СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Открытый урок по физике 8 класс на тему: "Строение атома".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Открытый урок по физике 8 класс на тему: "Строение атома".»

Тема: Строение атома.

Автор: Хизриева Альбина Расуловна (учитель физики).

Цель: создать условия для формирования знаний о строении атома.

Задачи:

образовательные:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и атомного ядра;

  • ознакомить учащихся с историей открытия атома;

  • научить пользоваться Периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома;

  • продолжить формирование наученного мировоззрения учащихся.

развивающие:

  • развитие внимание, образного и логического мышления, памяти при изучении данной темы;

  • развитие коммуникативных навыков.

воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;

  • воспитание чувства прекрасного, красоты окружающего мира.

Тип занятия: урок изучения нового материала.


I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Сдача рапорта командиром класса.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием электрон.

Ответим на вопросы по изученному материалу:

1).Что такое электрон?

2).Кто впервые проделал опыт по определению наименьшего заряда?

3).Чему равна масса электрона?

4).Единица электрического заряда?

5).Что вы знаете о заряде электрона?

6).Кому принадлежит открытие электрона?

III. Постановка цели и задач урока.

Еще в глубокой древности, 2500 лет назад ученые-философы высказывали предположения о строении вещества. Мы с вами уже знаем, что любая, даже самая маленькая песчинка – это целая Вселенная, ибо включает в себя почти столько же мельчайших частиц, сколько звезд содержится во всей Метагалактике. Из этих частиц состоит и камень, одиноко лежащий на обочине дороги, и капля росы на листке цветка.

Вспомните, какие явления, доказывают нам, что любое тело состоит из частиц?

Учащиеся отвечают: явление диффузии, броуновское движение, фотографии, полученные с помощью электронного микроскопа.

Вспомним, как называется мельчайшая частица вещества? ( Молекула )

Молекулы в свою очередь состоят из еще более мелких частиц…(Атомов).

Человек давно искал ответы на вопросы: Что такое эти атомы и молекулы? Как они устроены?

Так как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? Какую цель мы перед собой должны поставить?

IV. Изучение нового материала.

Для того чтобы узнать тайну строения атома, предлагаю совершить путешествие в космическое пространство.

Займите удобное положение. Ощутите, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте, как приятна волна расслабления, охватывающая вашу шею, плечи, руки, тело, ноги. Поселите спокойствие и равновесие в вашем теле.

Представьте, что вы находитесь внутри космического корабля и до старта остались считанные секунды. Что вас там окружает? Какие предметы вы видите вокруг себя? Какие формы, цвета, звуки, запахи, движения наполняют пространство? Посмотрите на себя, какие вы? Как вы выглядите? Какое у вас настроение? Волнуетесь ли вы перед стартом? Вдохните энергию этого места, поселите покой в душе.

И вот прозвучала команда «Поехали!». Ракета стартует, и в считанные секунды покидает атмосферу Земли. Звучит следующая команда «Сброс первой ступени!» - ракета выходит в космическое пространство, покидая орбиту Земли. Теперь можно расслабиться, отстегнуть ремни безопасности и посмотреть в иллюминатор на отдаляющуюся от корабля Землю. Перейдите на место пилота, присядьте на кресло. Удобно ли на нем? Вашему взору открывается прекрасный вид на космическое пространство. Красиво? Открытый космос завораживает? А теперь приготовьтесь, корабль производит резкий скачок!

Корабль остановился, и вы можете расслабиться. Посмотрите внимательно, вы находитесь прямо над Солнечной системой, в центре которой расположено Солнце. Какого оно цвета? Размера? Почувствуйте его тепло. А теперь посмотрите внимательней, по краю Солнца появляется слово «Ядро», а в нутрии «Протоны +» и «Нейтроны». Что бы это значило? Наверное, то, что Солнце находится в центре системы и является самым большим объектом.

Попробуйте найти Землю - мы знаем, что она третья планета от Солнца. Какого она цвета? Размера? Понаблюдайте за ее движением вокруг Солнца. Не правда ли, Земля - она самая прекрасная планета?

Смотрите, смотрите! По контуру планеты появляется слово «Электрон», а в центре Земли появляется знак «-». Уделите внимание другим планетам: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, - они преобразились точно так же как и Земля. Какую картину вы наблюдаете теперь? В центре расположено ядро, внутри которого находятся протоны со знаком плюс и нейтроны, а вокруг ядра вращаются электроны со знаком минус. И вдруг по самому краю Солнечной системы появляются слова «Строение атома». Так значит строение атома похоже на Солнечную систему? Мы сделали большое открытие!

Наше путешествие подходит к завершению, необходимо возвращаться домой, на Землю. Но прежде чем улететь, еще раз посмотрите на картину, которая открывается с корабля: в центре распложено ядро, внутри которого находятся протоны со знаком плюс и нейтроны, а вокруг ядра вращаются электроны со знаком минус. И называется эта картина «Строение атома».

Мы обязательно будем путешествовать еще. Ну а теперь возвращаемся в класс. Почувствуйте прилив сил, пошевелите пальцами ног, рук. Сделайте глубокий вздох.

V. Визуализация.

  1. Что вы чувствовали во время путешествия? Как оно прошло?

  2. Какие образы запомнились?

  3. На что была похожа Солнечная система?

VI. Закрепление.

  1. Какие слова были написаны по краю Солнечной системы?

  2. Какие основные элементы входят в состав атома? Из чего состоит ядро атома?

  3. Какой заряд имеет частица «Протон»?

А теперь зарисуйте образ, который вам пришел во время релаксации.

(Рисуют, играет музыка, учитель наблюдает работу каждого, подходя к столам, ободряет учеников в ходе работы).

VII. Работа с образоном учителя.

Теперь посмотрите на мой рисунок. Что на нем изображено? Проверьте, все ли надписи вы сделали правильно? Дополните свои образоны.

VIII. Физкультминутка.

IX. Домашнее задание.

Параграф 30, подготовиться к П/Р по теме «Строение атома»

X. Закрепление материала.

Атомы разных элементов в обычном состоянии отличаются друг от друга числом электронов. Но все же химические свойства атома определяются зарядом ядра. Посмотрим на таблицу Менделеева. Для этого я попросил вас на урок принести учебники по химии: порядковый номер показывает число протонов в ядре, следовательно, он показывает и число электронов, т.к. атом в целом нейтрален. А число нейтронов, входящих в ядро можно найти таким образом: из массового числа вычесть число протонов.

Например: Кислород, порядковый номер – 8 – число протонов 8, число электронов 8, а число нейтронов найдем, если вычтем из 16-8=8.

Класс делится на 4 группы и каждой предлагается выполнить задание, используя Периодическую систему химических элементов Менделеева определить строение атома углерода, алюминия, железа, меди, серебра. Результаты работы учащихся проверяются с помощью таблицы.




XI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Так что же мы узнали?

• Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов, атомы из ядра, вокруг которого вращаются электроны.

• Ядро в свою очередь состоит из протонов и нейтронов.

• Протоны заряжены положительно, электроны отрицательно.

• В атоме число электронов равно числу протонов.

У вас на столах лежат листы самооценки, в которых необходимо выставить баллы по каждому этапу урока и на основе этих баллов выставить итоговую оценку за урок.


Образон


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!