СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена «Строение и функции форменных элементов крови»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

...............................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена «Строение и функции форменных элементов крови»»



Тема: «Строение и функции форменных элементов крови».

Тип урока: открытие нового материала.

Целевая аудитория: студенты 2 курса школьного отделения.

Цель урока:

открыть знания об особенностях строения и функциях форменных элементов крови

Задачи урока:

а) образовательные:

-изучить особенности строения и функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов;

б) развивающая:

-развивать активную позицию студентов при использовании элементов технологии проблемного обучения на основе самостоятельной работы;

-формировать умение студентов работать в группах и по индивидуальной траектории обучения;

-способствовать развитию навыков взаимоконтроля, самоконтроля, самооценивания;

в) воспитательная:

-формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание научно обоснованного отрицательного влияния вредных привычек человека на строение и функционирование форменных элементов крови;

-воспитывать культуру общения при работе в группах;

-воспитывать волю и настойчивость у студентов для достижения конечных результатов.

Продолжительность урока: 45 минут.


Методическая цель: использование методов проблемного обучения и элементов рейтинговой системы в обучении студентов.


Технология: элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Методы:

-словесные ( учебный диалог);

-наглядные;

-практические;

проблемные:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

Формы организации деятельности на уроке:

-фронтальная;

-индивидуальная;

-в парах.

Оборудование:

техническое:

-ПК на базе процессора не ниже PentiumII;

-мультимедийный проектор;

-интерактивная доска.

натуральные исследуемые в аудитории:

-натуральные объект сердце человека.

Программное:

-приложения Microsoft Office Power Point.

Учебный комплект:

М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов «Анатомия и физиология человека».Учебное пособие для студ. пед. сред. – М: Издательский центр «Академия», 2012.-448с.

Раздаточный материал:

-учебно-информационные и учебно-тематические карты, дифференцированные задания.

Подготовительная работа:

-создание компьютерной презентации к уроку;

-подготовка раздаточного материала;

-создание проверочного теста – практикума;

-формирование групп;

-отбор изучаемого материала, составление учебно-информационных и учебно-исследовательских карт, дифференцированных заданий, для первичного контроля знаний, работа с литературой и Интернет-ресурсами.


Прогнозируемый результат:

-осознание студентами значимости приобретаемых знаний о строении и функциях форменных элементов; овладение знаниями о влиянии вредных привычек на кровь;

-формирование общих компетенций (ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития).

ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами);

-формирование профессиональных компетенций:

-развитие и совершенствование навыков работы в парах;

-мотивация к овладению профессиональными умениями и навыками необходимыми при подготовке и проведении урока окружающего мира в школе;

-формирование потребности соблюдать и пропагандировать правила и нормы ЗОЖ.


















Деятельность педагога

Деятельность студентов

I.Организационный момент. 1 мин

II.Мотивация учебной деятельности. 4 мин.


Уважаемые студенты, убедите всех в том, что знания по возрастной анатомии, физиологии и гигиене необходимы для будущих учителей начальных классов.


Слайд №1



-

















1.Работа по слайду презентации.

Обратите внимание на слайд. Задание:

-Что объединяет эти репродукции картин? ( На всех картинах кровь)

Почему я предлагаю вам этот слайд?

Мы изучили тему: «Виды тканей» соединительную ткань, но не изучили кровь.

( Есть и другая точка зрения: система крови не относится к виду соединительной ткани, она, как и соединительная по происхождению из мезенхимы.)

Активная работа по заданию позволит набрать дополнительные баллы в ваш рейтинг.

-Кто готов ответить на вопрос? Что такое кровь?

-Вы не готовы, значит… обратите внимание на слайд, определите тему урока


2.Формулирование

темы урока:

Слайд №2













III. Актуализация знаний.

Уважаемые гости вы тоже можете поучаствовать …мысленно.

Поднимите руку уважаемые студенты, кто заботиться о своем здоровье, родных и близких?

Приятно осознавать, что все подняли руки.

Каждый из вас изучал анатомию в школе, сдавал кровь на анализ.

Как понять, что вы получили хорошие результаты анализа – …сравнить их с нормой.

Значит, вы готовы ответить на следующие вопросы, касающиеся вашего здоровья:


На доске

Слайд №3














Уважаемы студенты, поднимите теперь руки кто готов ответить на эти вопросы? Оцените. Как вы заботитесь о здоровье?


Внимание на Слайд № 4

С какой целью эти вопросы? (на их основании можно дать характеристику крови)



Я помогу вам

ответить на

вопрос откуда?

Кровь это – жидкая

ткань меземхимы,

образует

внутреннюю среду

организма

циркулирует

по кровеносным

сосудам.









Слайд №5

Состав крови.


Кровь состоит из

плазмы и форменных

элементов.

Плазма органические

и неорганические

вещества.

Форменные элементы

эритроциты

тромбоциты

лейкоциты


Задание

эту таблицу можно

скачать или

зарисовать в тетрадь.







Слайд № 6

Функции крови









Определите, что зашифровано на слайде? (Функции крови)

Поясните.

Дыхательная (Перенос кислорода из легкие во все органы и углекислоты из органов в легкие)

Трофическая ( доставка к органам питательных веществ)

Защитная ( обеспечение гуморального клеточного иммунитета, свертывание крови при травмах)

Выделительная (удаление и транспортировка в почки продуктов обмена веществ)

Гомеостатическая ( поддержание постоянства внутренней среды организма)

Транспортная (гормоны и биологически активные вещества)


Постановка учебной задачи. Вы будете работать группами по рядам, в парах.

Тема одинакова для всех, способы получения информации в каждой группе по учебнику «Анатомия и физиология человека» автор М.Р. Сапин,

В.И. Сивоглазов с.37 -42, Интернет- ресурс.



У вас на партах розданы листы. Переверните их. Посмотрите, сегодня они выполнят роль учебной тетради. Изученный материал будет представлен в виде развернутого анализа крови.


Внимательно читайте инструкции.

Результаты работы заносите в учебно - информационные карты.

Время на изучение 6минут.


Примечание:

Желаю вам творчества и удовольствия от работы. Приступайте.


IV.Самостоятельная траектория изучения.

Работа в парах.


V.Отчет по результатам изучения. 22мин.

Выступление студентов ( реализация цели, проблемного вопроса).

Отчет студентов сопровождается сайдами презентации, которые создал преподаватель.


Представление результатов самостоятельной траектории изучения.

Отчет 1 группы

Учебная карта

Тема: «Строение и функции форменных элементов крови»

Цель: изучить особенности строения и функции эритроцитов

Оборудование: Интернет – ресурсы и учебник «Анатомия и физиология человека» автор М.Р. Сапин и В.И. Сивоглазов с. 38-39

٭Примечание. Работайте в паре.

Задание 1.

Заполните таблицу «Эритроциты» используя Интернет – ресурсы и учебник «Анатомия и физиология человека» автор М. Р. Сапин и В. И. Сивоглазов

Таблица: «Эритроциты»


Название форменного элемента крови

Норма

содержания в 1 мм3


Особенности строения

Выполняемые функции

Эритроциты

Средняя продолжительность жизни – 120 дней

Содержит белок гемоглобин

Разрушаются в печени и селезенке























клеточную мембрану и цитоплазму, форма эритроцитов (двояковогнутый диск)


1) основной функцией является дыхательная – перенос кислорода от альвеол легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;

2) регуляция рН крови благодаря одной из мощнейших буферных систем крови – гемоглобиновой;

3) питательная – перенос на своей поверхности аминокислот от органов пищеварения к клеткам организма;

4) защитная – адсорбция на своей поверхности токсических веществ;

5) участие в процессе свертывания крови за счет содержания факторов свертывающей и противосвертывающей систем крови;



Итог: сделайте вывод

об особенности строения и функции эритроцитов


Слайд №7-10


Сравните с

эталоном








Задание 2.

Нати учебный материал о влиянии на состав крови умственной и физической нагрузки?


Влияние на кровь ребенка физической и умственной нагрузки

Какие проблемы могут возникнуть в детском и подростковом возрасте?




Слайд №11









Выступающие студенты заполняют листы рейтинга – поощрительные баллы.

Отчет 2 группы

Учебная карта

Тема: « Строение и функции форменных элементов крови крови»

Цель: изучить особенности строения, видах и функции лейкоцитов.

Оборудование: Интернет – ресурсы и учебник «Анатомия и физиология человека» автор М.Р. Сапин и В. И. Сивоглазов с. 39-40

٭Примечание. Работайте в паре.

Задание 1.

Заполните таблицу «Лейкоциты» используя Интернет – ресурсы и учебник «Анатомия и физиология человека» автор М. Р. Сапин и В.И. Сивоглазов

Таблица: «Лейкоциты»

Название форменного элемента крови

Норма

содержания в 1 мм3


Особенности строения

Выполняемые функции

Лейкоциты

Образуются в красном костном мозге, селезенке, тимусе, лимфатических узлах

Живут от 2ч до 4 суток

Разрушаются в селезенке и очагах воспалении



4-9 тысяч

Белые кровяные клетки d = 6-25мкм

Нет постоянной формы

Амебовидное движение

Имеют ядро


Функция – защитная (фагоцитоз, иммунитет)


Зернистые

Нейтрофилы


фагоцитоз бактерий;


Эозинофилы

участвуют в иммунологических (аллергических и анафилактических) реакциях, их угнетают

Базофилы


участвуют в разрушении паразитов и в аллергических реакциях


Незернистые


Лимфоциты

По функциям:

а)В-лимфоциты и обеспечивают гуморальный иммунитет –защиту организма от чужеродных антигенов (бактерий, вирусов, токсинов, белков и других);
б)Т-лимфоциты по выполняемым функциям подразделяются на киллеров, хелперов, супрессоров.

Моноциты

Главные «санитары организма» - удаляют обломков старых, отживших, свое клеток, и инородных элементов



Итог: сделайте вывод об особенности строения, видах и функциях лейкоцитов

Выступающие студенты заполняют листы рейтинга – поощрительные баллы.

Сравните с эталоном.


Слайд №12-19

Какой вывод можно сделать о строении, видах и функциях лейкоцитов?



















Отчет 3 группа.

Учебная карта

Тема: «Строение и функции форменных элементов крови»

Цель: изучить особенности строения и функции тромбоцитов.

Оборудование: Интернет – ресурсы и учебник «Анатомия и физиология человека» автор М. Р. Сапин и В. И. Сивоглазов с.40

٭Примечание. Работайте в паре

Задание 1.

Заполните таблицу «Тромбоциты» используя Интернет – ресурсы и учебник «Анатомия и физиология человека» автор М. Р. Сапин и В. И. Сивоглазов


Таблица: «Тромбоциты»

Название форменного элемента крови

Норма

содержания в 1 мм3


Особенности строения

Выполняемые функции

Тромбоциты

Живут 7-10 дней

Разрушаются в селезенке


180-320 тыс.


Кровяные пластинки

Нет ядра

Округлой или овальной формы

Размеры – 2-5 мкм

Функция -свертывание крови, восстановление сосудов



Итог: сделайте вывод об особенности строения и функциях тромбоцитов

Слайд №20-23






















Задание 2.

Найти учебный материал о влиянии на состав крови курения, алкоголя, наркотиков


Сравните с эталоном.


Слайд № 24 Влияние вредных привычек на кровь




















Выступающие студенты заполняют листы рейтинга – поощрительные баллы.


ВЫВОД:

Откройте информационные карты. Проведите обобщение изученного.


Анализ школьного учебника.


-На уроке возрастной анатомии, физиологии, гигиены происходит формирование знаний и умений.

-Когда они будут востребованы?

Во время проведения уроков окружающего мира в школе.


У вас на партах учебники Окружающего мира для 3 класса часть 2 УМК «Гармония» автор Поглазова Ольга Тихоновна.


Установите связь изученного вами материала на уроке и тем, что изучают в начальной школе?

Как представлена и изучается тема на уроках окружающего мира?

Тема: Удивительная жидкость- кровь

Стр 32.

Стр. 32 Даны рекомендации: правильное питание, прогулки помогут восстановить численность эритроцитов. Продукты, содержащие железо мясо, овощи, фрукты гречневая каша.

Слайд №25

















VI.Первичное закрепление (самостоятельная работа с самопроверкой). 4мин.

Проверим усвоение учебного материала.


Зеленый уровень. Студенты работают за компьютером индивидуальная работа.


Задание выполните тест по теме: «Форменные элементы крови»


1. Кровь состоит из:

А) тканевой жидкости, Б) плазмы

В) лимфы Г) форменных элементов.

2. Среди перечисленных форменных элементов крови безъядерными являются:
А эритроциты.
Б. лимфоциты.
В. фагоциты
Г. верны все ответы.

3. Основная роль тромбоцитов состоит в:

А. транспорте газов В. свёртывании крови

Б. фагоцитозе твёрдых частиц Г. иммунной защите от чужеродных белков


4. Сущность свертывания крови заключается в

А. склеивании эритроцитов

Б. образовании кровяного сгустка из белка фибрина при разрушении тромбоцитов

В. превращении лейкоцитов в лимфоциты

Г. склеивании лейкоцитов


5. Основная роль эритроцитов состоит в:

А. в транспорте кислорода и углекислого газа В. свёртывании крови

Б. фагоцитозе твёрдых частиц Г. иммунной защите от чужеродных белков


6. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов
а) передвигаются пассивно с током крови;
б) способны активно передвигаться;
в) не могут проникать сквозь стенки капилляров;
г) передвигаются с помощью ресничек.


7.Молекула гемоглобина образована

А) белка – фибрина и медесодержащей группы

Б) белка - глобина и железосодержащей группы гемма ( двухвалентного железа)

В) белка миозина и актина


8. Фагоцитоз – это

Ответы

1.б,в 2.а 3.в 4.б 5.а 6.б 7.б

8.- Фагоцитоз - это процесс активного захватывания и поглощения живых организмов (бактерий) и неживых частиц особыми клетками зернистыми лейкоцитами.


Красный уровень. Индивидуальная работа. 2 студента работают с интерактивной доской. Остальные на печатных носителях

Задание٭. Установите соответствие между клетками и гемоглобином крови и их функциями

 

Клетки крови


 

Выполняемая функция

А

Т-лимфоциты

1

Транспорт кислорода

Б

В-лимфоциты

2

Свертываемость крови

В

Эритроциты

3

Клеточный иммунитет

Г

Тромбоциты

4

Выработка антител

Д

Фагоциты

5

Обнаружение антигенов

Е

 Гемоглобин

6

Определение групп крови

 

 

7

Транспорт гормонов




8

Выполняют в организме важную роль переносчика кислорода




9

Принимает участие в транспорте углекислоты


Ответ. А-5, Б-4, В-1,6, Г-2, Д-3 Е-8-9


Слайд № 26-28


Проверяем выполнение.

1.Проверка задания на

интерактивной доске

и на печатном носителе

- красный уровень.

2.Проверка задания –

зеленый уровень отметку

вы поставите себе сами,

на основании полученных баллов


В листах рейтинга

в колонке, «текущий контроль»

поставьте набранные баллы за

правильный ответ 1 балл.

Подсчитаем количество набранных баллов.


Заполнение таблицы «Рейтинг».

Слайд № 29

«Таблица рейтинга»

«Параметры соотношения

оценки ( балл), вида

деятельности,

форм контроля знаний

студентов при использовании

элементов

рейтинговой оценки».





Заполним личные таблицы рейтинга

На уроке вы набирали поощрительные баллы, суммируем. Посмотрите на слайд. Поднимите руку, кто набрал сколько баллов.

Слайд № 30











VII. Рефлексия. 2 м

Слайд №31

Назовите цель урока…

-открыть знания об особенностях строения и функциях форменных элементов крови


Как вы реализовали цель урока


Вы готовы ответить

на вопросы










III. Домашнее задание.

Слайд №32

Учебник «Анатомия и физиология человека» автор М.Р. Сапин и В.И. Сивоглазов с.37-40

Составить памятку для родителей. Что происходит в организме подростков при употреблении наркотиков, алкоголя, курения

Найти таблицу: «Состав крови» используя Интернет –ресурс


Что еще может повлиять на кровь, организм в целом? (витамины, музыка)

Сейчас вы послушаете музыку и прочитаете какие витамины и минеральные вещества влияют на организм и кровь.

Закройте глаза- создадим настрой. Включаю слайд и музыку.

Слайд №33-34

Влияние витаминов на состав крови, процессы кровотворения











Позволю дать совет:

Начинайте утро с хорошей музыки правильного питания и проживете дольше!

Урок окончен.







Доказывают, аргументируют,

приводят примеры

необходимости

знаний по анатомии.












Составляют и отвечают на поставленные вопросы.









Анализируют, устанавливают взаимосвязь.






Определяют тему и цель урока.














Осмысливают задание.



























Знакомятся с алгоритмом работы по самостоятельной траектории изучения нового материала.
































Устанавливают причинно-следственные связи







Самостоятельно изучают учебный материал

( работают с натуральными пособиями, выбирают учебный материал из учебника, Интернет-ресурсов, анализируют, заполняют таблицы, схемы, анализируют и сравнивают).

Организуют сотрудничество между собой в парах.





























Отчет по результатам самостоятельной траектории изучения. Все остальные записывают в учебно-информационные карты. Выступающие студенты заполняют листы рейтинга – поощрительные баллы.
























Воспроизводят

полученные знания.































Заполняют учебно- информационные карты.








































Фиксируют новые знания в учебно-информационных картах.












































Сравнивают и сопоставляют

полученные результаты

с эталоном.
























































































Воспроизводят

изученный ранее учебный материал.


Выступающие студенты заполняют листы рейтинга – поощрительные баллы.












Анализируют содержание учебного материала в учебнике окружающий мир.




Сопоставляют, сравнивают,

выделяют понятия, определяют объем изученного материала на уроке с объемом представленном в школьном учебнике.



Воспроизводят ранее изученный материал.






















Актуализируют необходимые знания


Выбирают задания для первичного контроля

на основе самоанализа полученных знаний.





































Работа с интерактивной доской























Проводят самоконтроль, само­анализ, взаимоанализ деятельности.


Заполняют таблицы–рейтинга.






Самооценка, взаимооценка реализации цели урока.














Осмысливают,

Воспроизводят изученное,

устанавливают ассоциативные связи.














Записывают

домашнее задание





Прием эмоциональной разгрузки



14