СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии в 7 классе "Царство Вирусы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям биологии, работающим с обучающимися среднего звена. Позволяет сплотить коллектив класса, проявить творческий подход к изучению темы, развить коммуникативные способности .

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии в 7 классе "Царство Вирусы"»

Открытый урок по биологии 7 класс ФГОС

«Царство Вирусы»

Никонова Ольга Петровна

ГБОУ СОШ №17г. Сызрани,

г.о. Сызрань, [email protected]



Цель урока: раскрыть роль вирусов в природе и жизни человека, познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности, а также мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми вирусами.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о многообразной роли вирусов в природе и жизни человека, о значении вирусов.

Развивающие:

развивать логическое мышление , познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные:

воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать роль вирусов в природе, положительное и отрицательное влияние вирусов на человека, меры предупреждения вирусных заболеваний;

Метапредметные:

-регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-коммуникативные:

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные:

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный труд.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения находить отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.





Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Оборудование:

Учебник: биология 7 класс – Сонин Н.И.; раздаточные материалы, таблицы, презентации.

Ход урока:

Этап 1. Приветствие:

Добрый день!

Этап 2. Актуализация знаний:

- Чтобы начать наш с вами урок, для начала нужно определить тему. Давайте вспомним, с какими царствами живых организмов вы уже познакомились на прошлых уроках.

- Правильно, на прошлых уроках вы знакомились с царствами Бактерии, Грибы, Рвстения и Животные. С их общей характеристикой,строением, формами, особенностями жизнедеятельности, размножением.

Я предлагаю вам выполнить небольшое задание, это биологический диктант и вспомнить то, что мы уже знаем о живых организмах.

На партах уже лежат индивидуальные листы, которые вы будете заполнять во время урока. (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10) учащиеся пишут верный ответ

Диктант

  1. Какие организмы состоят из одной клетки?

  2. Какие организмы в клетках имеют хлорофилл?

  3. Какие организмы размножаются спорами?

  4. Для каких организмов характерно половое размножение?

  5. Представители каких царств имеют клеточную оболочку?

  6. Для каких организмов характерно вегетативное размножение?

  7. Перечислите свойства живого?

  8. Одноклеточные организмы могут быть представителями каких царств?

  9. Все ли клетки живых организмов имеют ядро?



А сейчас самопроверка. Учащиеся проверяют правильность выбранных утверждений (на доске учитель открывает верные ответы)

Выставляя себе отметку.

Этап 3. Открытие новых знаний

Форма работы: групповая

- Итак, мы с вами знаем о четырех царствах. Но....

Обратите внимание на экран. Что мы видим? Повсюду нас окружают еще и вирусы. Их выделяют в отдельное царство.

Так о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Попробуйте сформулировать тему (учащиеся формулируют тему)

А как вы думаете, нужны ли нам вирусы на Земле? Или может мы и без них прожить?

Вот на этот вопрос мы должны будем ответить в конце нашего урока.

Сейчас мы с вами отправимся в мир вирусов.

Ученые разделили все многообразие вирусов на несколько групп. Вот мы сейчас с ними и познакомимся, узнаем их роль в природе и жизни человека. По мере знакомства будем заполнять таблицу, но не просто заполнять, а работать в группах, обсуждать проблему, высказывать свое мнение, советоваться с одноклассниками.

Так как мы будем рассматривать 3 основные разновидности, вы тоже разделены на 3 группы (по рядам). Каждая группа имеет свое название.

1 ряд- ДНК-вирусы

2 ряд- РНК-вирусы

3 ряд- Бактериофаги

Выберите пожалуйста командира группы, он и будет самым ответственным в команде и он будет решать, кто выйдет представлять свою группу. В течении 5-7 минут вам нужно будет охарактеризовать вашу группу, внести данные в таблицу. А для остальных, пока одна команда выступает, другие заполняют таблицу.

-У каждого из вас на столе есть информационные листы с таблицей, нужный для вас материал о вирусах.

Приступим к выполнению.

Заполнение таблицы. Оценивание.

Мы с вами узнали много нового и интересного о вирусах и наверное устали, так?

Сейчас небольшая физкультминутка.

Отдохнули, продолжим нашу работу.

Этап 4. Закрепление полученных знаний.

Форма работы: индивидуальная.

Для закрепления полученных знаний , я предлагаю вам, сделать небольшой мини-проект - «превратиться в вирус». На ваших столах вы видите белые листы бумаги, на них вы должны нарисовать вирус, написать его значение ( положительное или отрицательное) для человека или окружающей среды. И соответственно, представиться.

Оцените пожалуйста выполненную вами работу.

Сформулируем выводы урока.

Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Сможем мы теперь на него ответить?

Вывод:

Вирусы имеют большое значение в природе и жизни человека.

  1. Вирусы являются возбудителями заболеваний растений (табачная мозаика), животных (бешенство) и человека( ВИЧ, гепатит,корь, оспа, грипп и др.)

  2. Бактериофаги используют для лечения бактериальных инфекций (дизентерия).

  3. Вирусы широко исользуются в генной инженерии.

  4. Вирусные частицы могут длительно сохраняться в органи зме(вирусоносительство.

  5. Бактериофаги могут подавлять развитие полезных микроорганизмов при производстве антибиотиков)

Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все вирусы. (Отсутствие вирусов, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению планеты что также чревато рядом неприятных последствий).

Как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да)

Как именно? (Знания о вирусах помогают осознать, что вокруг много вирусов, вызывающих опасные заболевания и соответственно использовать данную информацию, помогут защититься от них).

А теперь давайте оценим вашу работу на уроке. Каждый из вас в течении урока получал оценки , считаем средний бал и выставляем итоговую.



Домашнее задание: стр.250-253, задания 1-8.

Спасибо за урок, было очень интересно с вами работать!

Урок закончен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!