урока. Оценки.
Приложение
ТЕСТ (1-2 гр.)
Выбери правильный ответ
1. Какие заболевания глаз относятся к инфекционным:
А) травма глаза;
Б) близорукость;
В) дальнозоркость;
Г) коньюктивит
2. Какой врач лечит глаза:
А) терапевт;
Б) педиатр;
В) окулист
Г) стоматолог
3. К наружному уху относится:
А) улитка
Б) ушная раковина
В) слуховые косточки
Г) костный лабиринт
Д) слуховой проход
ТЕСТ (3 гр.)
Выбери правильный ответ
1. Что нужно делать, чтобы дольше сохранить зрение:
А) читать и писать при хорошем освещении, сидя
Б) заниматься физкультурой и спортом
В) читать только лёжа
2. При работе за письменным столом свет должен падать:
А) прямо
Б) сверху
В) справа
Г) слева
3. В чём заключается первая помощь при попадании в глаз инородного тела:
А) пользоваться чистым носовым платком
Б) защитные очки
В) холодная примочка
Карточки-задания
1. Соедини линиями
Глаза |
| Орган осязания |
Уши |
| Орган вкуса |
Нос |
| Орган зрения |
Кожа |
| Орган обоняния |
Язык |
| Орган слуха |
2. Напиши, какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение?
Сообщение учащегося «Это интересно…» (3 минуты)
Если на ухо долго действует тот или иной звук, то чувствительность слуха падает. Степень снижения чувствительности зависит как от длительности, так и от силы и частоты звука. Шум снижает слуховую чувствительность, влияет на психику человека, вызывая эмоциональный стресс.
Человек способен воспринимать звуки с частотой от 16 до 20 000 Гц (колебаний в секунду). Все, что лежит ниже этого предела до 20 Гц), называется инфразвуком, все, что выше 20 кГц, - ультразвуком. С возрастом верхняя граница снижается, и люди преклонного возраста воспринимают звуки с частотой лишь до 15 000 Гц. Уровень звука около 120 дБ считается болевым порогом, а звук взрыва интенсивностью более 150 дБ может привести к разрыву барабанной перепонки. Но абсолютная тишина для человека губительна: в «звуковом вакууме» он выдержит не больше 40 часов.
Человек слышит рев огромной полосатой кошки, но не догадывается, что гораздо сильнее действуют неулавливаемые инфразвуковые волны. Именно это неслышимое рычание и вызывает кратковременный паралич. Военные уже разработали несколько приборов, которые могут останавливать противника при помощи звуковых волн низкой частоты.
Инфразвуковые разной интенсивности вызывают звон в ушах, тошноту, могут привести к расстройству зрения, нарушают работу органов пищеварения и мозга, способны разорвать кровеносные сосуды, вызвать в дальнейшем остановку сердца.
Самая маленькая кость – стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма.
Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах.
В старину «капушками» называли специальные палочки изготовленные из дерева для чистки слуховых проходов, а человека который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, называли капушами.
Почему итальянский или французский языки называют языками любви? Потому что большинство звуков этого языка звучат мягко, что называется «ласкают слух». А немецкий язык из-за своего «грубого» и жесткого звучания он изначально кажется агрессивным.
Нос у человека растет всю жизнь. Этот факт был подтвержден учеными из Швейцарии, которые исследовали 2500 носов у разных людей. В ходе исследований было установлено, что у мужчины в 97 лет он длиннее примерно на 0,8 см, чем у 30-летнего.
Обобщение знаний (8 минут)
Стратегия «Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся в парах предлагается найти как можно больше путей, предложений, каждое из которых фиксируется на листе бумаги. После создания такого «банка идей» проводится совместный анализ.
1. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему? (Звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. Рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв).
2. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека? (Увеличить зелёные насаждения, т.к. они заглушают шум, применять изоляционные материалы при строительстве, соблюдать тишину в общественных местах).
Лабораторная работа № 6 (12 минут)
Тема: Определение остроты слуха.
Цель: Проверить остроту слуха, выявить возможные нарушения.
Оборудование: часы, линейка.
Задания:
1. Запишите в тетради произнесенные учителем слова. При исследовании слуха шепотной речью исследователь должен произносить слова с одинаковой интенсивностью, после выдоха: санки, бабушка, шуба, ворона, спички, лак, снегурочка, ворота, щетка, лампа, дедушка, радуга.
2. Возьмите механические часы в руку. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см).
3. Сделайте вывод по остроте собственного слуха. Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.
5. Итог урока
6. Рефлексия (4 минуты)
Открытый урок по биологии 8 класс "Орган слуха" учитель Федорова Елена Леонидовна | ||||||||||
Тема: Орган слуха Ход урока Сегодня будет необычный урок – урок теории и практики, размышлений и экспериментов. У вас на столах у каждого лежит рабочий лист, с которым вы будете работать на протяжении всего урока. Также на нём записано домашнее задание: параграф 51, кроссворд. Начать урок хочу с небольшого стихотворения: Как хорошо, что мне дано судьбою Услышать голос мамы, шум прибоя, И трели соловьиной перелив, И музыки чарующей мотив. И можно мне на миг остановиться И тишиной природы насладиться. Но в этой тишине услышу я: Шуршание листвы, простой напев дождя. Пусть эхо многократно повторит, Что каждый здесь судьбу благословит! Какому органу чувств повещено это стихотворение? Органу слуха! А какова его функция? Улавливать и проводить звуки. Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное- общение с окружающими людьми. Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения” Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью строения нашего уха, а также исследуем факторы, влияющие на остроту слуха. Тема сегодняшнего урока «Орган слуха» (записываем в рабочие листы). Из чего он состоит? Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренний. Наружный отдел: ушная раковина, слуховой проход. Начальным органом является ушная раковина. Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и почему? ( учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные «уши»: одно- свёрнутое воронкой, другое- трубочкой). Воронкообразной, т.к. площадь улавливания звуков больше. Чем же ещё особенна наша ушная раковина? В ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами - акупунктурные точки. Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на работу наших органов. Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы получили положительный заряд. Средний отдел: барабанная перепонка, Евстахиева труба, молоточек, наковальня, стремечко. Барабанная перепонка: проводится опыт с двумя пяльцами (на одном туго натянута плёнка, на другом- слабо). Какая модель перепонки будет лучше проводить звук? Туго натянутая. Обязательное функционирование барабанной перепонки- одинаковое давление воздуха в наружном и среднем отделе органа слуха( вот почему при взлёте необходимо открыть рот, т.к. через Евстахиеву трубу, соединённой с носоглоткой, поступает воздух с тем же давлением что и в наружном отделе и перепонка выравнивается). Три косточки - молоточек, наковальня и стремечко (самые маленькие в нашем организме). Колебания барабанной перепонки сообщаются молоточку, рукоятка которого в полтора раза длиннее отростка наковальни; благодаря этому создается рычаг, повышающий силу колебаний стремечка. Увеличение силы колебаний необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха. Как вы думаете, влияет ли сила звука на остроту слуха? Давайте проведём опыт «Измерение остроты слуха». Приглашается один ученик. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируем расстояние, на котором тиканье часов услышано. ( Нормальным считается расстояние 10 – 15 см.). Аналогично проводим с левым ухом. Повторяем опыт после прослушивания громкой музыки в течение 5 минут. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Какой вывод можно сформулировать? Вывод: Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность (записываем в рабочий лист). Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов. Внутренний отдел: колебание косточек через овальное окно попадает в жидкую среду внутреннего уха. Оно представлено: улиткой - костная трубка, закрученная в спираль 0,5-0,75 оборота, заполненная эндолимфой, Кортиевым органом - расположен внутри улитки и представлен мембраной с расположенными на ней волоконцами разной длины (сравнить с арфой и выявить, почему волоконца разной длины; короткие- воспринимают высокий звук, длинные- низкий). От чувствительных волосков механические колебания переходят на рецепторы слухового нерва и преобразуются в нервные импульсы, идущие в головной мозг, где анализируются. Кроме улитки во внутреннем ухе есть три полукружных канала - орган равновесия ( изучаются на следующем уроке). Ребята, вы никогда не задумывались, как действует слуховой аппарат у слабослышащих? Вибрацию волоконец можно произвести на прямую, если воздействовать звуком на сосцевидный отросток височной кости (именно так происходит восприятие информации у людей со слуховым аппаратом) Опыт на передачу звука на внутреннее ухо (работа в парах: приставить к сосцевидной кости карандаш, а другим стучать по нему. Какой вывод можно сформулировать? Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость (записать в рабочий лист). Именно так было написано самое известное музыкальное произведение (отрывок прослушаем в конце урока), созданное великим немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. Как он смог, будучи глухим, услышать звуки фортепиано и преобразовать их в целую симфонию? ( С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – он чувствовал звуковые волны). Давайте ещё раз вспомним из чего состоит наше ухо. В рабочих листах заполните таблицу: необходимо дописать недостающую информацию колонок. Проверка таблицы. За правильность заполнения таблицы-оценка. Наша способность воспринимать звуки - ценный дар, которым следует дорожить. Как уберечь своё ухо для полноценного функционирования? Предложите три рекомендации по гигиене слуха (записать в рабочий лист). 1. Исключить громкие звуки. 2. Не пользоваться острыми предметами для чистки ушей от серы. 3. Воспалительные процессы, отиты, необходимо долечивать. Сегодняшний урок хочу закончить небольшим отрывком знаменитой симфонии Бетховена – «Лунная соната».
Казенное специальное(коррекционное)образовательное учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Болховскаяспециальная(коррекционная)общеобразовательна школа-интернат КСКОУ «Болховская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат
Урок по биологии в 9 классе Тема: «Орган слуха.Гигиена органа слуха.»
Учитель :Шапошникова Т.Н.
Цель урока: Создать условия для формирования знаний о слуховом анализаторе. Задачи: Образовательные: Рассмотреть особенности строения слухового анализатора. Развивающие: Создать условия для развития логического мышления, речи, творческих способностей. Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Оборудование: медиапроектор, таблицы с изображением уха, карточки Ход урока:
I Организационный момент (эмоциональный настрой) -Здравствуйте, ребята,посмотрите друг на друга,улыбнитесь и давайте такое хорошее настроение мы с вами пронесем весь урок. II Повторение а) - Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Что такое режим дня? -Назовите гигиенические процедуры? -Для чего человеку необходим сон? - Почему человеку необходимо чередование физического и умственного труда?
III.Актуализация знаний и умений. - Давайте послушаем музыку. - Как вы думаете, что это за произведение и кто её написал? - Это произведение великого композитора Людвига ван Бетховена, «Лунная соната».(слайд) Он сочинил эту сонату, начиная глохнуть, т.е будучи уже частично глухим. Вслушайтесь в звуки этой музыки. Мне кажется, композитор хотел выразить много мыслей, одной из которых была такая: возможности человека беспредельны, даже тяжелый недуг не помеха, человек постоянно, изо дня в день должен стремиться к вершинам мастерства, к поиску нового, к совершенству. Как вы думаете, как Бетховен смог написать это и другие свои произведения, если он был глухим? Ведь он не мог воспринимать звуки. - Вы хотели бы узнать об этом? - А с помощью какого органа мы воспринимаем звуки? - С помощью органа слуха. 2. Изучение нового материала. - А что такое звук? Прочитав стихотворение Заболоцкого , вы поймёте, что это такое. Рождённый пустыней, колеблется звук, Колеблется синий на нитке паук. Колеблется воздух, Прозрачен и чист, В сияющих звёздах Колеблется лист. (Н. Заболоцкий). Итак, тема сегодняшнего урока: «Орган слуха» (слайд 3.) Мы рассмотрим его строение, а также познакомимся с гигиеной слуха.
-Ребята, с помощью ушей мы слышим речь людей, звуки природы, музыку. Слух играет большую роль в трудовой деятельности людей, в общении. -Так из чего он состоит орган слуха? Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренний. Наружный отдел: ушная раковина,слуховой проход,барабанная перепонка. Средний отдел:Слуховые косточки Внутренний отдел:Улитка -А сейчас внимательно посмотрите на уши соседей. У всех ли людей уши одинаковые? (НЕТ) - В чём же различие? (Размеры, у одних они плотно прилегают к голове, у других нет) - Что же общее? (Форма) - А что напоминает по форме? (Воронку, раковину.) Отсюда и название – ушная раковина -Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и почему? ( учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные «уши»: одно- свёрнутое воронкой, другое- трубочкой). Воронкообразной, т.к. площадь улавливания звуков больше.
-А сейчас мы узнаем какую же роль выполняют все части уха, поработав с учебником. Открыли страницу 170 читаем четвертый абзац и ищем ответ на вопрос, какова роль ушной раковины? Т.о., роль ушной раковины - направлять звуковые колебания воздуха внутрь уха. Далее по слуховому проходу звуковые волны направляются к барабанной перепонке, заставляя её колебаться. Читаем 5 абзац и отвечаем на вопрос, какова роль слуховых косточек? (Через эти косточки колебание воздуха передаётся жидкости, которая занимает улитку. А при колебании жидкости возникает возбуждение в нервных окончаниях находящихся в улитке. Возбуждение передаётся по нерву в головной мозг – возникают слуховые ощущения и мы слышим.) Итак,ушная раковина: улавливает звуки. Наружный слуховой проход: проводит звуковые колебания. Барабанная перепонка: преобразует звуковые колебания в механические, передаёт в среднее ухо. Слуховые косточки: молоточек и наковальня - рычаги, стремя – своеобразный поршень. Они усиливают слабые колебания барабанной перепонки и передают их во внутреннее ухо. Стремя упирается в овальное окно. Слуховая труба: соединяет среднее ухо с носоглоткой. Выравнивает давление, возникающее при усиленном шуме. (врач отоларинголог). Улитка: раковина в 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Оба они заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами (по 60-70 у каждой клетки). Это волосковые слуховые клетки (их около 24 тыс.) крепятся к мембране, которая состоит из отдельных волокон. Стоит возникнуть колебаниям в жидкости улитки, как занавес начинает касаться волосков слуховых клеток, порождая электрические импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передаёт их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга. Они и обеспечивают анализ и синтез звуков. А)Работа в парах(заполнение таблицы(строение и функции отделов уха) -А теперь поговорим о гигиене органов слуха. Нормальная работа органа слуха во многом зависит от того как вы заботитесь о нём. Слух можно потерять. А чтобы этого не случилось, мы должны выполнять определённые правила. Какие, как вы думаете? 1. Не включать громко музыку, т. е. защищать уши от сильного шума. 2. Защищать от ветра. Почему? 3. Не ковырять в ушах острыми предметами. Почему? 4. Мыть уши каждый день. А ещё, ребята, рекомендуется разминать ушную раковину. Как это делается? Посмотрите….. Зачем? …. Оказывается, ушные раковины имеют большое количество биологически активных точек на своей поверхности, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими жизненно важными органами. И массируя (растирая) ушные раковины, мы как бы массируем наши внутренние органы, заставляя их активно работать. -Давайте помассажируем наши уши.(2мин.) (работа с материалом учебника Стр 172) Учащиеся заполняют таблицу «Предупреждение нарушения слуха»
3. Закрепление. А теперь ответьте на вопросы(слайд) 4. Дом. зад. 170- 173 5.Рефлексия: - Что мы сегодня узнали нового? -Какой факт показался любопытным? -Что нельзя делать, чтобы не навредить слуху?
Урок: Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Цель урока: создание условий для самореализации учащихся, развитие научно- познавательной компетенции – через усвоение знаний о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; о значении слуха в жизни человека; -развитие мышления, самостоятельности, обеспечение системности обучения; - воспитание готовности делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья, бережного отношения к слуховому анализатору через усвоение понятий о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха. Оборудование: дидактический материал, таблица « Слуховой анализатор», модель уха, проектор, экран, компьютер. Ход урока. 1.Организационный момент 2.Актуализация опорных знаний. На столе у учителя черный ящик, в котором находятся: яркий шарик, духи, яблоко, механические часы. Учитель открывает коробочку, предлагает учащимся угадать предмет, достать его и дает задание, составить полную характеристику этого предмета. -Каким путем вы получили эту информацию о предмете? Используя органы чувств и знания о свойствах и качествах предмета. -Сколько у человека чувств? Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, равновесие. Какое значение имеют органы чувств для человека? 3.Изучение нового материала. Ребята, закройте глаза и послушайте звуки. Закрыв глаза, мы все воспринимаем Чредой прекрасных звуков в голове И звонким эхом душу обвиваем, Прислушиваясь к небу в тишине. Журчат ручьи, струятся водопады, цветут цветы иль строятся дома А наше ухо создает каскады Предметов образы- прекраснейшая тьма! -Какой орган чувств сейчас работал? Орган слуха. И так, тема нашего урока: Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Вспомните сказку Шарль Перро « Красная шапочка» -«Бабушка, зачем тебе такие большие уши? -Это чтоб лучше слышать, дитя мое!» Каждому с детства знаком этот диалог из старой сказки. А зачем все-таки нам уши? А точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе любопытная красная шапочка. 1.В чем-то Волк был близок к истине, ответив, « чтоб лучше слышать тебя». Действительно, благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Вспомните, как старые люди с пониженным слухом прислушиваются к чему-либо. Они приставляют ладонь к уху, как бы увеличивают его. Но это далеко не единственная функция ушных раковин. -Какие еще функции ушных раковин вы можете отметить? 2.В ходе филогенетического развития все более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толщу височной кости, удлиняется слуховой проход и как буфер от непредвиденных повреждений появляется ушная раковина, которая обладает защитной функцией. 3.Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика. 4.Ушную раковину человека долгое время считали рудиментом. От травм она особо не защищает, рупорная функция слабая. Двигать ушами , как многие животные, человек почти не может. Значит, естественный отбор способен на излишества? Но природа лишнюю клетку не потерпит в организме, если та утратила свои функции. Ухо не ограничивается только передачей звуковых раздражений. Ученые считают, что оно служит пространственной ориентации. Если исключить ушную раковину из системы звукопроведения, вставив в слуховой проход трубочку, выступающую за пределы уха, человек полностью лишается способности различать источники звука в вертикальной плоскости. 5.На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать ушную раковину для получения биологически важной информации о состоянии любого органа. На одном ухе выявлено свыше 100 биологически активных точек: на мочке 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему блуждающего лицевого и симпатических нервов шейных узлов с определенными центрами головного мозга. Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. Со слухом связана членораздельная речь. Наш слух улавливает колебания частотой от 16-до 20 тысяч раз в секунду. Глухие с рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Слуховой анализатор важен для развития речи и собеседований, говорил А.А.Ухтомский. Только нормальное состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая-либо часть его нарушена, то слуховых ощущений не возникает. Требуется длительная лечебная тренировка, чтобы глухой от рождения человек мог говорить. Слух играет большую роль и в развитии у нас чувства прекрасного. Когда мы слышим хорошую музыку, пение птиц, наше восприятие окружающего мира становится ярче и богаче. - Для чего необходимо чистить уши? - Откуда берется в слуховом проходе сера и что это такое? В старину в русском языке словом « сера» обозначали грязь. Отсюда пошли слова « серый», серить(пачкать), Поэтому закономерно, что засохший секрет в слуховых проходах тоже стали называть « ушная сера»-ушная грязь. Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок, являются трансформированными сальными железами кожи. Расположены они в преддверии слуховых проходов и служат для защиты слуховых проходов от попадания туда инородних пылевых частиц. Секрет серных желез обладает и сильным антибактериальным действием. Очищение происходит вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи, и во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода. - Так нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками? Современная гигиена отвечает отрицательно. Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами- спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления. Слуховой проход прекрасно усиливает звуковые волны , из-за чего интенсивность звука у барабанной перепонки растет. С физической точки зрения это объясняется резонансными свойствами прохода. Прежде всего низкой жесткостью его стенок, что обуславливает малое отражение и большое поглащение всепроникающего звука. Постановка проблемы Многим знакома потрясающая по эмоциональному накалу сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии. На столах отрывок из « Гамлета» Шекспира. …Когда я спал в саду В свое послеобеденное время, В мой уголок прокрался дядя твой С проклятым соком белены во фляге И мне в ушную полость влил настой, Чье действие в таком раздоре с кровью, Что мигом обегает, словно ртуть, Все внутренние переходы тела, Створаживает кровь как молоко, С которым каплю уксуса смешали. Так было и со мной. Сплошной лишай Покрыл мгновенно пакостной и гной Коростой, как у Лазаря, кругом Всю кожу мне. Итак, был рукою брата я во сне Лишен короны, жизни, королевы… Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности? Организуется работа с материалом учебника. Учащиеся выясняют, что: Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. К наружному уху относится ушная раковина и слуховой проход. Среднее ухо представляет собой замкнутую полость , объемом 1см куб. расположенную в толще височной кости. От слухового прохода ее отделяет барабанная перепонка. Барабанная перепонка представляет собой гибкое, эластичное образование. Звуковые волны вызывают колебания этой туго натянутой перепонки. - Из чего состоит барабанная перепонка? Какие особенности строения, свойства обуславливают ее функции? Учитель: Толщина барабанной перепонки одна десятая мм. Она многослойна и включает в себя эпидермис, слизистую оболочку и различные волокна, расположенные радиально. Таким образом, она представляет собой гибкое и прочное образование. Она способна вибрировать в звуковом потоке и вызывать движения слуховых косточек среднего уха. Она служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, микроорганизмов. -Может ли барабанная перепонка пропустить яд? Учитель: Большинство ядов может всосаться только через слизистую оболочку. Следовательно, «сок белены» не мог попасть в барабанную полость отца Гамлета. Учитель: Выходит, великий драматург ошибался? Не будем спешить с выводами. Давайте перенесемся в другую часть света… -Средняя Азия, середина 19 века Бухарским эмиром правит пятый эмир Мангыской династии Насрулла Баходур, по прозвищу «мясник».Он отличался особой жестокостью.За время его 33-летнего правления ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 варварских казней. В 1855г. эмир захватил соседний Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха становится обитательницей его гарема. Однажды ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но даже умирающий, он остался верен себе: приказал зарезать перед своими глазами отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и , наконец, саму дочь шаха. Итак, эмир Насрулла Баходур был отравлен в 1860 году ртутью, влитой в ухо, и это не легенда, а достоверный факт. -В чем же дело? Ведь , как известно, ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку, а только через слизистую оболочку. Учащиеся: Дело, видимо, в том, что у эмира и у отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие , через которое и попали в среднее ухо яды. Учитель: Откуда же взялось это отверстие? К образованию большого отверстия могут привести воспаления среднего уха, вызванные корью, скарлатиной. Отверстие в барабанной перепонке может быть следствием плохо залеченного острого воспаления среднего уха, как результат травмы. Учащиеся: Можем смело предположить , что к трагической смерти от яда этих людей привело наличие отверстия в барабанной перепонке. Постановка новой проблемы. На одном из ленинградских заводов имел место такой случай. Один купец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно- спящий кузнец оглох. -В чем причина внезапно наступившей глухоты? Чтобы понять, нам надо разобраться, каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха, какие изменения она при этом претерпевает. Учащиеся вновь обращаются к учебнику(51стр 254-255). Чтобы провести звук дальше барабанной перепонки , природа создала цепочку из трех косточек. Это механизм, где молоточек и наковальня- рычаги, а стремя поршень. Все эти косточки связаны между собой прочными сочленениями и поддерживаются на весу двумя мышцами. Одна соединена с барабанной перепонкой, другая со стременем. При громких звуках, перегружающих улитку или внутреннее ухо, мышцы натягивают косточки , мешая им свободно колебаться, что сдерживает силу волны, защищая слуховой аппарат от травмы. Когда звуки тихие, мышцы «раскачивают» косточки и тем самым усиливают сигналы. Звуковая волна, проходя систему среднего уха, многократно усиливается. Усиливается она за счет 2 законов механики- закона разницы площадей и закона рычага. Мышечные механизмы защиты продолжают функционировать при нормальном сне. Помимо воздушного звукопроведения имеет место костное. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной , теменной или височной кости, передаются на лабиринт и на его звуковоспринимающие рецепторы. Природой не предусмотрена передача звуковых колебаний через кость, а значит не предусмотрена система защиты. Звуковые колебания от сильного удара молотка передались по железной станине кузнечного пресса на затылочную и височную кости спящего человека- на лабиринт и вследствие акустической травмы погибли звуковоспринимающие клетки. Рассказ учителя о строении внутреннего уха. Орган слуха называется улиткой и похож по форме на моллюска- он свернут наподобие раковины на 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Они оба заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся 5 рядов клеток с тончайшими волокнами. Это волосковые слуховые клетки, в одной улитке около 24 тыс. Нижней стороной волосковые клетки крепятся к мембране, которая подобна арфе и состоит из отдельных волокон. Музыку этой арфы и слышит мозг. Ее струны, как у настоящей арфы, разной длины. Самые короткие(135 мкм) находятся у основания улитки, а самые длинные(234мкм)-у ее вершины. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передает их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга. Звуковоспринимающий аппарат улитки называют коршневым органом. А теперь поговорим о гигиене органов слуха.(работа с материалом учебника Стр 255 Учащиеся заполняют таблицу «Предупреждение нарушения слуха»
4.Закрепление изученного (выполнение тестового задания « Выбери правильные суждения») 1.Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. 2.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. 3.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. 4.Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом. 5.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. 6.Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы. 7.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. 8. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев. 9.Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий. 10. Постоянные громкие звуки вызывают потерю эластичности барабанной перепонки. Ответы:1, 3,5,6,8,9,10. 5.Рефлексия: - Что мы сегодня узнали нового? -Какой факт показался любопытным? -Что нельзя делать, чтобы не навредить слуху? -Что значит музыкальный слух? Определите, к какому виду относится эта музыка? Музыка- есть определение слуховых качеств человека. Каждый из вас, развивая музыкальный слух, может научиться играть на музыкальных инструментах , использовать при выборе своей будущей профессии. На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам диск . Каждый урок – это черный ящик, вы не знаете, что вы увидите, услышите. Но как интересно познать неизвестное. 6 Домашнее задание(параграф 51 по учебнику Д.В.Колесов) Выполнить практическую работу на стр. 257. Урок окончен. До свидания.
|
Казенное специальное(коррекционное)образовательное учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Болховскаяспециальная(коррекционная)
общеобразовательна школа-интернат
КСКОУ «Болховская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат
Учитель биологии:Шапошникова Т.Н.
Биология в школе 8 вида - важное звено в общей системе образования. Она призвана обеспечить достижение целей обучения, направленных на:
-владение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения;
-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
-Формирование экологической грамотности.
Все эти цели и целый ряд других аспектов данной науки можно достичь лишь в том случае, если наука познавательна и интересна для учащихся.
Но как привить молодому поколению интерес к биологии? Как активизировать их познавательную деятельность? Как сделать обучение более результативным? Каждый учитель в своей работе пытается ответить на эти вопросы. Это, на мой взгляд, обязывает нас, педагогов, искать пути, методы и различные приемы, которые позволяют в обычную учебную деятельность привнести элементы высокой одухотворенности, показать красоту и значимость изучаемого предмета.
Одним из методов, используемых на своих уроках, я могу назвать связь с литературой, музыкой и живописью. Готовясь к уроку, стараюсь подобрать интересные отрывки из литературных произведений, стихотворения, высказывания мыслителей древности, ученых которые позволили бы сделать урок насыщение, интереснее и эмоциональнее.
Конечно, не к каждой теме можно подобрать такие произведения, но таких тем достаточно много. В качестве примера, я остановлюсь на некоторых из них. Изучая тему «Классификации животных» в 7 классе, под негромкую плавную музыку я предлагаю учащимся следующее стихотворение М.Мышковской:
Всюду животные нас окружают
Прыгают, плавают, в небе летают
В земле притаились, снуют под ногами
Сколько всего их живет рядом с нами
В кучку опавшие листья сметите
И как животных их назовите…
Такое стихотворение не только позволит сделать урок эмоциональнее, но передаст в доступном для любого ребенка изложении основной принцип классификации. По существу, использование этого приема можно приравнять к созданию проблемной ситуации и от нее идти к объяснению нового материала.
Начиная знакомство с темой, посвященной листопаду, можно предложить огромное количество самых разнообразных произведений. Например, учащимся предлагается прослушать четверостишие и дать свои объяснения о причинах листопада:
«Красивые листья падают
Красные листья, желтые
Почему, почему они падают
Разве они тяжелые?»
А сколько прекрасных строк можно предложить не только в стихотворной форме.
Обобщающий урок, посвященный многообразию птиц, можно начать отрывком из произведения Сладкова:
«Улетят осенью птицы - пустынны наши леса. А вернутся весной и снова жизнь переливается через вершины . И как удивительна эта жизнь- перелетающая на крыльях.
Шумное пестрое облако жизни кочует по нашей планете. То оно тут у нас, и леса наши наполнены щебетом, свистом и писком. То оно где-то там - за морями и за горами, и леса наши пусты и глухи. И мы тоскуем и ждем, мы ругаем себя, что не наслушались летом про запас птичьих песен и голосов. Но приходит пора, и волны жизни вновь выплескиваются в наши леса…..»
Как много в нашей литературе строк посвящено бережному отношению к природе, ее охране.
Выше уже было отмечено, что большую роль играют музыкальные произведения. Различные элементы классики, некоторые произведения современных композиторов делают урок очень ярким, поэтому я часто использую произведения Чайковского: «Времена года», вальсы различных композиторов. Очень хорошо подходят к урокам и отрывки из некоторых песен, например: «Трава у дома», «Скворцы прилетели», «Летят перелетные птицы» и многие другие.
Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты. Игры знакомы с детства каждому человеку. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс.
Процесс игры позволяет, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Игровая форма урока всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.
Игра может быть положена как в основу всего урока, так и в его отдельные моменты. Например, игры – упражнения, они занимают обычно 10—15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки:
в ребусе зашифровано название зерновой культуры. Что вам известно об этом растении и его использовании человеком?
Не менее интересны игры-путешествия, их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Интересны игры-соревнования, они могут включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.
Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Особенно часто обобщающие уроки я провожу в форме урока-путешествия: на неизвестную планету, на далекий остров, на пик Познания, урока - КВН, и т. д. Но почти в каждый урок я стараюсь внести элемент игры, который позволяет привлечь и удержать внимание, в доступной и интересной форме преподнести изучаемый материал. С большим желанием учащиеся принимают участие в разгадывании и составлении кроссвордов, которые мы стараемся делать не очень обширными, но включающими основные моменты темы.
Очень нравится учащимся игры с раздаточным материалом, например, «Игровая мозаика», которую мы проводим в форме лото. Для этого учащимся выдаются игровые карточки и варианты ответов. Учитель задает вопросы всему классу, ученики закрывают квадратиком с правильным ответом соответствующую ячейку.
Одна семядоля | Параллельное или дуговое жилкование | Корневая система мочковатая | Корневая система стержневая |
Перистое (сетчатое) жилкование | Число лепестков кратно четырем или пяти | Две семядоли | Число лепестков кратно трем |
На некоторых уроках использую отрывки из игровых телепередач. Так, например, при изучении темы «Покрытосеменные растения» перед учениками ставится черный ящик и дается задание: «Благодаря тому, что находится в черном ящике, покрытосеменные растения заняли господствующее положение на планете. Ответ свой объясните». Развивают мышление такие игры как «Третий лишний», когда учащимся предлагается из нескольких организмов выбрать тот, который по каким - то признакам не соответствует общему ряду и дать этому объяснение: предлагается одинаковый набор карточек, на которой изображены:
1. Черемуха обыкновенная. 2. Мак восточный.
3. Седмичник европейский. Что лишнее? (Очевидно, черемуха обыкновенная, т.к. она образует соцветие, а мак и седмичник— одиночные цветки. Принимается за дополнительные 0,5 балла и ответ, что лишним может быть и мак, т.к. черемуха и седмичник по окраске цветков— белые, а мак— красный.)
Значение этих игровых моментов на уроке очень велико, так как, играя, ученик совершает лишь мотивированные действия, а не по принуждению, значит, введенные в игру знания усваиваются прочно и надежно.
Во время изучения предмета необходимо определить, как учащиеся усвоили полученный материал, и для этого проводится каждым учителем проверка знаний и умений. Изучение состояния биологической подготовки учащихся - непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении, позволяет учителю управлять процессом обучения. В обучении биологии я стараюсь сочетать традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос) и нетрадиционные (тесты с выбором ответа, тесты с дополнение ответа, заполнение таблицы и т. д.). Применение тестирования позволяет более рационально использовать время на уроке, установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения и подойти дифференцированно к проверке знаний. Одной из форм проверки на своих уроках можно предложить биологический диктант.
1. Насекомые имеют .......................... покров.
2. Обычно у насекомых............... крыльев.
3. Насекомые имеют отделы тела ....................
4. Развитие у насекомых может быть с ............. превращением.
5. Кровеносная система насекомых .......................
6. Нервная система насекомых состоит из ...............................…
7. Выделительная система насекомых состоит из ...................…
8. Половая система состоит из ....................……............у самок,
........................................................ у самцов.
Разновидностью данного задания может быть проверка знания терминов: вставьте пропущенные буквы и объясните значение термина – «яйц..клетка»
Значительно облегчает проверку использование заданий - группировок. С помощью такого задания можно проверить знания учащихся о признаках, характерных для беспозвоночных: Из предложенных признаков, выберите те, что характерны для А - капустной белянки, Б - домовой мухи, В - майский жук..
1. Членистоногое.
2. Развитие с полным превращением.
3. Развитие с неполным превращением.
4. Ротовой аппарат - сосущий.
5. Ротовой аппарат - лижущий.
6. Ротовой аппарат - грызущий.
7. Крылья чешуйчатые.
8. Имеются жужжальца.
9. Имеются жесткие надкрылья
10. Личинки вредители крестоцветных.
11. Личинки безголовые.
12. Личинка объедает корни растений.
13. В течение лета развиваются 5-10 поколений.
14. Полное развитие проходит за 4 года.
15. Отряд жесткокрылые.
16. Отряд двукрылые.
17. Отряд чешуекрылые.
Таких примеров можно приводить огромное количество. Каждый учитель в своей работе использует множество различных методов и приемов. Я предложила лишь несколько фрагментов своей работы на уроках биологии. Но я считаю, что эти методы благотворно влияют на интерес учащихся к предмету, развивают их.
Литература
1.Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. –М.: «Просвещение», 1996.
2.Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М. : «Педагогика-Пресс», 1995.
3.Ивченко С. И. Занимательно о ботанике. - М.: «Молодая гвардия», 1985.
4.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классный руководителей, студентов средних и высших педагогических заведений, слушателей ИПК. –Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 175 с.
наковальня
стремя
Наружный отдел:
ушная раковина,
слуховой проход,
барабанная перепонка
Средний отдел:
Слуховые косточки
Внутренний отдел:
Улитка