СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Первая космическая скорость".  Урок составлен с учетом требований ФГОС. второе место в конкурсе "Кладезь знаний"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике»

Урок составила учитель МБОУ Сокольчинской СОШ№3 Приморского края Лазовского района. Холмогорова Анна Александровна.



Физика 10 класс.

По учебнику Г.Я Мякишев. Б.Б Буховцев

Тема: Первая космическая скорость.

Цель: Ввести понятие первой космической скорости, вывести формулу для расчета. Познакомить учащихся с условиями и целями запуска искусственных спутников Земли. Показать роль физического и мыслительного эксперимента ,методов научного познания в изучении физических явлений. Развивать интерес учащихся к предмету.



План :

  1. Орг момент.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат

1

Мотивация к учебной деятельности.

У нас сегодня немного необычный урок. Мы вспомним с вами сказочного героя барона, который любил путешествовать и с точки зрения физики, все его рассуждения были далеки от науки. Кто это?

Называют имя Барон Мюнхаузен.

Создание благоприятного психологического настроя.

2

Формулировка темы урока.

Посмотрите на доску. У нас есть очень интересный плакат « Барон Мюнхаузен открывает тайны гравитации.

Ребята сформулируйте тему урока согласно этого проекта. Что мы должны сегодня выяснить

Читают на плокате проект Мюнхаузена «На луну в комфортных условиях» «Я готов создать спутник . который будет вращаться вокруг земли со скоростью 30 км\с. При этом невесомости в корабле не будет.

Формулируют тему урока.

Ставят цели.

Выяснить может ли спутник вращаться с такой скоростью, для этого нужно ее найти.

3


Но прежде, чем начнем искать решение, давайте повторим изученное. Класс делим на группы даем задание на карточках

Решают задачи , обсуждают вопросы.

Каждая группа отчитывается у доски.

Повторение ранее изученного. Закона всемирного тяготения, движения по окружности.

4

Изучение темы.

Мы повторили закон всемирного тяготения, движение тела по окружности с центростремительным ускорением, силу тяжести. Запишите эти формулы. Давайте попробуем соединить воедино все формулы и выразить скорость


Посмотрите на полученный результат и плакат «искусственные спутники земли»

Так же посмотрим анимацию на компьютере.

Скажите прав ли был Мюнхаузен?

Записываю формулы. Один ученик работает у доски (желательно сильный)

G=v²/R

F=mg

F=GMm/R²

Вычисляют по полученной формуле первую космическую скорость.

Получают формулу

Для вычисления 1 космической скорости v=

√ GM\R

Получают значение около 8 км\с Если тело находится на расстоянии h от земли, то в знаменателе формулы стоит

R + h

Используя плакаты и таблицы на доске

Делают вывод . что спутник не может вращаться со скоростью 30 км\с


Закрепление.





А теперь послушаем сообщение ученика о применение искусственных спутников Земли

Послушайте две интересные задачи из произведения «На луне»Циалковского КЭ (скажите кто это)Правильно.

Слушают сообщение







Называют заслуги ученого.

Решают задачи

В парах.

Делают вывод о значении исз.










Проверяют себя по готовы ответам.


Подведение итогов. Рефлексия




Дом. задание

  • Что Вам понравилось/запомнилось/ в ходе урока?

  • С какими затруднениями Вы столкнулись?

  • Какие спорные моменты у Вас возникали?

  • Что бы вы хотели пожелать на будущее?

П.32 упр7(1)

Тема проекта «Развитие космонавтики»

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке

Делается вывод, что тема урока изучена.



Приложение. Задание к карточкам.

Карточка №1

1Какое взаимодействие называется гравитационным?

2.Какую силу называют силой тяжести? Как ее вычисляют?

3. Чему равна сила тяготения между двумя космическими кораблями, движущимися параллельно друг другу на расстоянии 10м. если их массы одинаковы и равны 10т?

Карточка №2

  1. Как находится центростремительное ускорение? Куда оно направлено?

  2. Чем сила тяжести отличается от веса тела.

  3. Вычислите силу тяжести , действующую на человека массой 70 кг, если бы он находился , на высоте 300 км от земли?



Задачи К.Э. Циалковского. В своем произведении «На Луне» К.Э Циалковский описывал разговор героев книги, попавших на луну.: «Смотри!- продолжал он. Взглянув на показания весов Двенадцати футовая гиря оказывается в 2 фута» Определите по этому разговору ускорение свободного падения на луне.



В фантастической повести «Вне Земли», написанной Циалковским в 1896г, есть такие строки «…Сейчас на своей ракете мы летаем вокруг Земли на расстоянии 1000 км, делая полный оборот в 100 минут» Подтвердите расчетами, что корабль находясь на данной высоте, движется с указанным периодом.



Использованная литература и средства ИКТ:

  1. Таблицы по физике elementy.ru Фонд Дмитрия Зимина «Династия»

  2. Таблицы по физике издательства Варсон ИСЗ

  3. Журналы « физика в школе.»

  4. Мультимедийное приложение к учебнику Г.Я Мякишев. Б.Б. Буховцев.