СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии 5 класс «Реки – артерии Земли».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии 5 класс по учебнику Полярная звезда

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии 5 класс «Реки – артерии Земли».»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Апрелевская средняя общеобразовательная школа№1















Открытый урок по географии 5 класс

«Реки – артерии Земли».











Учитель: Алдошин Виктор Константинович









Тема: «Реки – артерии Земли».

Цели:

Образовательная:

• Сформировать представление о реке и ее частях;

• Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

Развивающая:

• Умений и навыков работы с физической и контурной картами;

• Умений называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системе по плану.

Воспитательная:

• Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний у учащихся;

• Побудить учащихся к бережному отношению к природе.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта Росси , мультимедиакомплекс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средство обучения:

Данное учебное занятие проведено в 6 классе. По программе на изучение этой темы выделяется 3 часа. Предварительно получив задание изучить дополнительную литературу и ресурсы Интернет на тему: «Малые реки нашей местности» создать творческую работу в форме презентации, которая была выполнена обучающимися в качестве домашнего задания.

Ход урока.

1.Актуализация. Фронтальная беседа с классом.

Учитель. Вы знаете..

Вода – чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни!

В снегу, в болотах, ледниках, озерах

И бьет ключом на дне Реки.

Вопросы к классу:

 на какой реке расположен наш населенный пункт (р.Ук)

 во все ли времена года наша река одинакова? (наша река непредсказуема, может очень быстро изменится уровень воды в реке в летний период.)

 какая крупная река протекает по территории Тюменской областит?(река ОбЪ)

 о каких реках вы слышали?

2. Изучение нового материала.

 определение «Река – это водный поток, текущий по руслу»

(Работа с картой и атласами. Учащиеся определяют, как изображаются реки на карте. Почему реки сравнивают с артериями?)

 самые крупные реки мира – Амазонка (самая длинная и полноводная), Нил, Миссисипи. В России – Лена, Обь, Енисей, Волга. (работа с атласом с.32, учащиеся находят эти реки на карте полушарий с.14-15)

Задание: определить реку по описанию по физической карте России в атласе с.16-17. «Эта река – главная артерия Западной Сибири. Она Образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни. (р. Объ)

 определение «Речная система – это главная со всеми притоками» (зарисовать схему в тетрадь)

 определение «Речной бассейн», «Водораздел» (работа с картой учебника).

 определение «Речной бассейн», «Водораздел» (работа с картой учебника) Вопрос к классу: в бассейне какой реки мы живем?

 понятие «Речная долина» (зарисовать схему на доске и в тетради)

 источники питания рек на примерах рек мира. Почти все реки имеют смешанное питание, но всегда один источник питания преобладает: дождевое (Амазонка, Конго), снеговое (Енисей), подземными водами (небольшие реки оазисов) ( работа с картой полушарий).

Вопросы к классу: Какое питание нашей реки УК (преимущественно снеговое питание).

 понятие «Пороги» и «Водопады» (учебник)

 понятие «Режим реки – последовательное изменение уровня воды»: определения: «Половодье – это продолжительный подъем уровня воды в определенный сезон», «Паводок – это кратковременный подъем уровня воды в любой сезон», «Межень – низкий уровень воды в реке»

 Задание: Найдите на карте Южной Америки самый высокий в мире водопад (5ºс.ш. 62º з.д.) . На какой реке он находится?

 Ученик у доски находит соответствия: характер течения реки.

 Роль рек в жизни человека. Беседа с учащимися о пользе рек, о заботе и охране рек. Как рекам можно помочь? Какие проблемы у нашей реки Ук? Какие природоохранные мероприятия ребята проводят?

Закрепление. Пользуясь текстом учебник, учащиеся под руководством учителя описывают реку Ук. Запись в тетрадь, работа с атласом.

1. Ук — река в России, правый приток Тобола, протекает в Заводоуковском районе Тюменской области

2. Ук течет с юга на север.

3. Исток - высота выше 117,9 м, впадает река в Северный Ледовитый океан.

4. Длина реки составляет 55 км.

5. В бассейне 24 водотока и 30 озер, основные притоки — Бегила и Падун

Географический диктант.

1.Место, где начинается река, называется ….(исток)

2.Выработанное рекой углубление на земной поверхности по которому она течет, называется… (русло)

3.Место впадения реки в море, озеро или другую реку называется…(Устье)

4.Граница, разделяющая речные бассейны, называется …(водораздел)

5.Територия, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды, называется …(водосборным бассейном этой реки).

Учитель:

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую свою!

6. Домашнее задание.

 Изучить §30 прочитать и пересказать. Выучить географические определения.

 В к\к полушарий обозначить крупные реки. (Амазонка, Нил, Миссисипи, Лена, Объ, Енисей, Волга.)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!