Тема урока: Особенности природы и населения южных материков
Цели:
обобщить и закрепить знания о Южных материках;
развивать познавательные и творческие навыки у учащихся;
формировать умения работать в коллективе;
повышать интерес к предмету через использование ИКТ;
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: физическая карта мира, цветные магниты, компьютер, презентация.
Ход урока
1.Организация класса
2.Сообщение темы урока, целеполагание и мотивация.
Наш урок будет проходить в форме игры – географического турнира по теме «Южные материки»
мы закончили длинное путешествие по южным материкам нашей планеты, познакомились с особенностями материков, объяснили причину их общности, обратили внимание на разнообразие природы
- Сегодня мы обобщим и систематизируем свои знания, по теме «Юж.материки», будем учиться применять их на практике.
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? Но какое путешествие может
Сегодня нам предстоит вспомнить: (Слайд 2)
Как определяется географическое положение материка
Путешественников, которые открыли материки
Рельеф
Внутренние воды
Климат
Самые крупные географические объекты на материках
Природа южных материков
I.А начнем мы географический турнир с небольшой разминки. Для этого вам понадобятся контуры материков.
На свете много островов,
Так много, что не счесть…
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем ШЕСТЬ:
Африка, Америка (Северная и Южная), Австралия, Евразия, Антарктида (Вьюжная).
Отложите в сторону материки, которые не в ходят в состав южных материков.
Назовите только южные материки( Африку, Южную Америку, Африка, Антарктида)
Почему их называют южными материками? (Ответ прост: все четыре материка имеют общую историю развития – все они были частью материка Гондвана. )
Какую страну называют «страна наоборот»?(Австралия)
Почему ее так называют?
-чем ближе к северу, тем теплее. Т.к. находится в южном полушарии.
-Деревья сбрасывают не листья, а кору
На каком материке находится самое высокогорное озеро и как называется (Титикака . Юж.Америка)
Пересыхающие русла рек (крики) находятся на материке.?(Австралия)
Географическое положение
Как вы думаете, от чего зависит природа материков? (географического положения)
Назовите особенности географического положения южных материков?
Ответы детей: Особенность географического положения южных материков состоит в том, что три материка – Юж. Америка, Африка и Австралия – располагаются близ экватора, поэтому там преобладают высокие температуры весь год на большей части территории. Большая часть материков находится в субэкваториальном и тропических поясах.
Антарктида – единственный материк Земли, который располагается вокруг Южного полюса, что обусловливает суровость его природы
Видеофрагмент.
Задание: определите по описанию, о каком материке идёт речь?
№ 1 Африка
Среди других материков этот занимает особое положение на поверхности Земли. Большая часть материка расположена между двумя тропиками в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. (3 балла)
Начальный меридиан проходит на западе материка. (2 балла)
3. Посередине пересекается экватором. (1 балл)
№ 2 (Антарктида)
1. Его не пересекает нулевая широта, но пересекает нулевой меридиан. (3 балла)
2. Материк почти весь расположен в пределах Южного полярного круга. (2 балла)
3. Этот материк самый высокий и холодный. (1 балл)
№ 3 (Австралия)
1. Берега этого материка слабо изрезаны, самый сухой и малонаселенный материк. (3 балла)
2. Здесь много растений и животных, которые нельзя встретить на других континентах. (2 балла)
3. На материке расположено только одно государство. (1 балл)
№ 4 Южная Америка
1. Этот материк пересекается экватором. Большая часть материка расположена в южном полушарии. Полярные круги не пересекают материк. (3 балла)
2. Географы сравнивают этот материк с гроздью винограда. (2 балла)
3. Связан узким перешейком с другим материком (1 балл)
Проверка знаний географических объектов принадлежащих южным материкам
Работа в группах. «Самое-самое»
Задание 1.
Определить по карточке – описанию, какой материк достался команде, путем определения наибольшего количества элементов, соответствующих данному материку.
Африка:
Задание 2.
. Мы с вами не раз отмечали особенности природы материков и отмечали самое- самое и знаем, что
самый влажный южный материк (Южная Америка)
самый холодный и суровый южный материк. (Антарктида )
самый сухой материк (Австралия)
самый жаркий материк.(Африка)
самый маленький материк.(Австралия)
Самый высокий вулкан Африки. (Килиманджаро)
самая большая пустыня. (Сахара-Африка)
самая длинная и полноводная река (Амазонка- Юж.Америка).
самый высокий водопад. (Анхель –Юж.Америка)
самая низкая температура на Земле (Антарктида, ст. «Восток»).
самая сухая пустыня.(Юж.Америка. Атакама )
самая большая по площади низменность.( Амазонская . Юж.Америка)
Влажный экватоиальный лес в Юж.Америке (сельва)
Сухие русла рек в Африке (вади)
Великие путешественники - открыватели.
3. Знания о материках, их природе, населении и его хозяйственной деятельности известны нам благодаря труду и подвигу многих отважных путешественников и мореплавателей.
На парте у вас конверт под № 2. Открываем. Кто изображён на портретах? (Это великие путешественники открыватели.)
Давайте назовём их имена.
(Мы видим портреты первооткрывателей материков это Джеймс Кук, Васко да Гама, Христофор Колумб, Ф. Ф. Беллинсгаузен) и указан год исследования.
Соотнесите контуры материков с портретами путешественников, которые открыли данные материки. И определите последовательность открытия.
1. .Южная Америка (1492 г. Х. Колумб;)
2 Африка (Васко да Гама) 15-16 век (1498г.)
3. Австралия(1770 г. Джеймс. Кук)
4. 1819 г. М.П. Лазарев. Ф. Ф. Беллинсгаузен-рус.путеш) (Антарктиду)
Станция «Картографическая» работа с контурными картами
У каждого из вас лежат контурные карты вы должны, отметить цифрами объекты по любому материку это могут быть реки, моря, горы, равнины.
Африка: о. Мадагаскар, горы Атлас, Драконовы горы, Гвинейский залив, Средиземное море, п-ов Сомали, Капские горы, оз. Виктория, река Нил, пустыня Сахара.
Австралия: о. Тасмания, Большой Австралийский залив, Большой Водораздельный хребет, Большая пустыня Виктория, оз. Эйр, Норт, река Муррей.
Южная Америка: о. Огненная Земля, Карибское море, Бразильское плоскогорье, озеро Маракайбо, река Амазонка, Магелланов пролив, Анды.
– Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги вашего путешествия.
Итог урока: