СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по физике 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к уроку

При изучении данного урока учителю необходимо четко сформулировать задачу, подлежащую решению, и обеспечить включение учеников в процесс решения этой задачи.

Задача учащихсяна данном этапе состоит в том, чтобы в совместной с учителем деятельности ответить на вопрос:«Каково строение вещества»?

Для успешной реализации данного этапа необходимо помнить, что успешное и плодотворное учение происходит как совместная деятельность учителя и учащихся, направляемая учителем. Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемым ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся — их умственного развития. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, то есть имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия — явно осознаваемой ими необходимостью.

Таким образом, на начальном этапе постановки задачи учителю необходимо выявить наличие субъектного опыта (жизненного) у учеников по данной проблеме. В последующем необходимо найти противоречия в их субъектном опыте, и на базе этих противоречий формулировать задачу.

Практика показывает, что большинство учащихся знают, что все тела состоят из атомов и молекул, но не имеют четкого представления о том, как эти знания были получены. Многие считают, что атомы и молекулы можно увидеть в микроскоп, не понимают каково различие между атомами и молекулами и т.д. То есть противоречие, которое можно использовать с целью обеспечения принятия учащимися задачи, подлежащей решению на уроке, можно сформулировать в виде фразы:«Я знаю, что это так, но не могу доказать, почему именно так».

Конечно, учитель должен осознавать, что данное противоречие лежит в методологической области, а именно в отсутствии у учащихся знаний или их недостаточности по таким вопросам как: структура физического знания, схема изучения научной теории, гипотеза, модели и их виды, роль и место физического эксперимента в системе научного познания, роль научной теории в системе научного познания.

Успешность реализации данного этапа во многом определяет качество дальнейшего обучения и также во многом зависит от профессиональных и личностных качеств педагога.

Данный урок не предполагает решение количественных задач. Целесообразнее решить с учащимися качественные задачи. Домашнее работа может заключаться в проведении несложного эксперимента, составлении вопросов к данному уроку, поиске других экспериментальных фактов, подтверждающих молекулярное строение вещества, подготовке сообщений об исследователях, занимавшихся молекулярной физикой, разработке презентаций по пройденному материалу и т.д. Настоятельно рекомендую не отказываться от устных ответов у доски и включать в домашнее задание составление устных ответов на 5-10 минут по пройденному материалу. На первый взгляд для полноценного ответа 10 минут мало, однако, обратим внимание, что ответ докладчика защищающего дипломную работу или кандидатскую диссертацию длится не более 20 минут.

Взаимодействие молекул

Говорить о взаимодействии молекул целесообразно на следующем уроке, после повторения материала предыдущего занятия. Однако если в классах гуманитарного профиля достаточно вспомнить, что с помощью сил притяжения и отталкивания взаимодействуют электрические заряды и на основании этого сделать заключение об электромагнитной природе сил межмолекулярного взаимодействия, то в общеобразовательных классах и классах с углубленным изучением физики необходимо осветить этот вопрос гораздо шире. В физическом классе необходимо провести глубокий анализ графика зависимости силы взаимодействия молекул от расстояния между ними и энергии взаимодействия. Следует обратить внимание учащихся на одновременность действия сил притяжения и отталкивания.

Можно подготовить для учащихся вопросы, на которые они самостоятельно должны будут найти ответы.