Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Пожелания учителя:
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все читай, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
2.Логопедическая минутка.
Оз – оз – оз – наступил мороз
Су – су – су – очень холодно в лесу.
Шо – шо – шо – на лыжах хорошо.
- О каком времени года наша скороговорка? (о зиме.)
- Прочитать хором, по рядам, по строчкам.
3.Проверка домашнего задания.
Приступаем к проверке домашнего задания.
- Ребята, какое было домашнее задание (ст. Прокофьева «Подарки Зимы».
- Как нужно читать стихи? (Громко, четко, не спеша, выразительно)
Чтение стихотворения детьми.
4.Актуализация знаний.
А) Беседа.
Сегодня мы продолжим разговор о зиме. Поговорим о птицах.
- Ребята, а какие птицы остаются зимовать? ( Воробьи, снегири, вороны, голуби, синицы, сороки)
Б) Игра «Узнай свою птицу».
Работа в парах – дети читают загадку и называют птицу.
Слайд (птицы под номерами)
Птичка невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
Целый день без перерыва –
Кар-кар-кар –
Кричит сварливо. (Ворона)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синица)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Молодцы! Птиц отгадали.
5. Учебно-познавательная деятельность.
5.1 Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением Г. Харлампьева «Жадная сорока». Это произведение рассчитано на 3 урока, поэтому сегодня мы будем анализировать 1 часть рассказа.
5.2 Знакомство с автором.
5.3 Исследовательский метод.
Ребята, давайте поговорим о сороке и проведем исследовательский метод.
Сорока – это кто? Сорока – птица.
Докажите, что это птица, а не зверь?
( У нее есть крылья и она летает)
Чем она отличается от других птиц? (Формой тела, цветом, размером, голосом)
Вот мы с вами исследовали – сороку.
Чем питается сорока?
5.4 А сейчас давайте послушаем голоса птиц. Может кто-то из вас определит голос сороки.
Физ. минутка.
Как на горке снег, снег
( руки поднять вверх – потянуться.)
И под горкой снег, снег,
( присед, руки вперёд.)
И на ёлке снег, снег.
( руки развести в стороны, прогнуться.)
И под ёлкой снег, снег.
А под ёлкой спит медведь.
( присед, руки в стороны книзу.)
Тише, тише! Не буди,
( палец к губам.)
Сядь на место, не шуми!
( встать и тихонько сесть за парты.)
5.5 Чтение рассказа учителем (целостное восприятие текста)
- Кто главный герой этого рассказа? (Сорока)
- От чьего имени написан рассказ? ( От автора)
Словарная работа.
Красногрудые – красная грудь,
Пиршество – пир.
Чтение трудных слов
Кра-сно-гру-ды-е – красногрудые,
Взо-брал-ся - взобрался
5.6 Самостоятельное чтение 1-ой части.
5.7 Тест по содержанию 1-ой части.
- Когда происходили события?
(весной, зимой, летом)
- Как жилось птицам?
(голодно, сытно)
- Что положил автор на стол?
( хлеб, пшено, сало)
- Чем были прикручены новые кусочки сала?
(ниткой, веревкой, лентой)
Физминутка для глаз.
5.8 Чтение вслух.
Беседа по содержанию.
- Для чего человек соорудил птичий столик?
- Какие птицы прилетали к столику?
- Когда автор вышел на улицу, что он увидел?
- Что он придумал для новой порции?
- Докажите, что человек был отзывчивым и внимательным.
5.9 Составление предложений.
У вас на партах слова, из которых вы должны составить предложение.
Прочитайте предложения.
У нас получился пересказ 1-ой части.
6. Итог урока.
С каким произведением мы познакомились?
Что было особенно интересно на уроке?
У кого были трудности?