СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовлен на региональный уровень конкурса "Учитель года 2022"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии»

Высотная поясность 8 класс

  • Цель: сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;

  • развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

  • Оборудование: видеопроектор, физическая карта России, карта природных зон России, картина – горный пейзаж, атласы, контурные карты и дополнительный материал.

План урока:


Этап урока

Содержание этапа

Время (мин.)

1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку.

2

2.

Актуализация ранее изученной темы

карточки и фронтальный опрос

3

3.

Вводная беседа. Видеофрагмент

Подготовка к восприятию материала урока. Актуализация знаний о понятии «высотная поясность» из курса географии материков и океанов.

5

4.

Изучение материала урока.

Смены высотных поясов в горах России. Зависимость набора высотных поясов от географического положения гор и высоты над уровнем моря. Проявление высотной поясности на Кавказе.

15

5.

Физкультминутка

Расслабление на зрительный аппарат

2

5.

Закрепление изученного материала.

Проверка знаний о высотной поясности в горах России.

10

6.

Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.

Разъяснение содержания домашнего задания.

1



Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, уважаемая комиссия ! Ребята меня зовут Виктория Александровнаи сегодня я проведу у вас урок географии.

Для того,чтобы начать наш урок, вам потребуется ответить на вопросы и поработать с карточками, кто хочет заработать оценку дополнительную?

  1. Актуализация ранее изученной темы: «Природные зоны России»

Работа по карточкам









Установи соответствие:

  1. Температура воздуха низкая, осадков выпадает мало, растения в верхнем ярусе не встречаются. Произрастают только мхи и лишайники.





А) Пустыни

  1. Тёплое лето, зимой температура снижается по мере удаления от океана. Годовое количество осадков к внутренним районам уменьшается. Основные деревья: сосна, лиственница, пихта, кедр.



В) Арктические и антарктические ледовые пустыни

  1. Расположена в умеренном поясе Северного полушария. Произрастает полностью травянистая растительность.



С) Тайга

  1. Расположен в умеренных поясах двух полушарий, малое количество осадков, температура воздуха высокая, растительный мир скудный.



D) Степь

Слайд А) Фронтальный опрос:

Вопросы

-Какие природные зоны вы знаете?

-Где располагается зона арктических пустынь и почему называют пустыней?

  • Почему в степи не растут деревья? (недостаточное увлажнение)

-Перечислите самые крупные равнины России, покажите их на карте?

На равнинах России несколько природных зон, которые размещаются не хаотично, а подчиняются закону широтной зональности.

Смена природных зон происходит медленно, через сотни километров.


  • Урок мы проведем в виде путешествия, а вы будете в роли туриста. На ваших столах лежит маршрутный лист по которой вам необходимо будет проходить маршрут.

  1. Постановка учебной задачи ( Показ видеофрагмента)

Путешественники как вы думаете, есть ли природные зоны в горных системах.

Слайд

- Как называется смена природных зон с высотой? (Высотная поясность.)

А я вам скажу более точное определение природных зон в горах по научному называют Высотной поясностью или высотной зональностью.


Задачи:

    1. Дать определение высотной поясности

    2. Какие природные зоны встречаются в горах Кавказа и Урала.

    3. Изучить закономерность расположения природных зон.


Ребята какие вы поставите перед собой задачи, что бы вы хотели узнать? (ответы.)

- Итак, сегодня мы будем говорить о горах России, знакомиться с высотной поясностью и выясним закономерности распределения природных зон на данных территориях.


МЛ Я вас прошу обратиться к тексту в маршрутном листе и найти определение понятию ВП? ( Ответ учащихся)

(Запишите определение в тетрадь)

Слайд высотной поясностью - Закономерная смена почв растительного и животного мира с поднятием в горы называется.



4.Решение учебной задачи

Горы можно сравнить с многоэтажными зданиями, где каждый этаж занят конкретным высотным поясом.

Быстро ли меняются ПЗ с высотой?

Но в отличие от природных зон смена высотных поясов происходит достаточно резко даже на коротких расстояниях. При подъёме в горах на 70м природные условия меняются примерно так, как при движении с юга на север по равнине через 110км.

Обычно нижний высотный пояс соответствует той природной зоне, в которой расположены горы.

Слайд 4. Спектр высотной поясности

Какие горы находятся на территории России? вопрос классу: (Уральские, Северный Кавказ, горы юга Сибири, горы Дальнего Востока) - учащиеся показывают на физической карте России.

Слайд Закономерность расположения природных зон. Запишите их в тетрадь.

  1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).

  2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.

  3. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.

  4. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.

  5. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

Всем путешественникам необходим привал, давайте немного отдохнем.

  1. Физкультминутка слайд



Слайд 5. Северный Кавказ - учитель демонстрирует и ребенок читает

Слайд Дать ученик слова Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. (запись в тетради). Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа. Высота точки Эльбрус 5642

Слайд Дать ребенку слова Домбай – вершина западной части Главного Водораздельного хребта Большого Кавказа, в истоках реки Теберды. Высота 4046 метров, сложена гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами. Покрыта вечными снегами и ледниками.

Западный Кавказ – часть горной системы Большого Кавказа. Господствуют горнолесные и горно-луговые ландшафты.

Назовите Самую высокую точку Кавказа (Работа по атласу)

Слайд Путешественники скажите пожалуйста какие новые ПЗ встречается на Кавказе, которой нет на равнине.?????

Богатые травами альпийские луга испокон веков служили скотоводам летними пастбищами.

Слайд Цветущий рододендрон – одно из растений альпийских лугов. Кусты, в зависимости от вида, достигают в высоту от 30см до 2-3метров. Всего в мире насчитывается более 12 000 сортов. Цветут рододендроны с конца апреля по первую декаду августа.

Вопросы классу: Ребята какие закономерности вы выявили в горах Кавказа? Какие особенности вы наблюдали?

Слайд Схема Уральских гор

Ребята покажите пожалуйста Уральские горы.

Ученик читает Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000 километров (запись в тетради)

Назовите Самую высокую точку Кавказа (Работа по атласу)

- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала? Посмотрите по схеме

(набором природных зон) – определяем по схеме, представленной

2. Закрепление изученного нового материала

Ребята давайте вспомним какие задачи мы ставили в начале урока?

Дать определение понятию ВП?( ответ)

Закономерности распределения ПЗ в горах?( ответ)

Какие ПЗ наблюдаются в горах?(ответ)

- Фронтальный опрос.

- От чего зависит количество природных зон в горах?
- Какая природная зона образует первый пояс гор?
- В каких горах России самый большой набор природных зон? Кавказ или Урал?

Слайд А сейчас путешественники давайте посетим нашу ЕАО и изучим какие же природные зоны наблюдаются на нашей территории?

Ребята скажите пожалуйста, есть ли у нас возвышенности в еао? Как они называются и в какой территории нашей области расположены?

Выставление оценок.

Слайд Рефлексия

Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

14. Домашнее задание (слайд №25)

Повторить конспект урока высотная поясность, закономерности распределения

Составить 5 вопросов по населению и его хозяйственной деятельности в горах

Слайд Дать ученик слова Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. (запись в тетради). Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа. Высота точки Эльбрус 5642

Слайд Дать ребенку слова Домбай – вершина западной части Главного Водораздельного хребта Большого Кавказа, в истоках реки Теберды. Высота 4046 метров, сложена гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами. Покрыта вечными снегами и ледниками.

Западный Кавказ – часть горной системы Большого Кавказа. Господствуют горнолесные и горно-луговые ландшафты.

Назовите Самую высокую точку Кавказа(Работа по атласу)







Ура́льские го́ры — горная система на Урале, расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Простирается примерно с севера на юг через западную часть России, от побережья Северного Ледовитого океана до реки Урал и северо-западного Казахстана[2]. Горный массив является частью условной границы между частями света Европой и Азией. 

Длина составляет более 2000 км






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя