СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по физике на тему: «Фотоэффект». 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике на тему: «Фотоэффект». 11 класс»

М инистерство образование и науки РД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джабинская СОШ им. М.Д.Курбанова»









Открытый урок по физике на тему:

«Фотоэффект».

11 класс

















Провела: учитель физики МКОУ «Джабинская СОШ им. М.Д.Курбанова» Алиханов Умер Шихбалаевич




План-конспект открытого урока по физике в 11 классе учителя физики

Алиханов Умер Шихбалаевич


Тема урока: Применение ИКТ в организации деятельности учащихся по решению физических задач по теме «Фотоэффект».

Цели урока:

- Познакомить с понятием явления фотоэффекта, исследование и объяснение его законов;

- Развитие мышления и памяти;

- Воспитание дисциплинированности и внимательности

- Умение грамотно излагать свои мысли.

Образовательные: формирование представлений о дискретных свойствах света и электромагнитных полей, навыков исследовательской работы и умения решать задачи;

Развивающие: развитие интереса к физике, самостоятельности, взаимопомощи;

Воспитательные: формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный

Предметные результаты:

Знать: что такое явление фотоэффекта и его законы, где он применяется.

Уметь: объяснить явление фотоэффекта.

Владеть: знаниями и умениями для проведения исследования явления фотоэффекта.

Форма урока: урок по физике для 11 класса посвящен решению задач по теме «Фотоэффект», построен как урок решения расчетных задач и закрепления ранее пройденного материала.

Класс: учащиеся 11 класса, владеющие навыками работы в малых группах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

План урока:

  1. Организационный момент (5 мин)

  2. Актуализация знаний (10 мин)

  3. Решение задач (15 мин)

  4. Самостоятельная работа (7 мин)

  5. Домашнее задание (3 мин)

  6. Подведение итогов (2 мин)


1. Организационный момент.


Действия учителя: учитель заходит в класс. Здоровается с детьми. Просит их сесть. Проверяет, кто отсутствует на уроке.


Действия учеников: Здороваются с учителем. Садятся. Староста подает список отсутствующих на уроке.


2. Актуализация знаний.

Действия учителя:


Вспомним ранее изученный материал(на электронной доске появляется презентация с поочередно появляющимися вопросами и ответами):

1. Что такое свет?

2. Какое явление вызвало противоречие между теорией и практикой?

3. Как испускают энергию атомы согласно гипотезе Планка?

4. Запишите формулу энергии М. Планка?

5. Чему равна постоянная Планка?

6. Что скрывается за термином «Ультрафиолетовая катастрофа»?

7. Законы Фотоэффекта.


Отлично, вы прекрасно усвоили материал. Молодцы.


Действия учеников:

Отвечают на вопросы учителя.

1. Свет — электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом.

2. Корпускулярно-волновой дуализм

3. Согласно Планку, испускание и поглощение излучения происходит порциями (квантами).

4. E=hv

5. h=6,626 Дж·c[1]

6. Физический термин, описывающий парадокс классической физики, состоящий в том, что полная мощность теплового излучения любого нагретого тела должна быть бесконечной.

7.

Первый закон

Фототок насыщения  пропорционален световому потоку, падающему на металл.

 Т.к. сила тока определяется величиной заряда, а световой поток - энергией светового пучка, то можно сказать: 

число электронов, выбиваемых за 1 с из вещества, пропорционально интенсивности света, падающего на это вещество.

Второй закон

Изменяя условия освещения на этой же установке, А. Г. Столетов открыл второй закон фотоэффекта: кинетическая энергия фотоэлектронов не зависит от интенсивности падающего света, а зависит от его частоты.

Из опыта следовало, что если частоту света увеличить, то при неизменном световом потоке запирающее напряжение увеличивается, а, следовательно, увеличивается и кинетическая энергия фотоэлектронов. Таким образом, кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света.

Третий закон

Заменяя в приборе материал фотокатода, Столетов установил третий закон фотоэффекта: для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, т. е. существует наименьшая частота nmin, при которой еще возможен фотоэффект.

При min ни при какой интенсивности волны падающего на фотокатод света фотоэффект не произойдет. Т.к.  , то минимальной частоте света соответствует максимальная длина волны.


3. Решение задач.

Действия учителя: называет номер задачи в заранее розданных материалах, к решению которой необходимо приступить. По прошествии нескольких минут вызывает учеников к электронной доске для демонстрации решения остальному классу.


Действия учеников: Решают задачи на местах и сверяют с решением на электронной доске.


4. Самостоятельная работа.


Действия учителя: выводит на экран демонстрацию самостоятельной работой на два варианта. Объявляет правила и особенности выполнения работы. Контролирует процесс выполнения.


Действия учеников: разбиваются по вариантам, приступают к выполнению. По окончании работы меняются листочками. Сверяют ответы одноклассников с правильными на электронной доске. Выставляют отметки.


5. Домашнее задание.


Действия учителя:

И так, домашнее задание.

Дома, зайдите на сайт http://teachmen.ru/work/lecture/photo_work.html. и самостоятельно исследуйте (для различных материалов освещаемого электрода) зависимость:

фототока от длины волны излучения;

фототока от величины светового потока;

фототока от разности потенциалов между электродами (при положительных и отрицательных ее значениях);

убедитесь, что наклон прямой на графике T = f(1/λ)не зависит от материала электрода. (На этот график можно ставить точки щелчком мыши.)

Проделайте необходимые измерения и определите работу выхода для материала, из которого изготовлен катод, оцените значение постоянной Планка.

Решить задачу на нахождение красной границы фотоэффекта на сайте

http://www.afportal.ru/physics/together/315

Также записываем, параграф §§25 (3,2),26, задача 18.13, 18.24,18.31.


Действия учеников:

Записывают домашнее задание в дневники.


6. Подведение итогов.


Действия учителя: выставляет полученные отметки за урок в журнал и дневники, подводит итог занятия, отвечает на вопросы учеников.


Действия учеников: участвуют в подведении итогов, задают вопросы.


Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!