Открытый урок по биологии на тему:
«Тип Саркодовые. Класс Саркодовые.
Амеба обыкновенная»

Провела: учитель биологии
Сурикова Светлана Васильевна
ТЕМА: «Тип Саркодовые. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная».
Цели урока:
раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни;
познакомить с особенностями простейших из класса саркодовых;
продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.
Развивающая–сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.
Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.
Методы и приёмы:
1. словесные (беседа; работа с учебником);
2. наглядные (изобразительные пособия, гербарий);
3. практические (использование карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Средства обучения:
1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
2. дидактико-методические (дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).
Оборудование:
1.структурно- логические схемы для учащихся, модели амёб желтого, красного, синего цветов для моделирования процессов жизнедеятельности;
2.карточки для закрепления материала, таблицы по зоологии, квадратики цветные для оценивания учащихся;
3.модели водоросли.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Оформление: структурно- логическая схема для учителя ( на доске, незаполненная), таблицы по зоологии.
Особенности: В течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем ( приложение 1,2) затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика. За каждый правильный ответ учащемуся выдается цветной квадратик.
Структура занятия
I. Организационный момент: 1-2 мин.
II. Этап актуализации знаний: 5 мин. Работа со структурно- логической схемой
1.Общая характеристика простейших
( самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, с последующей фронтальной проверкой выписанных пунктов)
Фронтальный опрос
Учитель: Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
Ученик: Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся
органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.
Учитель: В чем главное отличие животной клетки от растительной?
Ученик: В состав клеточной оболочки растительной клетки входит
целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.
Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн. видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?
Ученик: Водоросли. Хлорелла и Хламидомонада.
Учитель: Верно. Но в природе, кроме одноклеточных растений существуют и одноклеточные животные. Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с ними.
III.Исполнительный этап: 20 мин. - объяснение учителя и выполнение работы.
Учитель сообщает тему урока «Тип Саркодовые. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная».
1.История открытия простейших организмов. (Отрывок из кинофильма «Открытие одноклеточных организмов» или рассказ учителя).
Учитель:- Давным - давно, ещё в 1632 году, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик- Антонии Ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учёбу закончил и дело собственное открыл - торговал тканями. Так и жил бы себе как все, потихоньку, но была у него одна страсть- хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стёкла увеличительные - линзы шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стёкла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг всё интересно!
Вот вы подумайте, капля воды из лужи - ну что казалось - бы в ней такого? А вы на эту каплю через стекло увеличительное посмотрите. Кто в ней только не живёт! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное, о котором мы сегодня будем говорить. Это амёба обыкновенная (показать на таблице). А вот теперь подключите своё воображение и уменьшите её мысленно до 0,1 мм – вот такая маленькая она на самом деле.
Учитель: Открытие и изучение простейших животных было тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа. Первым человеком, увидевшим простейших под микроскопом, стал голландский натуралист Антонии Ван Левенгук. Свое открытие он сделал в 1673 году, но истинные представления о простейших сложились лишь в середине 19 век, тогда эти мельчайшие организмы были выделены в тип Простейшие. Что же увидел Левенгук в микроскоп? (отрывок фильма или рассказ учителя) .
Учитель: Ребята, а что мы должны у амёбы изучить, чтобы всё о ней узнать? (Cоставляют план изучения).
План характеристики одноклеточных организмов.
Среда обитания | |
Строение: | |
Питание | |
Дыхание | |
Выделение | |
Размножение | |
Реакция на внешние раздражители. | |
Учитель: Левенгуку очень хотелось изучить подробно это странное животное, кое-что ему удалось, на какие-то вопросы он не смог дать ответы и до наших дней дошла вот такая интересная схема. Я её на доске увеличила, а у вас на столах точно такие же маленькие. За давностью лет кое-какие слова в схеме стерлись и вместо них стоят точки. Давайте попробуем к концу урока заполнить правильно эту схему. Потом заполненную схему вложите в тетрадь. Каждый ваш правильный ответ я буду оценивать цветным квадратиком. Ваша задача - заработать их как можно больше.(Работа со структурно- логической схемой).
Учитель: Давайте поближе познакомимся со строением и образом жизни простейших на примере амебы протея.
Учитель: Итак, амёба обыкновенная относится к типу Простейшие, класс Саркодовые. (Схема).
Учитель: Как вы думаете, почему амёба получила такое название- простейшее животное?
Учащиеся высказывают свое предположение.
Учитель: Хотя амёба состоит из одной клетки, но клетка целый организм, хоть и микроскопический.
Классификация
(рассказ учителя, зарисовка схемы в тетради)

3.Среда обитания, передвижение и внешний вид амебы. (беседа по фрагменту)
Учитель: Амеба протей, или обыкновенная амеба, обитает на дне небольших пресных водоемов: в прудах, старых лужах, канавах с застойной водой. Ее величина не превышает 0,5 мм. Амеба протей не имеет постоянной формы тела, так как лишена плотной оболочки. Тело ее образует выросты — ложноножки. С их помощью амеба медленно передвигается — «перетекает» с одного места на другое, ползет по дну, захватывает добычу. За такую изменчивость формы тела амебе и присвоили имя древнегреческого божества Протея, который мог менять свой облик. Внешне амеба протей напоминает маленький студенистый комочек. Самостоятельный одноклеточный организм амебы содержит цитоплазму, покрытую клеточной мембраной. Наружный слой цитоплазмы прозрачный и более плотный. Bнутренний ее слой зернистый и более текучий. В цитоплазме находятся ядро и вакуоли — пищеварительная и сократительная (рис.).

Внешний вид, строение и движение амебы (захватывание пищи и образование пищеварительной вакуоли): 1 — ядро; 2 — сократительная вакуоль; 3 — внутренний слой цитоплазмы; 4 — наружный слой цитоплазмы: 5 — цитоплазматическая мембрана; 6 пищеварительная вакуоль.
4.Внешнее строение амебы.
(Работа учащихся с рисунком учебника «Внешнее строение амебы», организация фронтальной работы по вопросам.)
- На какой органоид указывает стрелка №1?(и т.д.) (заполнение схемы)

Учитель: Кто запомнил, в какой среде обитает амёба? (Cхема).
Учитель: Если амеба – одноклеточное животное, то какие органоиды должны входить в состав этой клетки? (Cхема).
Учитель: В переводе с греческого - амеба означает “ изменчивая”. Как вы думаете, почему она получила такое название? (Cхема)
Учащиеся: То на одном, то на другом месте её тела вытягиваются выросты цитоплазмы- ложноножки или псевдоподии. (Схема)
Учитель: Подумайте, каким образом может передвигаться амеба?
С одной стороны псевдоподии увеличиваются, а с другой уменьшаются и она медленно “ползет” со скоростью 13 мм/ час. Она закрепляется на дне, а затем в нее медленно перемещается цитоплазма. Выпуская ложноножки в определенном направлении, амеба ползет очень медленно.(Схема)
5.Питание, удаление непереваренных остатков и выделение избытка воды. (заполнение схемы)
Учитель: Как вы думаете, чем питаются амебы? Амеба питается бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими органическими частицами — остатками умерших животных и растений. Наталкиваясь на добычу, амеба захватывает ее ложноножками и обволакивает со всех сторон (см. рис). Вокруг этой добычи образуется пищеварительная вакуоль, в которой пища переваривается и из которой она всасывается в цитоплазму. После того как это произойдет, пищеварительная вакуоль перемещается к поверхности любой части тела амебы и непереварившееся содержимое вакуоли выбрасывается наружу. Для переваривания пищи с помощью одной вакуоли амебе требуется от 12 часов до 5 суток.
( Самостоятельное выполнение задания )
Установи правильную последовательность процессов питания амебы.


Учитель: Теперь представьте, что амеба сталкивается с одноклеточной водорослью или бактерией - это ее пища.
Учитель: Что произойдет в результате этого? Попробуйте смоделировать этот процесс на маленьких красных амебах, которые лежат у вас на столах.(один учащийся выполнит это у доски).
Учитель: Итак, пищевая частица оказывает давление на амебу, вокруг нее образуются псевдоподии. Этот процесс называется фагоцитозом (схема). Что значит “фагео”- пожирать, происходит захват и поглощение пищи простейшими. В итоге водоросль оказывается внутри тела амебы - в цитоплазме. Как только водоросль “утонет”, сейчас же цитоплазма как бы немного отступает и внутри амебы образуется вокруг водоросли пищеварительная вакуоль - своеобразный желудок (схема).
Учитель: Как вы думаете, что в этой вакуоли будет происходить с пищей?
В вакуоли есть вещества, которые будут разлагать пищу. Поэтому через несколько часов водоросль перевариться - разложится на отдельные молекулы.
Учитель: Ребята, а полностью ли переварилась водоросль?
Да, то, что осталось в ней - непереваренные остатки пищи, амеба в себе не бережет, выбрасывает наружу. Пищеварительная вакуоль вместе с ненужными веществами подходит к краю амебы и выливается через поверхность тела. (схема).
Учитель: А вот теперь, ребята, самое сложное! Процесс, о котором я буду сейчас говорить, вы будете изучать по физике в старших классах. Дело в том, что в цитоплазме амебы растворены соли. Но в теле их гораздо больше, чем в пресном водоеме, в котором амеба живет. Поэтому вода все время просачивается внутрь тела амебы.
Учитель: Как вы думаете, к чему это может привести? Что она должна делать с поступающей в неё водой?
Учащиеся: Для этого существует сократительная вакуоль - в ней собираются избытки воды и непереваренные вещества.
Учитель: В цитоплазме амебы имеется одна сократительная (или пульсирующая) вакуоль. В нее периодически собираются растворимые вредные вещества, которые образуются в теле амебы в процессе жизнедеятельности. Один раз в несколько минут эта вакуоль наполняется и, достигнув предельной величины, подходит к поверхности тела. Содержимое сократительной вакуоли выталкивается наружу. Кроме вредных веществ сократительная вакуоль выводит из тела амебы избыток воды, которая попадает из окружающей среды. Так как концентрация солей и органических веществ в теле амебы выше, чем в окружающей среде, вода постоянно поступает в организм, поэтому без ее выделения амеба могла бы лопнуть.
6. Дыхание амебы.
(организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника).
Учитель: Амёба - живой организм, значит, она должна дышать.
Что поглощают организмы в процессе дыхания? Где амеба берет кислород? Учащиеся: Вместе с водой из лужи поглощается кислород, растворенный в воде. Он нужен, т.к. при его участии идет разложение пищи на простые питательные вещества и выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма (заполнение схемы).
Учитель: Амеба дышит растворенным в воде кислородом, который проникает в клетку: газообмен происходит через всю поверхность тела. Сложные органические вещества тела амебы окисляются поступившим кислородом. В результате этого выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности амебы. При этом образуются вода, углекислый газ и некоторые другие химические соединения, которые удаляются из организма.(схема)
Учитель: А как газ удаляется в процессе дыхания?
Учащиеся: Он удаляется вместе с водой через сократительную вакуоль. Значит, сократительная вакуоль выполняет две функции. Назовите их.
7. Размножение амебы (выполнение задания, в учебники.)
Учитель: Как вы думаете, как происходит процесс размножения у простейших?
Учащиеся: Делением клетки пополам.
Учитель: Амебы размножаются бесполым путем — делением клетки надвое (рис. ). При бесполом размножении сначала пополам делится ядро амебы. Потом на теле амебы появляется перетяжка. Она делит его на две почти равные части, в каждой из которых оказывается по ядру. В благоприятных условиях амеба делится примерно раз в сутки.

Pиc. Бесполое размножение амебы
В неблагоприятных условиях амеба выделяет вокруг себя плотную защитную оболочку — образует цисту. Образование цисты в природе происходит осенью, когда в водоемах понижается температура, или летом, если водоемы пересыхают. В состоянии цисты животное может переживать очень низкие температуры, иссушение и другие неблагоприятные условия. Легкие цисты переносятся ветром на большие расстояния — так происходит заселение амебами других водоемов. При попадании в благоприятные условия амеба покидает оболочку (рис.) и переходит к активному образу жизни, начинает питаться и размножаться.

1.Вставь пропущенное слово в предложение.

Учитель: . Как и все животные, амеба обладает раздражимостью, т. е. реагирует на сигналы, поступающие в ее организм, отвечает на воздействие (раздражение) окружающей среды. Амеба распознает разные микроскопические организмы, служащие ей пищей. Она уползает от яркого света, механического раздражения и повышенных концентраций растворенных в воде веществ (например, от кристаллика поваренной соли).
8. Многообразие представителей класса Саркодовые.
(Рассказ учителя)
Разнообразие Саркодовых. Кроме амебы протея в типе Саркодовые около 11 тыс. видов. К ним относятся раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы и др. (рис.). Раковинные амебы обладают наружным скелетом — раковинкой. Из ее устья выступают лишь ложноножки. Раковинки могут состоять из рогоподобного вещества, из кремневых пластинок (вырабатываемых телом амебы) или из склеенных выделениями цитоплазмы песчинок. Размножаются раковинные амебы, как и амеба протей, делением надвое. Одна амеба остается в старой раковинке, а другая строит новую. Раковинные амебы обитают на дне пресных водоемов, в почве, в сфагновых болотах. Радиолярии — морские одноклеточные организмы размером от 40 мкм до 1 мм, обитающие в теплых морях и океанах. У них минеральный (из кремнезема, реже — из сернокислого стронция) скелет. Он защищает радиолярию и увеличивает поверхность тела, способствуя «парению» радиолярии в толще воды. Форма скелета радиолярий чрезвычайно разнообразна. Снаружи выдаются нитевидные ложноножки, служащие для улавливания пищи. Особую группу саркодовых образуют фораминиферы. Современные фораминиферы мелкие — 0,1-1 мм, а некоторые вымершие виды достигали 20 см. Наружный скелет фораминифер — раковинки. Они защищают тело животного и бывают известковыми, из хитиноподобного вещества или составлены из сцементированных песчинок. Раковинки бывают однокамерными или многокамерными, ветвящимися или расположенными в один-два ряда либо по спирали.

Рис. Многообразие Саркодовых: 1 — раковинные амебы; 2 — радиолярии; 3 — фораминиферы

4. Диагностика – 5 мин.
Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.(выполнение тестовых заданий).
Вариант 1
1. Амеба протей обитает:
а. В пресных водоемах с проточной водой
б. В пресных водоемах с застойной водой
в. В морях и океанах
2. Амеба передвигается с помощью:
а. Ног
б. Ложноножек
в. Не передвигается
3. Наружный слой цитоплазмы называется:
а. Эктоплазма
б. Эндоплазма
в. Цитоплазматическая мембрана
4. Амеба дышит:
а. Легкими
б. Жабрами
в. Всей поверхностью тела.
5. Процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности называют:
а. Размножением
б. Выделением
в. Обменом веществ
Вариант 2
1. Изучением одноклеточных организмов занимался:
а. Антонии Ван Левенгук
б. Р. Гук
в. Ч. Дарвин
2. Сократительная вакуоль - орган:
а. Пищеварения
б. Размножения
в. Выделения
3. При наступлении неблагоприятных условий амеба:
а. Погибает
б. Размножается бесполым путем
в. Образует цисту
4. Способность одноклеточного организма отвечать ни воздействие окружающей среды называют:
а. Обменом веществ
б. Раздражимостью
в. Размножением
5. Процесс пищеварения у амебы происходит:
а. В желудке
б. В сократительной вакуоли
в. В пищеварительной вакуоли.
IV. Закрепление материала-5 мин.
1.Проведение игры «Третий лишний».
Учитель: Я называю вам по три понятия, одно из которых к амебе отношения не имеет. Вы находите это понятие и объясняете (можно на карточках).
ядро, хлоропласты, цитоплазма
вакуоль с клеточным соком, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль
псевдоподии, цитоплазма, оболочка
пруд, море, лужа
светочувствительный глазок, ядро, циста
2.Упражнения по пройденному материалу
В какой среде обитает и как передвигается амеба протей?
На основании чего можно утверждать, что клетка амебы является самостоятельным организмом?
Охарактеризуйте питание и процесс выделения у амебы.
Используя рисунок 22, объясните, как размножаются амебы.
При каких условиях образуется циста и какое она имеет значение в жизни амебы?
V. Домашнее задание- 2 мин.
1. Изучить §9, знать основные понятия.
2.Подготовить сообщения о представителях «Класса Саркодовые», компьютерная презентация.
Структурно-логическая схема
Приложение №1
1………………………… (рисунок амебы с 2………………………… указанием вакуолей,
3………………………… ядра, псевдоподий







Как? Форма тела …….... ……………… V км/ч …………..
………………………



Как?
………………
Как?………………… Чем?…………
………………………
Чем?…………………
……………………… Что?………………… ……….
……………………………….
Чем?………………………….
………………………………..