Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Апрелевская средняя общеобразовательная школа№1
Открытый урок по географии 5 класс
«Реки – артерии Земли».
Учитель: Алдошин Виктор Константинович
Тема: «Реки – артерии Земли».
Цели:
Образовательная:
• Сформировать представление о реке и ее частях;
• Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.
Развивающая:
• Умений и навыков работы с физической и контурной картами;
• Умений называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системе по плану.
Воспитательная:
• Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний у учащихся;
• Побудить учащихся к бережному отношению к природе.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта Росси , мультимедиакомплекс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средство обучения:
Данное учебное занятие проведено в 6 классе. По программе на изучение этой темы выделяется 3 часа. Предварительно получив задание изучить дополнительную литературу и ресурсы Интернет на тему: «Малые реки нашей местности» создать творческую работу в форме презентации, которая была выполнена обучающимися в качестве домашнего задания.
Ход урока.
1.Актуализация. Фронтальная беседа с классом.
Учитель. Вы знаете..
Вода – чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни!
В снегу, в болотах, ледниках, озерах
И бьет ключом на дне Реки.
Вопросы к классу:
на какой реке расположен наш населенный пункт (р.Ук)
во все ли времена года наша река одинакова? (наша река непредсказуема, может очень быстро изменится уровень воды в реке в летний период.)
какая крупная река протекает по территории Тюменской областит?(река ОбЪ)
о каких реках вы слышали?
2. Изучение нового материала.
определение «Река – это водный поток, текущий по руслу»
(Работа с картой и атласами. Учащиеся определяют, как изображаются реки на карте. Почему реки сравнивают с артериями?)
самые крупные реки мира – Амазонка (самая длинная и полноводная), Нил, Миссисипи. В России – Лена, Обь, Енисей, Волга. (работа с атласом с.32, учащиеся находят эти реки на карте полушарий с.14-15)
Задание: определить реку по описанию по физической карте России в атласе с.16-17. «Эта река – главная артерия Западной Сибири. Она Образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни. (р. Объ)
определение «Речная система – это главная со всеми притоками» (зарисовать схему в тетрадь)
определение «Речной бассейн», «Водораздел» (работа с картой учебника).
определение «Речной бассейн», «Водораздел» (работа с картой учебника) Вопрос к классу: в бассейне какой реки мы живем?
понятие «Речная долина» (зарисовать схему на доске и в тетради)
источники питания рек на примерах рек мира. Почти все реки имеют смешанное питание, но всегда один источник питания преобладает: дождевое (Амазонка, Конго), снеговое (Енисей), подземными водами (небольшие реки оазисов) ( работа с картой полушарий).
Вопросы к классу: Какое питание нашей реки УК (преимущественно снеговое питание).
понятие «Пороги» и «Водопады» (учебник)
понятие «Режим реки – последовательное изменение уровня воды»: определения: «Половодье – это продолжительный подъем уровня воды в определенный сезон», «Паводок – это кратковременный подъем уровня воды в любой сезон», «Межень – низкий уровень воды в реке»
Задание: Найдите на карте Южной Америки самый высокий в мире водопад (5ºс.ш. 62º з.д.) . На какой реке он находится?
Ученик у доски находит соответствия: характер течения реки.
Роль рек в жизни человека. Беседа с учащимися о пользе рек, о заботе и охране рек. Как рекам можно помочь? Какие проблемы у нашей реки Ук? Какие природоохранные мероприятия ребята проводят?
Закрепление. Пользуясь текстом учебник, учащиеся под руководством учителя описывают реку Ук. Запись в тетрадь, работа с атласом.
1. Ук — река в России, правый приток Тобола, протекает в Заводоуковском районе Тюменской области
2. Ук течет с юга на север.
3. Исток - высота выше 117,9 м, впадает река в Северный Ледовитый океан.
4. Длина реки составляет 55 км.
5. В бассейне 24 водотока и 30 озер, основные притоки — Бегила и Падун
Географический диктант.
1.Место, где начинается река, называется ….(исток)
2.Выработанное рекой углубление на земной поверхности по которому она течет, называется… (русло)
3.Место впадения реки в море, озеро или другую реку называется…(Устье)
4.Граница, разделяющая речные бассейны, называется …(водораздел)
5.Територия, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды, называется …(водосборным бассейном этой реки).
Учитель:
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую свою!
6. Домашнее задание.
Изучить §30 прочитать и пересказать. Выучить географические определения.
В к\к полушарий обозначить крупные реки. (Амазонка, Нил, Миссисипи, Лена, Объ, Енисей, Волга.)