МКОУ «Нечаевская СОШ №2» Кизилюртовского района РД


Разработала:
учитель начальных классов
Гаджиева А.К.
2018г.
Конспект открытого урока
литературного чтения в 3 классе по учебнику «Родная речь» авторов: Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009, УМК «Школа России»
Цели урока:
1.продолжить ознакомление учащихся 3 класса с творчеством великого баснописца И.А.Крылова, рассказать о памятнике И.А.Крылову;
2.формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в басне и уметь ее объяснять;
3.прививать интерес к художественной литературе.
Оборудование , ТСО: ноутбук, видеопроектор, экран
Ход урока.
I.Организационный момент.
Психологический настрой. (Все дети берутся за руки и высказывают пожелания друг другу:
Ахмеду - учиться выразительно читать;
Альбине - стараться читать уже целыми словами;
Магомеду - проявлять активность;
Айшат - быть внимательней, не допускать ошибок при чтении ;
Наиде - активнее участвовать в обсуждении;
Фатиме – проявлять терпение, не выкрикивать, читать целыми словами.
II.Речевая разминка. 1. Прочитать:
«КРЫЛОВ- ИСТИННО НАРОДНЫЙ ПОЭТ»
А.С. ПУШКИН
-Как вы это понимаете?
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
М. Исаковский.
III.Проверка домашнего чтения.
( Конкурс чтецов. При этом дети проводят рефлексию – делают самооценку и взаимооценку)
Чтение басни «Зеркало и Обезьяна»» наизусть.
-В чем мораль басни?
IV.Введение в тему.
1.Предварительная беседа.
-Что вы узнали об И.А.Крылове на прошлом уроке? (Дети вспоминают, делают короткие сообщения)
2.Рассказ подготовленного ученика о памятнике Крылову.
«Когда в 1844 году умер И.А.Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России тогда ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая 1 в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.
В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту.
А где поставить памятник? Памятник решили поставить в Летнем саду. У скульптора Крылов сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.
Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Вместе с художником А.А.Агиным стали рисовать эскизы и составлять список животных, встречающихся в баснях. Но лепить с рисунков скульптор не мог. Ему нужна была « живая натура». Пришлось скульптору разводить зверинец. Волк, медвежата, лисица, журавль, овца с ягнятами, макака, кот и другие животные жили бок о бок, кто в клетках, а кто и прямо расхаживали по мастерской скульптора.
Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 года».
3. Рассматривание памятника И.А.Крылову. ( В презентации «Басни И.А.Крылова» (http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentatsiya-basni-iakrylova ) и в учебнике).
V. Физминутка.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставит на бочок,
На носочках скок, скок, скок!
А теперь вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
(Дети выполняют соответствующие движения)
VI.Новая тема. Басня «Ворона и Лисица»
1.Предварительная беседа. Словарная работа.
-Прочитайте название басни.
-Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь? (Предположения детей)
Прежде чем читать ее, выясним значение неизвестных слов.
Лесть-лицемерие, угодливое восхваление;
Льстец - льстивый человек;
Гнусный – внушающий омерзение, отвращение;
Взгромоздиться- взобраться с усилием на что-то высокое;
Пленил-привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина – принадлежащая вещунье;
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
2. Прослушивание и просмотр мультфильма «Ворона и Лисица» (взято у Новолодской Натальи Е-mail: [email protected])
-Понравилась ли вам басня?
-Что было непонятно?
3.Чтение басни детьми самостоятельно.
4. Чтение басни вслух учеником.
5.Беседа.
-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда о тебе говорят правду)
-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках лисица чаще всего изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глупого, невнимательного человека.)
6. Работа по группам.
1группа - дает характеристику Лисице (выборочное чтение)
2группа-дает характеристику Вороне (выборочное чтение)
7. Вывод.
-В чем смысл басни, ее сила?
-Какие пороки человека высмеивает и обличает И.А.Крылов?
-Какими людьми нужно быть? (честными, говорить правду в глаза, учиться распознавать льстивых людей и не быть обманутыми ими).
8.Работа над выразительностью чтения басни, чтение по ролям.
9.Викторины «Из каких басен строки?», «Из какой басни мораль?» (Кадры из презентации «Басни И.А. Крылова» (http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentatsiya-basni-iakrylova )
VII. Итог урока.
-Справились ли мы сегодня с целями, которые поставили перед собой?
(Ответы детей)
VIII.Домашнее задание.
Выучить наизусть басню «Ворона и Лисица»
6