СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по геометрии на тему: "Решение задач на применение теоремы Пифагора"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на закрепление теоремы Пифагора. 

Цель урока: формирование умений, навыков решать задачи, используя теорему Пифагора;

Цели:

  • Образовательные – Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, учить учащихся применять полученные знания к решению практических и древних задач ;
  • Развивающие – развивать внимание учащихся, логическое мышление, математическую речь;
  • Воспитательные – прививать интерес к геометрии, посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручку, самостоятельность.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по геометрии на тему: "Решение задач на применение теоремы Пифагора"»

Тема урока: "Решение задач на применение теоремы Пифагора"

Цель урока: формирование умений, навыков решать задачи, используя теорему Пифагора;

Цели:

  • Образовательные – Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, учить учащихся применять полученные знания к решению практических и древних задач ;

  • Развивающие – развивать внимание учащихся, логическое мышление, математическую речь;

  • Воспитательные – прививать интерес к геометрии, посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручку, самостоятельность.


Тип урока:    урок закрепления полученных знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация

Ход урока:

1. Мотивационно-организационный этап.

Мы продолжаем изучение одной из самых известных теорем древности, теорему Пифагора. Значение теоремы Пифагора состоит и в том, что с ее помощью можно доказать многие другие теоремы и решить множество задач. Где нам пригодится теорема Пифагора? Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые задачи.

2. Актуализация опорных знаний.

Еще в 17 веке немецкий астроном и математик И. Кеплер сказал, что геометрия обладает двумя великими сокровищами. Первое – это теорема Пифагора, которую можно сравнить с мерой золота…

Напомните, пожалуйста, формулировку теоремы Пифагора. (ответы учащихся)

А обратная теорема? (ответы учащихся)


Для того чтобы наша работа была успешной, давайте повторим некоторые геометрические факты.

  • Дайте, пожалуйста, определение прямоугольного треугольника?

  • Как называются стороны прямоугольного треугольника?

  • Один из углов прямоугольного треугольника равен 25°. Чему равны остальные углы?

  • - Один из углов прямоугольного треугольника равен 30°, катет, противолежащий ему, равен 11 см. Чему равна гипотенуза?

  • - Катет прямоугольного треугольника равен 8 дм, гипотенуза – 16 дм. Найдите углы треугольника

3.    Проверочная работа  (тест )

Вот сейчас с помощью тестов мы и проверим, насколько уверенно вы ориентируетесь в теореме Пифагора. Тесты несложные, но их результаты будут учтены при выставлении оценки за урок. У вас 1 минута

Тест (вариант 1)

1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?

а) любым; б) прямоугольным; в) равносторонним

2. Верно ли, что в прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы?

а) нет; б) не знаю; в) да

3. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, катет 3 см. Найти длину второго катета?

а) 8 см; б) 4 см; в) 10 см

4. Теорема Пифагора записывается так:

а) а2 = с2 - в2 б) в2 = с2 – а2 в) с2 = а2+ в2

5. В прямоугольном треугольнике углы равны:

а) 90; 60; 90; б) 45; 90;45; в)60; 30; 60

Тест (вариант 2)

1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?

а) любым; б) прямоугольным; в) равносторонним

2. Верно ли, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза больше любого из катетов?

а) нет; б) не знаю; в) да

3 Чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами 9 см и 12 см?

а) 8 см; б) 15 см; в) 10 см

4. В прямоугольном треугольнике углы равны:

а) 90; 30; 90; б) 45; 125;45; в)90; 30; 60

5.Египетский треугольник имеет стороны:

а) 3,4,5 б) 3,5,7 в) 10,13,14

Ответы: В-1

1.б 2.в 3.б 4.в 5. б

В-2

1.б 2.в 3.б 4.в 5. а

4. Решение задач устно: Задача 1

В треугольнике ABC:  ∠C=90∘, AB=8 и BC=5. Найдите квадрат AC (AC2 = ?).

Задача 2

Может ли прямоугольный треугольник иметь стороны: 3, 4, 5?


Задача 3

Дано прямоугольный треугольник ABC.C=90∘, и AC=3BC=4. Найдите длину AB.


Задача 4

Есть прямоугольный треугольник ABC, ∠C=90∘, и AC=7AB=25. Найдите длину BC.



Начало формы

Задача 5 Угол  С=90, а угол  B=30. Гипотенуза АВ = 6. Найдите сторону BC.



5. Пифагор организовал свой пифагорейский орден и школу философов и математиков. Туда принимали с большими церемониями и после долгих испытаний. Здесь существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось самому Пифагору. В школе была очень серьезная дисциплина. Пифагор и его ученики были трудолюбивы. Вот их заповеди.

Задания ( работа в парах )

Карточка для B – I.

№1. Катеты прямоугольного треугольника равны 3 и 4 см. Вычислите его гипотенузу.

№2. Диагональ прямоугольника ABCD - 10 см. Сторона АВ = 8 см. Вычислите сторону ВС.


Ответы к задаче №1


Ответы к задаче №2


5 – не гоняйся за счастьем


4 – оно присутствует около тебя

6 – не бегай за счастьем

6 – оно всегда находится в тебе самом

Ответ: Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом.


Карточка для B – II.


№1. Вычислите катет прямоугольного треугольника, если другой катет равен 8, а гипотенуза 10 см.

№2. Стороны прямоугольника равны 12 см и 5 см. Вычислите длину диагонали.


Ответы к задаче №1


Ответы к задаче №2

4 – формулы

13 – управляют миром


6 – числа


14 – правят всем

Ответ: Числа управляют миром.
Карточки для B – III

№1.Вычислите катет прямоугольного треугольника, если две другие его стороны равны 15 и 17 см.

№2. Найти боковую сторону равнобедренного треугольника, если основание равно 8см, а высота, опущенная на основание - 3см.


Ответы к задаче №1


Ответы к задаче №2

8 – либо молчи

5 – либо говори то, что ценнее молчания

64 – хочешь-молчи

6 – или говори о том, что интересно всем

Ответ: Либо молчи, либо говори то, что ценнее молчания.

Проверка результатов (чтение афоризмов) (каждая группа предлагает свои ответы):

1.Ответ: Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом.

2.Ответ: Числа управляют миром.

3.Ответ: Либо молчи, либо говори то, что ценнее молчания.

6. Задачи на готовых чертежах. ( Решение задач)

7. Дом. задание: подготовиться к контрольной работе, № 487

8. Рефлексия.

У каждого ученика лежит таблица, которую они заполняют в процессе урока. В конце урока сдают таблицу учителю.

Фамилия, имя

1

Вспомни! (теория- тест)







2

Заповеди Пифагора







3

Решение задач







Итого



Рефлексия проводится в процессе заполнения следующей таблицы.

Фамилия, имя

Я умею решать задачи


Я умею применять теорему Пифагора


Мне важно научиться выполнять эти задания


Мне было интересно на уроке


Мне было неинтересно на уроке


Мне это не нужно


Моя оценка урока (от 1 до 5)



высказывание Д. Пойя «Где есть желание, найдется путь».

Я хотела бы завершить наш урок словами знаменитого математика Джорджа Пойя.

Благодаря нашему стремлению к новым знаниям, мы смогли сегодня проделать

путь, который позволил понять, как важна и нужна и в наше время теорема Пифагора.















Приложение 1.

Фамилия, имя

1

Тест







2

Заповеди Пифагора







3

Решение задач







Итого




Тест (вариант 1)

1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?

а) любым; б) прямоугольным; в) равносторонним

2. Верно ли, что в прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы?

а) нет; б) не знаю; в) да

3. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, катет 3 см. Найти длину второго катета?

а) 8 см; б) 4 см; в) 10 см

4. Теорема Пифагора записывается так:

а) а2 = с2 - в2 б) в2 = с2 – а2 в) с2 = а2+ в2

5. В прямоугольном треугольнике углы равны:

а) 90; 60; 90; б) 45; 90;45; в)60; 30; 60



Рефлексия проводится в процессе заполнения следующей таблицы.

Фамилия, имя

Я умею решать задачи


Я умею применять теорему Пифагора


Мне важно научиться выполнять эти задания


Мне было интересно на уроке


Мне было неинтересно на уроке


Мне это не нужно


Моя оценка урока (от 1 до 5)











Фамилия, имя

1

Тест







2

Заповеди Пифагора







3

Решение задач







Итого




Тест (вариант 2)

1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?

а) любым; б) прямоугольным; в) равносторонним

2. Верно ли, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза больше любого из катетов?

а) нет; б) не знаю; в) да

3 Чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами 9 см и 12 см?

а) 8 см; б) 15 см; в) 10 см

4. В прямоугольном треугольнике углы равны:

а) 90; 30; 90; б) 45; 125;45; в)90; 30; 60

5.Египетский треугольник имеет стороны:

а) 3,4,5 б) 3,5,7 в) 10,13,14



Рефлексия проводится в процессе заполнения следующей таблицы.

Фамилия, имя

Я умею решать задачи


Я умею применять теорему Пифагора


Мне важно научиться выполнять эти задания


Мне было интересно на уроке


Мне было неинтересно на уроке


Мне это не нужно


Моя оценка урока (от 1 до 5)