СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 8 классе "Этнический, языковой и религиозный состав населения России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный открытый урок географии проводился в 8 классе. Тема урока на мой взгляд очень актуальна и интересна. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 8 классе "Этнический, языковой и религиозный состав населения России"»

Урок географии в 8-м классе. Тема: "Этнический, языковой и религиозный состав населения России"

Цели :

  • Формировать способности различать особенности национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.

  • Развивать информационно – коммуникативные способности учащихся (работа с учебником, картами атласа, анализ статистического материала, работа с дополнительными источниками информации)

  • Воспитывать готовность и способность осознанно уважать и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Задачи:

Познакомиться с языковыми семьями России; уметь выделять районы компактного проживания народов входящих в языковую семью; узнать конфессиональный состав языковой семьи; расширить знания о национальных традициях, костюмах, национальных блюдах, праздниках, обустройстве быта.



Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: работа в группах .

Оборудование: карта народов России; учебник; раздаточный материал; мультимедийный проектор.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и умений.

  3. Мотивационно-целевой этап .

  4. Защита проектов

  5. Анализ выступления групп

  6. Подведение итогов

  7. Рефлексия



ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие,оценочный лист

2. Актуализация знаний

– Какую тему в течении нескольких уроков мы изучаем?(Население России)
3. Мотивационно-целевой этап.

– Посмотрите на экран:

ЭТНОС
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
АССИМИЛЯЦИЯ
КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ ) НАРОД
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ

Что обозначают эти слова? В ваших раздаточных материалах на столах есть словарь урока, прочитайте (Приложение 1). Ответьте, с чем связаны все эти понятия? Что объединяет эти понятия? Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Скажите мы изучали подобную тему? О чём мы говорили (о народах, обычаях, традициях, религии)

Тема урока: «Этнический, языковой и религиозный состав населения России»

Цель урока: Наша Родина велика – необозримы, разнообразны и прекрасны ее просторы, но самое прекрасное – это наш народ, люди, проживающие рядом с нами.
Какая будет цель нашего урока? (Сегодня на уроке мы рассмотрим этносы России, классификацию народов по принадлежности к языковым семьям; районы их проживания: познакомимся с особенностями культуры и быта, традициями и религиями этих народов)
Работать мы будем следующим образом:
– Вы, разделенные предварительно на группы, получили  задание: исследовать одну языковую семью народов России по алгоритму (Приложение 2).

Но вначале я вам предлагаю оценить себя, насколько вы справились с данной работой

(Лист самооценки Д/з)

4. Защита проектов (работа в группах)

По мере вашего выступления мы получим представление о каждой языковой семье, народах России. Верхняя строка структурно-логической таблицы на доске является планом работы на  нашем уроке. (Приложение 3)  
По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов. И поэтому вопрос о национальном составе очень актуален. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, трудовыми навыками, но самый устойчивый отличительный признак народа – его язык – важнейшее средство общения людей.
По сходству языков народы объединяются в языковые группы, родственные группы в языковые семьи.
Я предлагаю познакомиться с народами нашей страны. Кто живет рядом с нами?
– Приглашаю ребят первой группы к доске, остальные ребята слушают и ведут краткую запись в таблицу в раздаточном материале. Таким образом составляется логический опорный конспект урока в виде таблицы. (Приложение 3) (Ребята из групп выступают по очереди у доски: рассказ ребят, показ на карте района проживания характеризуемого народа России, оформление на доске своей части опорно-логической таблицы "Панорама народов России", показ слайдов национальных костюмов и других достопримечательностей.)

(Каждая группа оценивает свою работу – «Лист самооценки работы в группе»)

5. Анализ выступления групп (оценивание по критериям «Карта оценки группового проекта»)

6. Подведение итогов

После выступления всех групп учитель обращает внимание на последнюю строку таблицы. 
Путем коллективного решения по каждому столбцу делают выводы, выделяют проблемы и записывают его в строку таблицы. Например, по столбцу «группы и крупнейшие народы» делаем вывод о многонациональности, из-за которой могут возникнуть проблемы этнических конфликтов.

Вывод

Проблема

Пути решения проблемы


пестрота национального состава

Этнические миграции,

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
УВАЖЕНИЕ

21 республика,4 автономных округа, 1 автономная область


мировые религии: христианство(православие), ислам,

Религиозные конфликты

сохранение самобытности каждого народа

Отсутствие диалога культур

В путях решений красной строкой звучит стихотворение "Я была ученицей примерною»

Проблема, затронутая в данном стихотворении будет ещё не раз поднят на последующий уроках. И как почву для размышления я вам предлагаю попробовать найти пути решения в сложившейся ситуации. На следующем уроке мы обсудим это.

-Ребята,как вы думаете достигли мы целей нашего урока? (Да,сегодня на уроке мы рассмотрели этносы России, классификацию народов по принадлежности к языковым семьям; районы их проживания: познакомимся с особенностями культуры и быта, традициями и религиями этих народов)

8.Рефлексия

Сегодня за урок вы все получите отметку, она сложится из 3-х компонентов:

- вашей оценки (самооценка),

- оценки вашей группы (взаимооценка),

- оценки учителя.

Спасибо за урок!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!