СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по физике в 10 классе по теме «Основные положения молекулярно – кинетической теории»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задолго до нашей эры народы Древнего Востока накопили множество естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, потребностями измерения земельных участков и т.д. накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.

Сейчас мало осталось людей, для которых реальность существования атомов менее очевидна, чем движение Земли вокруг Солнца. Почти у каждого с этим понятием связано представление о чем-то маленьком неделимом.

Основателем идеи атома принято считать Демокрита, хотя в истории упоминаются также его учитель Левкипп, и древнеиндийский философ Канаду.

Легенда рассказывает, что Демокрит сидел на камне у моря, держал в руке яблоко и размышлял. “Если я сейчас это яблоко разрежу пополам, то у меня останется половина, если я эту половину снова разрежу на две – останется четверть. Но если и дальше продолжать, всегда ли у меня в руке будет оставаться часть яблока? Или же в какой-то момент оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?” философ пришел к выводу, что деление такое бесконечно не существует и назвал эту последнюю, уже неделимую частицу атомом.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике в 10 классе по теме «Основные положения молекулярно – кинетической теории»»

Открытый урок по физике в 10 классе по теме «Основные положения молекулярно – кинетической теории»

Подготовила и провела учитель физики Сосновской сош №2: Тепикина Лариса Федоровна

Учебник: Г. Я. Мякишев



ПЛАН УРОКА





Этап

Содержание этапа

Время

I. Организационный момент

Учитель сообщает тему и цели урока

2 мин.

I I. Объяснение нового материала

1. Агрегатное состояние вещества

2. Молекулярное строение, жидких, газообразных и твердых тел

3. Броуновское движение

4. Диффузия

5. Размер и масса молекул

20 мин.

I I I. Систематизация и обобщение материала (закрепление)

Необходимо ответить на вопросы учителя, рассмотреть границы применимости МКТ и решить задачу из учебника

18 мин.

I V. Подведение итогов систематизирующей деятельности

Повторение основных понятий, применение МКТ

3 мин.

V. Задание на дом

§53-56 задачи 1-5 стр. 181. Заполнить таблицу: «Основные положения МКТ и свойства жидких, твердых и газообразных тел»




2 мин.



Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

1. Образовательная: на основе молекулярно –кинетической теории объяснить особенности строения тел в различных состояниях

2. Развивающая: расширить кругозор обучащихся по данному вопросу, показать непрерывную связь изучаемого материала с химией, математикой, металловедением и т.д.

3. Воспитательная: способствовать развитию интереса к предмету, выработать внимание, трудолюбие, стремление к познанию окружающего мира.

Материалы: колбы различной формы с водой, спиртовка, лед, природные минералы, модели кристаллических решеток.

Оборудование: компьютер с проектором, учебник Г. Я. Мякишев «Физика 10 класс», А.П. Рымкевич задачник по физике 10‐11 класс, Шаскольская М.П. «Кристаллы», Бурмин Г. С. «Чудесный камень», Ферсман А. П. «Рассказы о самоцветах», Енохович А.С. «Справочник по физике и технике».



Литература:

1. Физика. 10 класс. Учебник.  Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

2. А.П. Рымкевич задачник по физике 10‐11 класс,

3. Шаскольская М.П. «Кристаллы»

4. Бурмин Г.С. «Чудесный камень»

5. Ферсман А.П. «Рассказы о самоцветах»

6.Енохович А.С. «Справочник по физике и технике»



Ход урока



  1. Организационный момент.



Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по теме «Основные положения МКТ и их подтверждения». Я думаю, что на этом уроке мы углубим наши знания о веществе, о его различных состояниях, объясним эти различия с научной точки зрения. Вы сможете выявить связь между физикой, химией, математикой, металловедением и другими предметами, обогатить свою память новыми фактами, посмотреть на многие природные явления с различных точек зрения и в конечном итоге подняться в своем развитии на ступеньку выше.

2. Объяснение нового материала.

1) Агрегатное строение вещества. Демонстрируем вещество в 3 состояниях: кусок льда, вода в стакане, пар над кипящей водой.

Учитель: перед вами 3 вещества – пар, вода, лед. Пар (он же газ), вода и лед – примеры газообразных, жидких и твердых тел. Они же главные стихии, с которыми извечно связан человек. Что Вы можете сказать о каждом из них?

Учащиеся: это различные агрегатные состояния одного и того же вещества.

Учитель: какого вещества? Какой формулой в химии обозначается вода? Правильно, Н2О.

Вода – самое удивительное и самое распространенное природное соединение, источник жизни на Земле и условие ее существования, в том числе залог здоровья и активной деятельности человека. Многие хорошо знакомые свойства воды исключительны. Вода занимает особое положение среди всех других веществ на земле. Чем глубже ученые постигали природу воды, те больше убеждались в необычности ее свойств, в особенности ее структуры. Демонстрируется на экране молекула воды.

Зададимся вопросом, почему в одном случае вещество газообразное, в другом - жидкое, а в третьем - твердое?

1. Объясняем молекулярное строение жидких, газообразных и твердых тел.

2. На экране просматриваем видеоролик «Строение вещества»

3. Броуновское движение.

4. Сформулируем основные положения МКТ, которые были впервые сформулированы великим русским ученым М.В. Ломоносовым.

1. Все вещества состоят из частиц.

2. Эти частицы беспорядочно движутся (броуновское движение).

3. Эти частицы взаимодействуют друг с другом.

На экране просматривается ролик «броуновское движение». Рассматриваем на экране механизм взаимодействия молекул.

Молекулярные силы бывают двух видов: притяжения и отталкивания. Это объясняется двумя видами электрических зарядов, которые присутствуют в нейтральных молекулах. Сталкиваясь молекулы, отскакивают друг от друга в разные стороны, подобно бильярдным шарам. Слабые силы притяжения не способны удержать молекулы друг возле друга.

Ребята, давайте с вами вспомним определение диффузии

Ученик даёт определение: явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называется диффузией. Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных веществах.

Демонстрируем видеоролики в твердых, жидких и газообразных веществах.

Ребята, а теперь подошло время рассмотреть размер и массу молекул.

На экране дается определение масс молекул:

NA=N/v, где N – число молекул в данном веществе,

v – количество вещества.

NA = 6,022 · 1023 моль-1



Столько атомов или молекул содержится в одном моле вещества 1 – моль количество вещества, содержащего столько молекул, сколько содержится атомов в 12 г. углерода.

M=m/v [M]=кг/моль

Молярная масса M – величина равная отношению массы вещества m к количеству вещества v.

M = m0 · NA = m0 · N/v, т.к. m0 = M/N =

M = m/N · N/v = m/v

m0 = m/N = m/(v · NA) = M/NA

m0 = M/NA, где m0 - масса одной молекулы

Определение размеров молекул твердых и жидких тел учащиеся записывают самостоятельно из учебника § 21.

5. Закрепление.

Для проверки усвоения нового материала некоторым ученикам можно раздать карточки.

Карточка №1

Ф.И.О. ученика


На основе какой теории рассматривается строение вещества?



Явление, лежащее в основе прочного соединения металлов при сварке высокотемпературным способом?



Карточка №2

Ф.И.О. ученика


Как расположены молекулы или атомы в газах?


Какое вещество обозначается формулой NaCl?


Карточка №3

Ф.И.О. ученика


Характерное свойство жидкостей?


Основатель МКТ?


Карточка №4

Ф.И.О. ученика


Почему твердые тела сохраняют форму?


Вода в газообразном состоянии?


Карточка №5

Ф.И.О. ученика


В каком агрегатном состоянии находится вещество, если межмолекулярное расстояние минимально?


Приведите примеры жидких тел


Карточка №6

Ф.И.О. ученика


Основные элементы, из которых состоит воздух?


Обычное агрегатное состояние вольфрама?


Карточка №7

Ф.И.О. ученика


Почему жидкости текучи?


Из атомов какого элемента состоит графит?


Карточка №8

Ф.И.О. ученика


В каких трех агрегатных состояниях может находиться вещество?


Как расположены молекулы в жидкостях?


Карточка №9

Ф.И.О. ученика


В каком агрегатном состоянии вещество занимает максимальное пространство?


Тела, сохраняющие объем, но не сохраняющие форму?


Карточка №10

Ф.И.О. ученика


Химическая формула воды?


Почему газы легко сжимаются?


Карточка №11

Ф.И.О. ученика


Как расположены молекулы и атомы в твердых телах?


Обычное агрегатное состояние аргона?


Карточка №12

Ф.И.О. ученика


Горючее природное жидкое вещество, являющееся основой для многих производств?


Вода в твердом состоянии?


Карточка №13

Ф.И.О. ученика


Приведите примеры газообразных веществ.


Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства?


Карточка №14

Ф.И.О. ученика


Из атомов какого элемента состоит алмаз?


Совпадают ли расстояния между молекулами в газах с размерами молекул этих газов?




В это время остальные ребята прослушивают сообщения, подготовленные заранее 3 учениками:



1 . Свойства нефти и ее применение

2. Графиты

3. Алмазы

Прослушав сообщения ребят и собрав карточки, продолжаем просмотр на экране примеров твердых кристаллических и аморфных тел и коллекции природных минералов и их применение.

Учащимся задается вопрос – чем отличается строение кристаллов и аморфных тел?

Для закрепления нового материала к доске вызывается ученик для решения задачи № 80.

Дано:

m=195 гр.

M=195 гр./моль

N=?

Решение:

N= m/m0, (платина является одноатомным веществом), m0=М/NA

N=m· NA/M = 6·1023

Ответ: N = 6·1023





6. Подведение итогов систематизирующей деятельности.

Итак, а теперь, ребята, давайте с вами подведём сегодняшний итог нашему уроку: вы лучше запомнили изучаемый материал, расширили свой кругозор, узнали много интересного и занимательного из разных областей науки (химии, геологии, истории). А главное, применяя молекулярно – кинетическую теорию, выяснили, почему тела находятся в разных агрегатных состояниях и подтвердили основные положения МКТ. А сейчас возьмите, пожалуйста, свои анкеты. Мне хотелось бы, что бы вы оценили, насколько был успешен наш сегодняшний урок. Благодарю всех за внимание и проделанную работу на уроке, я вами очень довольна!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!