СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по чтению 2 класс "Дети деда Мороза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению 2 класс "Дети деда Мороза"»





п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1.

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.


- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

Самоконтроль готовности к уроку;

Реакция на учителя, внимание.

Личностные:

Самоопределение;

Регулятивные:

Целеполагание;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Я приготовила для вас интересные задания. Узнаем, знаете ли вы русские народные сказки.








- К какому виду творчества относятся все эти произведения?

- Как по-другому можно назвать устное народное творчество?

- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Какие?





- Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной?

Улетела стрела и попало в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался мигом красивой, пригожей?


Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!


Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться

Очень вкусная вода в ямке от копытца.




Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек – копытца

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?


- Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете?

- Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… . Вот сколько сказок на свете.


Подсказка 1.

-Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет.

Подсказка 2.

Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма.

Подсказка 3.

Его дом находится  в Великом Устюге.

-О ком будете читать сегодня?


-Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?

-Какие дети могут быть у Деда Мороза?


- А вот о ком мы будем говорить сегодня, вам подскажут загадки.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.


Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.


И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.


Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке


- Как вы думаете, кого здесь не хватает?

Сколько радости, подарков,

Он привёз для всех ребят!

Он привёз игрушек воз,

Кто же это, мне ответьте!

Ну, конечно…….


- Ребята, перед вами иллюстрация к новому произведению.

- Как вы думаете, почему эти герои собрались вместе?

- Так с какой сказкой мы сегодня познакомимся? Как она называется?

(Работа в парах - 1 карточка на двоих. На карточке два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.)

Соотнести иллюстрации с названиями сказок.

Взаимопроверка работы – меняются карточками парты


- К устному народному творчеству.


- Фольклор.

- Те, которые сочинили писатели, называются авторские.

- А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются народными.








(«Царевна-лягушка» р.н.с.)




(«Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин)




(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», р.н.с)








(«Три поросенка» в обработке С.Михалкова)




Много














Про Деда Мороза











Ветер



Лёд



Иней





Снежинка



Деда Мороза





Дед Мороз







Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)








Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.

Постановка учебной задачи.

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

-Для чего вам это нужно?


(задачи)

- учиться представлять в своём воображении картины, описанные в сказке;

-учиться выразительно читать сказку;

-учиться определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении сказки;

-учиться умению рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;

- открытие. (Зачем земля покрывается снежным покрывалом?);

- А как вы думаете?


(научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые слова);

(для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим).

Выдвигают гипотезы.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.

Первичное усвоение новых знаний

































































Показ иллюстраций: какие бывают снежинки.





- Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения.


(На экране появляется название произведения. Текст читает учитель)


- Верны ли ваши предположения?

- Прочитайте произведение

самостоятельно, а непонятные

слова подчеркните карандашом.


- Какие слова вам непонятны?


- А сейчас поработаем группами. Первой группе надо найти значение слова «иней», а второй группе надо найти значение слова «нагнал»


I группа - Иней – осадки в виде ледяных кристаллов, оседающих на поверхности предметов.

II группа - Нагнал – собрал в одном месте.

- Прочитаем произведение вслух



- Сколько детей было у Деда Мороза?

- Найдите в тексте имена детей и запишите в тетради на печатной основе.


- Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитайте ответ в тексте.


- Какую работу сделал Ветер? Найдите ответ в тексте.


- Что сделал Лёд? Подтвердите ответ словами из текста.


- Какую работу выполнил Иней? Найдите ответ в тексте.


- А какую работу сделала Снежинка? Прочитайте.


- Что волновало Деда Мороза?


- Зря или нет волновался Дед Мороз?

Докажите.






- Почему отец особенно похвалил Снежинку?




- Почему она пожалела землю?



- Посмотрите, как художник изобразил это на иллюстрации.


Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. 
И сам, фотограф, получил  прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа».


Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.


Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.
Под такой периной растениям тепло.


- Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль сказки.











( Дети самостоятельно читают текст)


Иней, нагнал.


(Идёт работа с толковым словарём русского языка под редакцией С.И.Ожегова)


( Представитель каждой группы читает в толковом словаре значение слова)






(Произведение читают учащиеся)


Три сына и одна дочь




(Выборочное чтение)















Каких детей он вырастил, какую пользу они принесут людям.

Зря.

Хороших детей вырастил Дед Мороз, так как Ветер напугал, нагнал холода, чтобы люди готовились к зиме. Лёд мосты построил, чтобы всё живое в воде не погибло. Иней украсил. Снежинка покрыла землю покрывалом.


Она добрая, заботливая, сочувствующая, беспокойная. Ведь самое главное – это доброта, душа человека.


Чтобы посевы не вымерзли, растения не погибли, снег, как тёплое одеяло, укрыл землю.


Снежинка, словно белой скатертью, покрыла всё вокруг – и землю, и деревья, и избы.








































Вы все помогли людям.




Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

5.

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

- А теперь, ребята, прочитайте сказку про себя.


-Какого цвета эта сказка?

-Почему?  

-Авторская это сказка или народная?

-Обоснуйте свой выбор.



-Какое настроение автора вы почувствовали?

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

- Обоснуйте свой выбор.

-Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование


- Мы послушали, как народ рассказал сказку, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Давайте покажем своё творчество. Представьте, что вы артисты. И нам надо эту сказку проинсценировать.

- Давайте назовём действующих лиц.

– А вы сами между собой распределите роли. Вот вам на голову шапочки.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.































Слушание пересказа, добавления, исправления

Чтение по ролям (в масках).

Автор, Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка


















Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

6.

Моделирование

-К какому литературному жанру относится это произведение?

-Почему?

- Давайте смоделируем обложку. Как мы обозначим сказку?


-О чём сказка?


- Каким цветом закрасим круг?



-Кто автор сказки?


- Как она называется?


Сказка



Кругом



О природе


Зелёным, так как сказка о природе.


Народ


Дети деда Мороза


7.


На странице 141 учебника внизу найдите план и самостоятельно его прочитайте.

-Прочитайте первый вопрос.

  1. Сколько детей было у Деда Мороза?

  2. Что сделал Ветер?

  3. Какую работу сделал Лёд?

  4. О чем говорил Иней?

  5. Что рассказала Снежинка?


- А теперь представьте себе, что к нам обратились работники телевидения с просьбой рассказать эту сказку детям в передаче «Спокойной ночи, малыши!»



-Чему учит это произведение?


- На кого из детей вы бы хотели быть похожим? Почему?

(Самостоятельно читают план.)











Учащиеся пересказывают произведение по плану.





Дружбе, доброте.






8.

Итог урока.

-Какую сказку читали?

-Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?



- А вот и сюрприз! К нам пожаловала сама девушка Снежинка, о которой мы читали сказку.

- Что бы вы ей сказали?


Давайте скажем ей «спасибо» за то, что она землю покрыла, урожай нам сохранила. Значит будем с вами кушать вкусные булочки, ароматный хлебушек.


- Давайте ей поможем в этом добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше покрыла землю.



9.

Рефлексия.

- На столах у вас лежат снежинки.

-Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:

- всё знаю, могу помочь;

- всё знаю, помочь не могу;

- затрудняюсь ответить.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

10.

Творческая работа