СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии "Южные материки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии "Южные материки."

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний

Форма урока: урок-путешествие

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии "Южные материки"»

Тема урока: Особенности природы и населения южных материков

Цели:

  • обобщить и закрепить  знания о Южных материках;

  • развивать познавательные и творческие навыки у учащихся;

  • формировать умения работать в коллективе;

  • повышать интерес к предмету через использование ИКТ;

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: физическая карта мира, цветные магниты, компьютер, презентация.



Ход урока

1.Организация класса

2.Сообщение темы урока, целеполагание и мотивация.

Наш урок будет проходить в форме игры – географического турнира по теме «Южные материки»

мы закончили длинное путешествие по южным материкам нашей планеты, познакомились с особенностями материков, объяснили причину их общности, обратили внимание на разнообразие природы

- Сегодня мы обобщим и систематизируем свои знания, по теме «Юж.материки», будем учиться применять их на практике.

Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? Но какое путешествие может


Сегодня нам предстоит вспомнить: (Слайд 2)

      • Как определяется географическое положение материка

      • Путешественников, которые открыли материки

      • Рельеф

      • Внутренние воды

      • Климат

      • Самые крупные географические объекты на материках

      • Природа южных материков





I.А начнем мы географический турнир с небольшой разминки. Для этого вам понадобятся контуры материков.


На свете много островов,

Так много, что не счесть…

А вот больших МАТЕРИКОВ

Мы насчитаем ШЕСТЬ:

Африка, Америка (Северная и Южная), Австралия, Евразия, Антарктида (Вьюжная).

  • Отложите в сторону материки, которые не в ходят в состав южных материков.

  • Назовите только южные материки( Африку, Южную Америку, Африка, Антарктида)

  • Почему их называют южными материками? (Ответ прост: все четыре материка имеют общую историю развития – все они были частью материка Гондвана. )

  • Какую страну называют «страна наоборот»?(Австралия)

Почему ее так называют?

-чем ближе к северу, тем теплее. Т.к. находится в южном полушарии.

-Деревья сбрасывают не листья, а кору

  • На каком материке находится самое  высокогорное озеро и как называется (Титикака . Юж.Америка)

  • Пересыхающие русла рек (крики) находятся на материке.?(Австралия)

Географическое положение

Как вы думаете, от чего зависит природа материков? (географического положения)

Назовите особенности географического положения южных материков?

Ответы детей: Особенность географического положения южных материков состоит в том, что три материка – Юж. Америка, Африка и Австралия – располагаются близ экватора, поэтому там преобладают высокие температуры весь год на большей части территории. Большая часть материков находится в субэкваториальном и тропических поясах.

  • Антарктида – единственный материк Земли, который располагается вокруг Южного полюса, что обусловливает суровость его природы


Видеофрагмент.

Задание: определите по описанию, о каком материке идёт речь?

1 Африка

  1. Среди других материков этот занимает особое положение на поверхности Земли. Большая часть материка расположена между двумя тропиками в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. (3 балла)

  2.        Начальный меридиан проходит на западе материка. (2 балла)

3.        Посередине пересекается экватором. (1 балл)

                      № 2 (Антарктида)

1.        Его не пересекает нулевая широта, но пересекает нулевой меридиан. (3 балла)

2.        Материк почти весь расположен в пределах Южного полярного круга. (2 балла)

3.        Этот материк самый высокий и холодный. (1 балл)

                      № 3 (Австралия)

1.        Берега этого материка слабо изрезаны, самый сухой и малонаселенный материк. (3 балла)

2.        Здесь много растений и животных, которые нельзя встретить на других континентах. (2 балла)

3.        На материке расположено только одно государство. (1 балл)

                     № 4 Южная Америка

1.        Этот материк пересекается экватором. Большая часть материка расположена в южном полушарии. Полярные круги не пересекают материк. (3 балла)

2.        Географы сравнивают этот материк с гроздью винограда. (2 балла)

3.        Связан узким перешейком с другим материком (1 балл)

Проверка знаний географических объектов принадлежащих южным материкам

Работа в группах. «Самое-самое»


        Задание 1.

  • Определить по карточке – описанию, какой материк достался команде, путем определения наибольшего количества элементов, соответствующих данному материку.

  • Африка:


  • После этого команда получает маячок с названием континента.

        Задание 2.

  • Отобрать для «своего» материка наибольшее количество характеристик начинающихся со слов № самый…».

  • . Мы с вами не раз отмечали особенности природы материков и отмечали самое- самое и знаем, что

  • самый влажный южный материк (Южная Америка)

  • самый холодный и суровый южный материк. (Антарктида )

  • самый сухой материк (Австралия)

  • самый жаркий материк.(Африка)

  • самый маленький материк.(Австралия)

  • Самый высокий вулкан Африки. (Килиманджаро)

  • самая большая пустыня. (Сахара-Африка)

  • самая длинная и полноводная река (Амазонка- Юж.Америка).

  • самый высокий водопад. (Анхель –Юж.Америка)

  • самая низкая температура на Земле (Антарктида, ст. «Восток»).

  • самая сухая пустыня.(Юж.Америка. Атакама )

  • самая большая по площади низменность.( Амазонская . Юж.Америка)

  • Влажный экватоиальный лес в Юж.Америке (сельва)

  • Сухие русла рек в Африке (вади)

Великие путешественники - открыватели.


3. Знания о материках, их природе, населении и его хозяйственной деятельности известны нам благодаря труду и подвигу многих отважных путешественников и мореплавателей

На парте у вас конверт под № 2. Открываем. Кто изображён на портретах? (Это великие путешественники открыватели.)


Давайте назовём их имена.

(Мы видим портреты первооткрывателей материков это Джеймс Кук, Васко да Гама, Христофор Колумб, Ф. Ф. Беллинсгаузен) и указан год исследования.

  • Соотнесите контуры материков с портретами путешественников, которые открыли данные материки. И определите последовательность открытия.

1. .Южная Америка (1492 г. Х. Колумб;)

2 Африка (Васко да Гама) 15-16 век (1498г.)

3. Австралия(1770 г. Джеймс. Кук)

4. 1819 г. М.П. Лазарев. Ф. Ф. Беллинсгаузен-рус.путеш) (Антарктиду)

Станция «Картографическая» работа с контурными картами

У каждого из вас лежат контурные карты вы должны, отметить цифрами объекты по любому материку это могут быть реки, моря, горы, равнины.

Африка: о. Мадагаскар, горы Атлас, Драконовы горы, Гвинейский залив, Средиземное море, п-ов Сомали, Капские горы, оз. Виктория, река Нил, пустыня Сахара.

Австралия: о. Тасмания, Большой Австралийский залив, Большой Водораздельный хребет, Большая пустыня Виктория, оз. Эйр, Норт, река Муррей.

Южная Америка:  о. Огненная Земля, Карибское море, Бразильское плоскогорье, озеро Маракайбо, река Амазонка, Магелланов пролив, Анды.



– Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги вашего путешествия.



Итог урока:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!