Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа №17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова»
Открытый урок по географии и истории
На тему «Вулканы»
Выполнили
Учитель географии Степанова Валерия Михайловна
Учитель истории Торлопов Сергей Иванович
Смоленск 2019
1 слайд
Жили викинги на самом севере Европы, на Скандинавском полуострове, там, где сейчас находится страна Норвегия. Возвращаясь из своего плавания, они подплывали к почти отвесным берегам и крепили свои корабли, (драккары) на толстые кольца почти на уровне воды. Прошло много сотен лет. Уже нет викингов, и драккары не пугают жителей на берегах Европы. Но причальные кольца сохранились. Только есть одна странность. Теперь они находятся на высоте почти 9 метров.
Как оказались кольца вбитые викингами на уровне моря на высоте почти третьего этажа? (вертикальные движения Земли)
4 слайд
- Да, сегодня мы с вами будем говорить о движении Земли. Откройте тетради и запишите тему урока. А теперь давайте поставим цели урока(ставят цели урока).
5 слайд
- Как вы думаете, движения земной коры могут быть медленные или быстрые?
- Они могу быть и медленными и быстрыми.
6 слайд
- Молодцы. Медленные, или вековые, движения земной коры – это вертикальные движения поверхности Земли со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов протекающих в её недрах.
7 слайд
- Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные).
- Что такое землетрясение? Землетрясения – подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния. Запишите в тетради определение.
8 слайд
- Какие разрушения производят землетрясения?
9-10 слайд
Место разлома и перемещения горных пород называется очагом землетрясения (его глубина от 60-700 км).
Участок земли, расположенный над очагом землетрясения, называется эпицентром землетрясения.
11-12 слайд
С помощью современных, специальных приборов (сейсмографов) записываются колебания, распространяющиеся в недрах земли. Данные наблюдений сейсмологи используют для изучения сейсмичности и строения Земли с тем, чтобы определить особенности сейсмических волн и предотвратить катастрофические последствия землетрясений. Люди, которые занимаются изучением землетрясений, называются сейсмологи.
13 слайд
- А теперь подумайте над словами жерло, кратер, лава. О каком явлении природы будет идти речь?
- Вулканизм. При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.
14 слайд
- Давайте подумаем что такое вулкан?
- Гора из которой выбрасываются газы, пар, пепел и потоки раскаленной лавы.
15 – 21 слайд
Вулкан Везувий в городе Помпеи. Знаменитое извержение. Доклад ученика. Вопросы к нему.
Выводы учащихся:
- Через 1-2 года пепел превращается в плодородный слой земли и повышает урожайность сельскохозяйственных культур;
- Лавовые потоки легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты.
- Вулканы – поставщики горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов.
- Здесь располагаются минеральные и термальные источники.
- От вулканической деятельности зависит хозяйственная деятельность человека.
22 слайд
- Найти по координатам вулканы, записать их названия и абсолютную высоту.
19° с.ш. и 97° з.д. (Орисаба, 5747 м)
2° ю.ш. и 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)
4° ю.ш. и 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)
55° с.ш. и 160° в.д. (Ключевская сопка, 4750 м)
6° ю.ш. и 106° в.д. (Кракатау, 813 м).
23 слайд
- Давайте подумаем что мы сегодня узнали нового и интересного.
24 слайд
Домашнее задание, §15, стр. 48 – 55, ответить письменно на вопросы 1 и 2 в конце параграфа.