СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии. Гидросфера. Мировой круговорот воды.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место проведения: МБОУ «Советская СШ №2»

Уровень: школьный

 

Тема урока: Гидросфера. Мировой круговорот воды.

Цели урока:

образовательная- сформировать у учащихся знания о составе гидросферы, сущности мирового круговорота воды, значении воды для природы и человека;

развивающая- развивать умения работать с различными источниками географических знаний, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательная- воспитывать бережное отношение к воде.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии. Гидросфера. Мировой круговорот воды.»

Открытый урок по географии в 6 классе


Учитель: Бедная Ирина Леонидовна

Место проведения: МБОУ «Советская СШ №2»

Уровень: школьный


Тема урока: Гидросфера. Мировой круговорот воды.

Цели урока:

образовательная- сформировать у учащихся знания о составе гидросферы, сущности мирового круговорота воды, значении воды для природы и человека;

развивающая- развивать умения работать с различными источниками географических знаний, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательная- воспитывать бережное отношение к воде.


Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: эвристическая беседа, проблемно-поисковый, работа с картой, схемой.

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, в парах, фронтальная

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, мультимедийный комплекс.


УМК: География 5-6 классы: учеб. Для общеобразовательных учреждений (А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина и др.); под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014.


Ход урока:


І.Организационный момент.


ІІ. Тема, цель урока.

Целеполагание - Сегодня мы будем с вами говорить о удивительном веществе на Земле. Вот что писал о нем Антуан де Сент Экзюпери в своем произведении «Маленький принц»: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыносимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»


Вы узнали это вещество?


Да – это Вода! Именно она станет героиней нашего урока. (учащиеся записывают число и тему урока)


Давайте определим цели сегодняшнего урока? Что мы узнаем с вами нового? С чем познакомимся?


ІІІ. Первичное изучение нового материала:

Вода- самое распространенное вещество на Земле.

Свойства воды.

Гидросфера, ее состав.

Мировой круговорот воды.

Значение воды в природе и жизни человека.


1. Посмотрите на карту мира. Верно ли высказывание «Земля – царство жидкой воды»? (ответы учащихся)

На Венере воды очень мало и она находится в газообразном состоянии. На Марсе весь небольшой объем воды – лед.

Как вы думаете, откуда появилась вода на Земле?

Происхождение воды на Земле столь же неясно, как и происхождение самой нашей планеты. Есть несколько гипотез того, откуда взялась вода:

1 гипотеза: В результате выделения из мантии во время вулканических процессов, ученые подсчитали, какое количество воды могли выбросить при извержениях все вулканы за время существования нашей планеты. Оказалось, что этой воды как раз хватило бы, чтобы заполнить все океаны.

2 гипотеза: Расчеты показывают, что ежегодно почти полторы тонны такой «космической» воды рождается в стратосфере. На h при низкой t вода конденсируется на частицах космической пыли, образуя таинственные серебристые облака. И ученые подсчитали, что за всю историю земли, как раз хватило бы, чтобы родились все океаны нашей планеты. Окончательного ответа на этот вопрос дать не могут.


Мы уже много говорим о воде, но до сих пор не дали ей определения.

Ребята, а кто знает, как выглядит формула воды?

В 1805г. немецкий естествоиспытатель А. Гумбольт разложил воду и получил 2 объема водорода и 1объем кислорода. Так была получена классическая формула воды Н2О.


2.Вспомните курс «Природоведения» 5 класса.

В каких агрегатных состояниях находится вода?

Приведите примеры (жидкое – океаны, реки, озера; твердое – ледники, газообразное – водяной пар атмосферы).


При каких условиях возможен переход воды из одного агрегатного состояния в другое?

Какие процессы происходят при переходе воды из одного состояния в другое? Назовите их.

Какими еще свойствами обладает вода?( она без вкуса, запаха, прозрачна, не имеет формы, растворяет вещества).

3. «Вода – первооснова всего». В мире всё состоит из воды, даже в организме человека и растений есть вода.

Посмотрите на физическую карту мира.

Чем занята большая часть планеты – водой или сушей?


Назовите воды суши.

Из каких составных частей состоит гидросфера?

Что называют Мировым океаном? Есть ли такой океан на карте?

Покажите на карте все океаны планеты Земля.

Чем представлена вода в атмосфере?

Составление схемы «Части гидросферы:


ГИДРОСФЕРА


Мировой океан воды суши вода в атмосфере

Тихий реки водяной пар

Атлантический озера

Индийский болота

Северный Ледовитый ледники

подземные воды


Вывод: что такое гидросфера? (ответы обучающихся)

Гидросфера- водная оболочка Земли, включающая в себя воды Мирового океана, воды суши и воды атмосферы.


Работа с рисунком учебника «Состав гидросферы и распределение воды в ней» (Рис.61)

- Каковы же объемы частей гидросферы?

- В каких частях гидросферы содержится максимальное количество воды?

- Какой воды на земле больше пресной или соленой?


4.Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Что же за процесс сделал запасы пресных вод на земле неиссякаемыми?

«Сказка о Капельке».

– Круговорот воды в природе:

А) Малый

Б) Большой (Рис.63 учебника)

Эвристическая беседа по вопросам:

В чем сущность круговорота воды в природе?

Назовите главные причины круговорота воды ?

Назовите главные факторы без которых невозможен был бы круговорот воды? ( солнечное тепло, движение атмосферного воздуха)

Какие виды мирового круговорота воды вы могли бы выделить?

Представим себе, что круговорот воды не происходит. Что произойдет на Земле?

В чем значение мирового круговорота воды?


Благодаря круговороту воды в природе происходит взаимодействие между гидросферой, атмосферой и литосферой:

Во-первых, происходит перенос влаги на сушу и обратный сток ее с суши в океан.

Во-вторых, происходит перенос тепла . Ведь океан занимает более 2\3 земной поверхности и большая часть солнечного тепла поступает на Землю, идет на нагревание океанских вод.

Частицы воздуха нагреваясь от теплой поверхности океана, поднимаются вверх, унося с собой , кроме водяного пара и тепло , которое потом отдают атмосфере.

В-третьих, происходит обмен минеральными веществами . Вы знаете , что реки , дождевые и талые воды, размывая горные породы и растворяя горные породы, соли , несут в океан миллионы тонн наносов в виде глины , песка в океан и другие вещества.

Там из них образуются толщи осадочных пород . В результате горообразовательных процессов, эти толщи становятся частью литосферы и снова начинается их размыв и снос в океан.


5.Ребята, вспомните историю. Где селился человек? Правильно: на берегах рек. Вся история человеческой цивилизации неразрывно связана с водой.

Назовите древние цивилизации, которые начинали свою историю на берегах рек? (Нил- египтяне, Тигр и Ефрат- шумеры Месопотамии, Днепр- славяне)

Каково значение воды для природы и человека?

(ответы учащихся)

Промышленное производство

Вода-это жизненно необходимое вещество

Судоходство

Орошение

Рыболовство

Отдых

Бытовые цели

Добыча полезных ископаемых

И мы с вами должны бережно относиться к воде. А знаете ли вы, что первый закон об охране вод был написан Петром I. Задумывались ли вы бережно ли мы с вами расходуем воду?

На что в основном тратится наша питьевая вода в домашнем хозяйстве:

Смыв в туалете - 35-45%;

Принятие душа/ванной - 20-30%;

Приготовление пищи - 5-10%;

Стирка - 8%;

Мытье посуды - 5%;

Остальное - 2%

На 1 жителя нашего поселка норма потребления воды в месяц составляет 4,56 м3. в месяц.

Признавая особое значение воды в жизни человечества , Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День воды 22 марта - Всемирный день воды (Всемирный день охраны водных ресурсов)


С 1993 года официально на всей планете стали праздновать Всемирный день воды. В этот день организация по защите окружающей среды обращается ко всем существующим на планете государствам с призывом уделять больше внимания защите водных ресурсов планеты и проводить конкретные действия на национальном уровне.

Поэтому, каждый обязан помнить - воду нужно беречь! Это значит беречь жизнь. И беречь здоровье, беречь благосостояние, беречь красоту окружающей природы.


IV. Осмысление нового материала.


Прием «Верю» «Не верю».

Гидросфера-это водная оболочка Земли. (верю)

Подавляющая часть воды находится в твердом состоянии.( не верю)

Существует один круговорот воды в природе.(не верю)

Важное свойство воды: она медленно нагревается и медленно остывает. (верю)

Воды океанов и морей составляют от всего объема гидросферы 96,4% (верю)


V. Рефлексия.

- я узнал на уроке…

- было интересно…

- я понял, что…

- было трудно…


Домашнее задание. Проработать параграф 28, ответить на вопросы 3-7.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!