СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии для районного семинара на тему : "Жизнь в океане"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комбинированного типа представляет собой разработку с использованием элементов критического мышления с использованием системно-деятельностного подхода. Много внимания уделяется дифференцированномуобучению.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии для районного семинара на тему : "Жизнь в океане"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхне– Грунская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

307415, с. Верхняя Груня, тел. (471–47) 3–34–39, e-mail: kornevsk782@mail.ru








Районный семинар







Урок географии в 6 классе


Тема: Жизнь в океане









Учитель географии первой категории

Каменева Татьяна Сергеевна













2023 г

Тема географии в 6 классе: Жизнь в океане.

Цель: формирование представления о морских организмах как части биосферы, их многообразии, приспособлениях к жизни в водной среде; об основных факторах, влияющих на вертикальное распространение морских организмов.

Задачи:

  • предметные

    • познакомить с новыми понятиями: планктон, нектон, бентос;

    • раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях

  • метапредметные:

    • развивать навыки и умения индивидуальной работы с раздаточным материалом, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;

    • развивать познавательные интересы учащихся.

  • личностные:

    • бережное отношение к природе, уважительное отношение друг другу, умение выслушивать других, формулировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные – называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; умение работать в коллективе.

Личностные – осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию.

Тип урока:  комбинированный.

Формы, методы, технологии организации урока:  технология проблемно-диалогического обучения, критического мышления, индивидуальная самостоятельная работа,  работа в группах, беседа.

Оборудование:

  • компьютер;

  • презентация;

  • раздаточный материал

  • карта «Географические пояса и природные зоны мира»

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация изученного материала.

  3. Целеполагание и мотивация.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление материала

  6. Подведение итогов.

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада вас видеть. Несмотря на то, что сегодня пасмурный день, надеюсь, вы хорошо поработаете на уроке. Перед вами на столе лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательнее и выберете ту, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. Красный цвет - вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет - вы  спокойны. Синий цвет - вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

  1. Актуализация изученного материала.

Слайды 1-11 Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами познакомились с разнообразием и распространением организмов на суше. Сегодня мы продолжим знакомство.

Но прежде чем перейти к новой теме, повторим ранее изученный материал.

Еще с глубокой древности было подмечено, что природные условия на Земле закономерно изменяются с географической широтой. В направлении от полюсов к экватору на суше последовательно распределяются разные природные зоны.

Предлагаю вам решить задание, представленное на слайдах презентации. Вам предстоит угадать природную зону по описанию. Вам уже выданы листы с записанным перечнем природных зон. Подпишите свои Фамилию и имя. Ваша задача – внизу листочка через запятую записать номера природных зон, которые по вашему мнению соответствуют описанию.

-самопроверка

-Ребята, молодцы, вы легко и быстро справились с заданием. Но хочется, конечно, сразу узнать результат своей работы. Давайте мы проведём самооценку: приготовили карандаши и проверяем ответы. Оцениваем…

Молодцы! Сразу полученные оценки выставляем в свои листы самооценки, которые у вас лежат на столах!

3. Целеполагание и мотивация

Слово учителя. Ребята, мы рассмотрели закономерности распределения живых организмов на суше.

Слайд №12 Вызов. А какие территории планеты остались для нас неизведанными? Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока (открываю на доске) Жизнь в океане. Открываем тетради и записываем число (14 марта) и тему урока. В учебнике открываем стр.87. В атласе Физическую карту полушарий.

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал














Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте обратим внимание на таблицы, которые лежат у вас на столах. В этих таблицах 3 колонки: Я знаю, я хочу узнать и я узнал. Начнём их заполнение! Напишите, ребята, что вы уже знаете о Мировом океане. Зачитываем…..Молодцы!!! А что бы вы хотели узнать? (заполняем)

слайд №13 Зачитываем…. Молодцы! Это и является главной целью нашего урока!

Кроме того, заполняем листы сомооценки, которые тоже лежат у вас на столах. На каждом этапе работы сами оцениваете степень своей вовлечённости и результативность своей работы.

Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

1

Угадать природные зоны по описанию




2

Найти информацию самостоятельно в учебнике

 

 

 

3

Выбрать самое основное для сообщения

 

 

 

4

Сделать записи в тетради

 

 

 

5

Оцени свой вклад в работу группы.


Почти Без меня

всё сделали за меня

без меня работа бы не

получилась


4.Изучение нового материала

Слово учителя.

Почему, нас так притягивает океан? Земная жизнь зародилась в воде. Все живые организмы когда-то вышли из океана. Наше тело на 70-80 процентов  состоит из воды, поэтому наш организм  только неделю может прожить без жидкости, а дальше идут необратимые процессы. Даже ребенок в утробе матери  находится в околоплодной жидкости. Удивительное сходство между  морской водой, по составу солей  и кровью, тоже не случайно.  Удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. Поэтому эта среда нам не безразлична!
Слайд №14 В мировом океане обитает огромное количество самых разнообразных живых организмов.
Но везде ли в океане существует жизнь?
Условия жизни в водной среде.

1) Условия жизни в водной среде.

Слайд №15 В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов растений-водорослей.

(Запишите эти цифры в тетрадь.)

Слайд №16-17 Для миллионов удивительных существ море – родной дом. Дом не простой – многоэтажный. Сегодня мы познакомимся с этажами Мирового океана и группами организмов их населяющих.  Рассмотрим, какие условия наиболее благоприятны, для развития жизни в  океане. Запишите заголовок в тетради: Условия жизни в водной среде.

Жизнь в океане есть повсюду. И это не случайно: условия существования организмов весьма благоприятны. А чем отличаются условия жизни в океане от суши вы ответите сами, прочитав страницы учебника 87-88 пункт 1. (работа с учебником) Даю на это 4 минуты.

Слайд №18Итак, что мы запишем в тетрадь?

1. Действует выталкивающая сила воды, поэтому в ней могут жить организмы больших размеров.

2. Нет резких перепадов температуры воды по сезонам года.

3. В воде растворен кислород, дышат морские организмы.

Молодцы! Однако, ее разнообразие зависит от многих причин. Выделим главные:

  1. Слайд №19 Глубина. С увеличением глубины становится меньше света, кислорода в воде, растет давление. До 100 м. хорошо освещен, есть водоросли и кислород, много рыб, планктон. До 1000 м. – сумеречная зона. Далее – полный мрак, высокое давление. У глубоководных животных особые приспособления. Рис. 191 (форма тела). Прочитайте текст под рис.

  2. Слайд №20-21 Климат. Везде ли одинаковый? Как изменяется климат на Земле? Какие свойства воды изменяются вслед за климатом? Подумайте, в каком климатическом поясе будет более богатый животный и растительный мир в океане? А наименее? В умеренном – круглый год температура воды выше 0ºС, много растворенного кислорода. Но разнообразие организмов невелико, зато их особей много. В тропическом высокая температура и соленость, мало кислорода, теплолюбивые организмы.

  3. Слайд №22 Удаленность от берегов.

Вспомните, что такое шельф? 9 % площади – 99% донных организмов и 90% лова рыбы. Подумайте, почему здесь сложились благоприятные условия?

2) Физминутка

Ребята, давайте немного отдохнём. Встаньте из-за стола. Я буду называть вам представителей животного мира. Если я назову птицу, вы изображаете руками крылья, если обитателя водной среды – вы ныряете в воду – приседаете, а если обычное наземное животное – стоите на месте.

Слон, акула, ласточка, кальмар, осьминог, заяц, ворона, кит, медведь. Молодцы, присаживайтесь на места. Продолжим нашу работу.

3)Организмы, населяющие Мировой океан.

(запись в тетрадь определений)

Слайд №23 Вода – особая среда, поэтому морские организмы приспосабливаются к разным условиям. На странице 89 обратите внимание на рисунки 51 и 52. Планктон рис.51(«блуждающий»). Пассивно плавающие, живут во взвешенном состоянии в поверхностном слое. Бактерии, водоросли, личинки, медузы. Его в 20 раз больше всех других организмов. Планктон - пища для рыб, китов.

Более подробно о планктоне нам расскажет Хаджи Александра:

Планктон – самая распространенная форма жизни в водной среде

Когда представляешь себе жизнь в океане, то обычно все ассоциации так или иначе связаны с рыбами, хотя на самом деле рыба - не самая распространенная форма жизни в океане. Самой многочисленной группой является планктон.

Существует два основных типа планктона

  • Фитопланктон, который производит пищу путем фотосинтеза. Большинство из них составляют различные водоросли.

  • Зоопланктон, который питается фитопланктоном. Он включает в себя крошечных животных и личинок рыб.

Планктон - это микроскопические обитатели водной среды. Они являются важнейшими компонентами пищевых цепей в водной среде обитания, так как обеспечивают питание для нектона (ракообразные, рыбы и кальмары) и бентоса (морские губки). 

По размерам планктон варьируется от крошечных микробов, длина которых составляет 1 микрометр, до медуз, чей студенистый колокол может достигать 2 метров в ширину, а щупальца могут простираться более чем на 15 метров. Однако большинство планктонных организмов являются животными меньше 1 миллиметра в длину.

Слайд №24 Нектон. Активно двигающиеся. Заселяют всю толщу воды.20000 рыб, кальмаров, ластоногих, китов, змей и даже пингвины. Обтекаемая форма, плавники, ласты.

Более подробно о нектоне нам расскажет Бородавкина Анастасия:

Нектон

Представителями нектона являются активные пловцы и зачастую самые известные организмы в морских водах. Это главные хищники в большинстве морских пищевых цепочек. Различие между нектоном и планктоном не всегда резкое. Многие крупные животные (например, тунец) проводят свою личиночную стадию в виде планктона, в то время как во взрослой стадии это вполне большой и активный нектон.

Подавляющее большинство нектона представляют позвоночные, это рыбы, рептилии, млекопитающие, моллюски и ракообразные. Наиболее многочисленную группу составляют рыбы, всего насчитывается приблизительно 16 000 видов. Нектон встречается на всех глубинах и широтах моря. Киты, пингвины, тюлени являются типичными представителями нектона в полярных водах. Величайшее разнообразие нектона можно встретить в тропических водах.

Сюда относится также самое крупное млекопитающее на планете Земля, голубой кит, который вырастает до 25-30 метров в длину. Эти гиганты, а также другие усатые киты питаются планктоном и микронектоном. Крупнейшими представителями нектона являются китовые акулы, которые достигают в длину 17 метров, а также зубатые киты (касатки), большие белые акулы, тигровые акулы, синий тунец и другие.

Нектон составляет основу рыбного промысла по всему миру. Анчоусы, сельдь, сардины обычно составляют от одной четверти до одной трети годового морского урожая. Экономически ценным нектоном являются также кальмары. Палтус и треска являются придонные рыбами, которые имеют коммерческую значимость в качестве пищи для людей. Как правило, их добывают в водах континентального шельфа.

Слайд №25 Бентос. Обитатели дна. Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях.

Более подробно о бентосе нам расскажет Кахарова Александра:

Бентос

Каково значение слова "бентос"? Термин “бентос” происходит от греческого существительного bentos и означает “глубины моря”. Это понятие используется в биологии для обозначения сообщества организмов на дне моря, а также таких пресных водоемов, как озера, реки и ручьи.

Бентосные организмы могут быть классифицированы в зависимости от размера. К макробентосу относят организмы размером более 1 миллиметра. Это различные брюхоногие, двустворчатые моллюски, морские лилии, хищные морские звезды и брюхоногие моллюски. Организмы с размерами от 0,1 до 1 мм являются крупными микробами, доминирующими в донных пищевых цепях, выполняя роли биогенного утилизатора, первичного производителя и хищника. В категорию микробентоса входят организмы размером менее 1 миллиметра, это диатомовые водоросли, бактерии и инфузории. Не все бентосные организмы живут в осадочных породах, некоторые сообщества живут на скалистых субстратах.

    1. Слайд №26 Закрепление материала - Практическая работа (мини-проект) Ребята, я думаю, что вы хорошо запомнили различия между разными группами морских организмов. Чтобы это проверить и закрепить ваши знания, выполним небольшой творческий мини проект. Разделимся на 2 группы. Каждая группа получит рисунок океана и фотографии морских обитателей. Ваша задача в течение 4-5 минут распределить и приклеить их по океаническим этажам, а потом 1 человек от группы защитит ваш проект.

    2. Подведение итогов.

Рассказ учителя.

Безбрежен и велик Мировой океан. Неимоверно грозным является он людям в часы ненастий. И кажется тогда, что нет силы, которая справилась бы с могучей пучиной.

Увы! Это впечатление обманчиво. Серьёзная опасность угрожает океану: в океан, капля за каплей, устремляются чуждые океанической среде вещества, которые отравляют воду, уничтожают живые организмы.

Многие виды бактерий, дрожжей, грибов и одноклеточных водорослей в процессе своей жизнедеятельности разрушают нефтепродукты и пестициды, а также обезвреживают некоторые тяжелые металлы. Тем не менее, процессов самоочищения океану недостаточно. Поэтому человек должен прийти на помощь колыбели земной жизни. Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

А сейчас заполним в таблице колонку «я узнал». Прочтите, ребята, что вы записали. Заполняем листы самооценки.

Выставление предварительных оценок.

    1. Рефлексия.

Слайд №27 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Слайд №28 8. Домашнее задание: §20, сообщения о самых необычных обитателях морских глубин.

9