СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 9 классе "Лесной комплекс"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 9 классе "Лесной комплекс"»

УРОК в 9 классе: Лесной комплекс


Цели: 1) образовательные – сформировать знания о лесном комплексе, его значении в экономике страны, экологии, сохранении качества жизненного пространства, изучить состав комплекса и закономерности размещения отраслей лесной промышленности, проблемы и перспективы развития.

2) воспитательные – воспитание бережного отношения к лесу, как богатству России и месту обитания флоры и фауны.

3) развивающие – развивать умение учащихся использовать опорные знания, самостоятельно получать информацию из различных источников и оценивать ее, умение работать с картами атласа, статистическими данными, текстом учебника.

4) адаптационные – умение применять приобретенные географические знания в производственной и повседневной бытовой деятельности, включая правила поведения в природе, осуществлять оценку природной, хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.


Учебно – наглядный комплекс: Физическая карта Мира, ТСО (мультимедийная система), коллекция « Виды древесины », выставка по народным промыслам « Изделия из дерева », учебник, атлас, Библия.


Ход урока:

  1. Организационный момент. (2 мин.)


  1. Актуализация знаний. (6 мин.)

Вспомним: (из курса 8 класса).

    • Каково значение леса в природе и жизни человека?

- в жизни природы: леса имеют огромное значение в регулировании паводков на реках, охране почв, увлажнении и очищении воздуха. В связи с уничтожением тропических лесов Африки и Амазонии леса России приобретают все большее значение как производители кислорода для всей Земли.

- в жизни человека: в лесу добывают дичь, пушного зверя, орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес имеет огромное лечебно-оздоровительное значение для человека. Лес дает древесину для построек, изготовления домашней утвари, средств передвижения.

    • На какие группы можно разделить леса России с учетом их значения и природных особенностей?

- 1 группа – леса заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные, зеленые зоны вокруг городов. Здесь возможны только санитарная рубка и рубки ухода ( 22 % ).

- 2 группа – леса в местах с высокой плотностью населения. Рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста. Здесь вырубают только спелый лес. ( Лесодефицитные районы 8 %).

- 3 группа – эксплуатационные леса. Возможна промышленная (сплошная) рубка леса. ( Лесоизбыточные районы 70 %).

Узнаем (план урока на доске):

    • Размещение лесных ресурсов.

    • Состав лесного комплекса.

    • Географию и факторы размещения ЛПК.

    • Проблемы и перспективы лесного комплекса.


  1. Изучение нового материала. (24 мин.)

Зачитываю притчу о талантах (Новый завет, Евангелие от Матфея, гл.25, 14-3 ). Эта притча ставит вопрос: « Как мы владеем тем, что имеем? »

Одним из наших богатств является лес. Лесом покрыто 45 % территории России. Какая задача стоит перед нами – пользователями лесов? Ответы учащихся.

« Сохранить », - скажут одни.

« Сохранить и умножить », - скажут другие.

« Умножать и использовать », - скажут третьи.

С последним высказыванием можно согласиться. Во-первых, потому, что лес – возобновимый ресурс, и его можно увеличивать. Во-вторых, потому, что не использовать его нельзя, лес – ценное сырье.


Просмотр слайдов и их анализ:


Демонстрация слайда « Основные древесные породы в России ».

  • Определите, какие древесные породы распространены на территории России?


-Хвойные леса преобладают в нашей стране.


Демонстрация коллекции « Виды древесины ». Учащиеся знакомятся с образцами различных пород деревьев.


Демонстрация слайда « Размещение лесных ресурсов ».


Основные запасы спелого леса находятся в удаленной Азиатской части России (75 %), а вырубка лесов ведется наиболее интенсивно в Европейской части. Эксплуатационные леса используются недостаточно.

Почему?

В Европейской части России проживает 79 % населения, следовательно, именно здесь велика потребность. А Азиатская часть страны (21 % населения) удалена от потребителя, здесь отсутствуют на большей части территории транспортные пути.


  • Какие предпосылки послужили толчком для развития лесного комплекса России?

Учащиеся высказывают мнения в ходе группового размышления.

-запасы древесины огромны 25 % от мировых;

-леса по территории России распространены широко;

-практически нет такой области народного хозяйства, где бы не использовалась древесина и продукты ее переработки;

-лес – важная статья валютных поступлений (поставляется на мировой рынок).


Таким образом, лесная промышленность является одной из старейших в нашей стране.


Демонстрация слайда « Состав лесного комплекса ».



Пользуясь текстом учебника (стр.40 ), рис.21 определите, чем занимается каждая из отраслей и какую продукцию выпускает? Результаты проведенного анализа оформите в тетради.

Схема в тетради должна иметь следующий вид:


О трасли лесной промышленности



Л есозаготовка Деревообработка Целлюлозно-бумажная


заготовка древесины механическая обработка химическая обработка


-пиломатериалы -лекарства

-шпалы -канифоль

-дома -скипидар

-фанера -целлюлоза

-мебель -искусст. шелк

-муз. инструменты -бумага

-спички -спирт

-лыжи -уксусная кислота

-игрушки -кормовые дрожжи

-карандаши -дубильные вещества


Деревообработкой издавна занимались не только промышленные предприятия, но и население в русских деревнях.


Сообщение учащегося о народных промыслах, связанных с использованием древесины. Демонстрация выставки изделий из дерева (Городецкая и Богородская деревянная игрушка, хохлома – домашняя утварь и др )


Демонстрация слайда « Лесная промышленность России ».

Проанализируйте слайд, карту в атласе « Лесная промышленность » и назовите ведущие факторы размещения каждой из трех отраслей лесного комплекса. Результаты работы оформите в тетради.

В ходе группового размышления проверяем работу. Учащиеся, проанализировав вышеуказанные источники информации, ответы на вопросы подкрепляют конкретными примерами:


-лесозаготовка – сырьевой и потребительский факторы; (Европейский Север, Сибирь).


-деревообработка – потребительский фактор (Европейская часть России), в районах лесозаготовок и на транспортных путях (Сибирь, Дальний Восток).


-целлюлозно-бумажная отрасль – сырьевой, водный, энергетический факторы (Карелия, Сибирь, Урал).


Проблемы лесной промышленности.


  • Что за проблемы в лесной промышленности, и каковы их причины?


  1. Истощение запасов древесины в европейской части России (вырубка лесов ведется более интенсивно, а лесовосстановительные работы отстают от темпов заготовок леса).

  2. Экологические:

а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;

б) отходы в районах лесозаготовки;

в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;

г) сбросы в водоемы отходов целлюлозно-бумажных комбинатов.


  • Как уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду?


  1. Лесовосстановительные работы (лесопосадки).

  2. Очистные сооружения на ЦБК.

  3. Сплав леса на плотах, или транспортировка автомобильным и железнодорожным транспортом.

  4. Создание дополнительных участков леса 1 группы.


  • Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития комплекса?


Учащиеся высказывают различные точки зрения, сравнивают свои доводы с научными.


Демонстрация слайда « Перспективы развития лесного комплекса ».

4.Закрепление (5 мин.)

Каждый из учащихся получает тестовые задания в печатном виде, над которыми работает в течение 4 минут письменно в тетради.


Тестовые задания:

  1. Основные запасы спелой древесины находятся:

а) в Европейском Севере, б) в средней полосе,

в) в Сибири, г) на Южном Урале.

2) Какая часть территории России покрыта лесом:

а) 15 %, б) 20 %, в) 30 %, г) 45 %.

3) Промышленные рубки леса производятся в лесах:

а) эксплуатационных, б) водоохранных,

в) заповедных, г) защитных.

4) Размещение ЦБК ориентируется:

а) только на сырьевой фактор,

б) на сырье и трудовые ресурсы,

в) на транспорт, сырье, кадры,

г) на сырье, электроэнергию, водные ресурсы.

  1. Главным источником древесины являются леса:

а) широколиственные,

б) смешанные, в) хвойные.

6) Наиболее перспективным районом для развития ЛПК является:

а) Западная Сибирь, б) Восточная Сибирь,

в) Дальний Восток.

7) Главной проблемой ЛК России является:

а) отсутствие спроса на отечественную продукцию,

б) большие площади старого, перестойного леса,

в) малая глубина переработки древесины, значительное количество отходов.


Прошу обменяться с соседом тетрадью для взаимопроверки и взаимной оценки работ. Правильные ответы и критерии оценки – на доске.

Критерии оценки: 7 правильных ответов – « 5 », 5 – 6 правильных ответов – « 4 », 4 правильных ответа – « 3 ».

Прошу поднять руки тех учащихся, кто все задания выполнил правильно. Эти работы беру на проверку, выставляю оценки.


6. Домашнее задание. (3 мин.)

Читать и пересказывать параграф « Лесной комплекс », выучить записи в тетради, в контурной карте № 2 на стр. 9 выполнить задания 4, 5, 6, 7. Составить схему межотраслевых связей лесного комплекса.


Список используемой литературы.

  1. Библия. Новый завет, Евангелие от Матфея, гл.25.

  2. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений \ под ред. А.И. Алексеева. -11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России 9 класс. - М.: « ВАКО » 2007.

  4. Карлович И.А., Левицкая А.И., Карлович И.Е. География Владимирской области. Население и хозяйство. Владимир, 2007.

  5. Нестандартные уроки. География 8-9 классы. Народные промыслы России. Составитель А.Ф.Романова. Волгоград, 2003.

  6. Рабочая тетрадь. Э.В.Ким, Н.А.Марченко, В.А.Низовцев. География России. Хозяйство и географические районы. 5-е издание, пересмотренное. – М.: Дрофа, 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!