СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии 10 класс "Миграция населения мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии 10 класс "Миграция населения мира"»

Открытый урок по географии в 10 классе.

Тема: МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА.


Цели:

Образовательная: Закрепить и привести в систему знания и умения по теме «миграция населения мира» с применением ИКТ. Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете и установить причины неравномерного размещения; ознакомить с основными миграционными явлениями в мире.

Развивающая: Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний. Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами, производить сравнения.

Воспитательные: Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений. Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение. Воспитание чувства патриотизма, толерантности и уважительного отношения к гражданам других стран.


Задачи:

- рассмотреть миграции населения и ее виды.

- изучить причины миграции населения.

- познакомится с показателями, изучающими миграционные процессы.

- применить на практике полученные знания с помощью компьютера.

Методы:

Практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.


Оборудование: политическая карта мира, атласы, статистические материалы, компьютеры с операционной системой Windows, проектор, программа «География 10», таблицы Excel.

Планируемый результат
Предметные ЗУН:

рассмотреть виды внешней и внутренней миграции, ее причины и определить главные миграционные потоки.

Личностные УУД:

1. Самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания Я

как гражданина России).

2. Смыслообразование:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

Развития познавательных интересов, учебных мотивов;

Формирования границ собственного знания и незнания.

3. Морально-этическая ориентация:

Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность).

Познавательные УУД:

  1. Общеучебные универсальные действия

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  1. Логические учебные действия

Основы смыслового чтения текстов; уметь выделять существенную информацию;

Умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

Умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его связях.





Коммуникативные УУД:

Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

Уметь задавать вопросы;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу,

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Основные понятия:

Миграция, депортация, реэмиграция, иммиграция, эмиграция, утечка умов , репатриация, гастарбартер,












Ход урока.

  1. Организационный момент.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

  1. Изучение нового материала.

СЛАЙД 1.

Миграция       Эмиграция     Иммиграция    Реэмиграция
      Миграционный прирост

или сальдо миграции

Кто из вас может объяснить значение этих слов?

С чем связаны все эти понятия? Кто из вас догадался,

какую тему мы сегодня будем изучать?
Верно, МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

СЛАЙД 2.

С развитием общества возрастает подвижность населения.

Большая часть передвижений связана с привычным образом жизни: на работу, на учебу, к родителям в деревню, за покупками в крупный город. Кроме этого, в течение своей жизни человек может побывать во многих местах: в отпуске на море по путевке, в новом незнакомом городе и т.д.
                  В конце 20 века в мире наблюдается, как никогда прежде, массовая пространственная подвижность населения.

Причем наибольшее значение в жизни общества играют международные миграции – следствие интернационализации жизни на всей планете, распада многонациональных государств, растущей мобильности капитала и углубления территориального разделения труда, совершенствования  систем транспорта и связи.

Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического развития любой страны, т.к. они оказывают сильное влияние на структуру и численность населения и на всю социальную и хозяйственную сферу жизни общества.
        

Все выше сказанное свидетельствует об актуальности данной темы.
Сегодня мы с вами будем работать  по следующему плану СЛАЙД 3.

План урока.
1.    Миграция населения и ее виды.
2.    Причины миграции населения.
3.    Показатели, изучающие миграционные процессы.
4.    Практическая работа.
Приступаем к работе.

Миграция населения -  территориальное перемещение населения. Сюда относятся переезды из одних населённых пунктов в другие, ежедневные поездки на работу и учёбу за пределы населённых мест, прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения.
СЛАЙД 4.

Миграция в переводе с латинского (migratio) означает перемещение, переселение.

Миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле слова означает переселение.
Давайте рассмотрим рисунок «Виды миграции населения».

СЛАЙД 5.

Миграция населения классифицируется по различным признакам. Бывает  безвозвратной (постоянной) и возвратной. Возвратная миграция населения подразделяется на сезонную, эпизодическую и «маятниковую».

СЛАЙД 6.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Ребята, приведите примеры этой миграции.
 «Маятниковой» представляют ежедневные или же еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы, расположенных  в разных населённых пунктах.

Маятниковые миграции увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений  -  центров  притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалифицированной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создаёт условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест. Ребята, приведите примеры этой миграции. Волово-Москва, Волово-Тула.
Сезонные миграции  -  это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.

Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате, в сезоны наибольшего объёма работ, эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счёт местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.
Безвозвратная или постоянная миграция отвечает полноценной, полной, т.е. совершающейся насовсем. Безвозвратная  миграция отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Безвозвратная миграция является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.
СЛАЙД 7.

В миграционных потоках могут быть выделены четыре направления:
-         внутри городской местности, т.е. между городами и посёлками городского типа;
-         внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями;
-         между сельскими и городскими поселениями, причём раздельно перемещение из сёл в города (сельско-городское  миграционное движение) и из города в сёла (городско-сельское миграционное движение). Таким образом, такая миграция способствует процессу урбанизации.

А что такое урбанизация? Самые крупные миграционные потоки подобного типа существуют в Китае и Индии.
СЛАЙД 8.

По признаку территориальности миграция бывает внешняя и внутренняя.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы.

Она в свою очередь делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

Выезд людей из своей страны на постоянное жительство называют эмиграцией, въезд в другую страну  -  иммиграцией.

СЛАЙД 9.

Это мы уже с вами, ребята, выяснили ранее. Уникальны позиции России – она первенствует в мире по естественной убыли населения, но является  третьим в мире (после США и Германии) центром иммиграции. Ребята, скажите, а из каких стран приезжают в Россию?
Ребята, чем может характеризоваться приток и отток мигрантов?
Приток: в районах притока мигрантов увеличивается население, т.к. мигранты, в основном, люди молодого и среднего возрастов, увеличивается число браков, что ведет к повышению рождаемости; доля пожилых людей ниже, следовательно, наблюдается уменьшение смертности; увеличение естественного прироста.
Отток: противоположная ситуация, естественная убыль, возникает процесс депопуляции.

СЛАЙД 10.

Причины миграции населения
Почему люди мигрируют? Причин миграции много.
«Люди – не перелётные птицы, и их переселение объясняется не

биологическими, а общественными законами» Н.Н. Баранский

Какие законы имел в виду Н.Н. Баранский?

Ребята, давайте рассмотрим причины миграции.

Главная из них – экономическая. Люди едут в другие страны и районы в поисках работы - трудовая миграция. Среди трудовых мигрантов преобладает неквалифицированная рабочая сила, но и большое значение приобрел приток высококвалифицированной рабочей силы, получивший наименование «утечка умов». В настоящее время за пределами своих стран трудится более 50 млн. человек, большая их часть сосредоточена в Зап. Европе, Северной Америке (ежегодно 0,5 млн.чел. легальных иммигрантов) и странах Персидского залива. Едут в места с более высоким уровнем жизни и заработной платы. Переселение людей из сельской местности в города обуславливается целым рядом преимуществ. Здесь легче найти работу, лучше условия для учебы и проведения досуга, более комфортабельное жилье и прочее. Поэтому в деревнях преобладает пожилое население.
СЛАЙД 11.

Показатели, изучающие миграционные процессы.
Полученная информация о миграции населения обрабатывается с помощью следующей системы показателей. Различают две группы показателей  - абсолютные и относительные.
СЛАЙД 12.

К абсолютным показателям относятся: число прибывших (П), число выбывших (В), разность между ними  - сальдо миграции (СМ) или миграционный прирост (МП), их сумма  - миграционный оборот (МО).

                   МП (СМ) = П – В                        МО = П + В 

или

                    МП (СМ) = И – Э,

если И Э, то преобладает иммиграция;
         если И Э, то преобладает эмиграция.
Конечные итоги миграционных процессов за определённый период времени оцениваются показателями результативности миграции. В качестве абсолютного показателя результативности миграционных процессов выступает сальдо миграции, или миграционный прирост. Величина сальдо не соответствует разности между общим и естественным приростом населения, взятым за тот же период.
Относительный показатель результативности миграции исчисляется, как отношение чисел выбывших к числам прибывших, в расчёте на 100 или 1000 человек. Для данной территории независимо от масштаба измерения этот показатель выражает уровень обратного движения по отношению к прямому.

СЛАЙД 14.

РЕШИМ ЗАДАЧУ.

Рассчитайте миграционный прирост населения области (количество человек и промилле) если известно, что: за год въехало 15000 человек, а выехало 10000 человек. В области проживает 85000 человек.
Примерный ответ: расчет миграционного прироста населения: МП (человек)= П – В. П – количество приехавших. В – количество выбывших.

МП= 15000 чел – 10 000 чел = 5 000 ч.

Миграционный прирост населения составил 5 тыс. человек. Расчет миграционного прироста населения в промилле:

У= 5 000 чел/(85000 чел: 1000) = 0,00006 промилле.

СЛАЙД 15.

По данным статистики ФРГ каждая пятая немка (анализировался возраст до 45 лет) никогда не имела детей, причём среди них 28% имеют высшее образование. Настоящий парадокс: немецкие семьи одни из самых крепких в мире, но треть супружеских пар не хотят иметь детей. Главными причинами являются желание пожить для себя и занятость.

Второе, третье и четвёртое место в списке стран с самой низкой рождаемостью поделили три развитых азиатских страны – Гонконг, Япония, Сингапур; в этих страны показатель рождаемости равен 8,2 промилле в тот же период (2005-2010гг.).

СЛАЙД 16.

По статистическим данным рейтинг стран по рождаемости возглавляет Нигер. Здесь среднее количество новорожденных деток составляет 50,54 на тысячу населения страны.

Второе место в списке самых «плодовитых» стран занимает Уганда 47,49 новорожденных.

Замыкает первую тройку Мали со средним числом новорожденных 45,62 на 1000.

Россия на 173-м и не входят в десятку стран, в которых рождаемость самая высокая.

Страны с высокой рождаемостью в основном страны

развивающиеся со всем комплексом социально- экономических проблем и в первую очередь отсутствие работы и низкая оплата труда. Именно отсутствие работы в первую очередь вынуждает часть населения к миграции. ( Трудовая миграция).Избыток трудовых ресурсов.

Страны с низкой рождаемостью - развитые страны, имеют

проблему нехватки трудовых ресурсов, и исходя из всех рассмотренных параметров, эта проблема не может быть решена без принятия иммигрантов из развивающихся стран.

СЛАЙД 17.

СЛАЙД 18.

ДОКЛАД Комиссарова Ильи о миграционной ситуации в мире на сегодняшний день.

Во время его выступления СЛАЙДЫ 19, 20, 21.

  1. Обобщение изученного.

1. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
2. Какие выводы можно сделать, подводя итог нашему уроку?
3.В чем экономическое значение миграции? (они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.)
4. Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему?
В настоящее время миграция происходит как по экономическим, так и политическим причинам. Современные миграционные процессы носят добровольный характер и влияют на изменения численности населения.
Численность и состав потоков мигрантов в будущем надо более строго регулировать, усилить борьбу с нелегальной иммиграцией. Радикальное решение проблемы состоит в более быстром экономическом и социальном прогрессе стран – источников массовой миграции в такой степени, чтобы устранить причины, толкающие людей на выезд.

  1. Домашнее задание.

§
Спасибо за внимание. Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!