МБОУ СОШ№4
г.Чаплыгин
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по географии
«Ветер»
6 класс
Учитель: Тихомирова М.Н.
2016-2017 учебный год
6 класс
Тема урока : Ветер.
Цели урока.
Образовательные:
сформировать представление учащихся о природе ветра,
о причинах его возникновения,
о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
дать понятие о силе и направлении ветра.
показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком.
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
учебник Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг , Н.П. Неклюкова, Рабочие карты для учащихся. Проектор. Компьютер. Атласы . Физическая карта полушарий. Флюгер. Вентилятор. Игрушки ветерки.
Тип урока - комбинированный.
Методы изучения - объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный.
Ход урока
Организационный момент.
На фоне спокойной музыки
Слайд №1 – земной шар.
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас и всех наших гостей на сегодняшнем уроке, который веду я - Марина Николаевна. Мы продолжаем изучение темы: атмосфера. Прослушайте вопрос в стихотворной форме и ответьте на него:
Есть ли дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, не развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
2 Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- О каком одеяле идёт речь? – о воздушной оболочке Земли - атмосфере.
- Что входит в состав воздуха?- газы азот-78, кислород- 21 и другие газы.
Слайд № 2- состав воздуха - диаграмма.
- А можно ли взвесить воздух?- можно 1м над уровнем моря примерно весит 1кг 300гр.
- Что такое атмосферное давление?- это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
Слайд № 3- давление.
- От чего зависит атмосферное давление? – от высоты местности и температуры воздуха, при подъёме на 10.5 м давление понижается на 1мм.
Тёплый воздух поднимается кверху.
- Перечислите слои атмосферы: - тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера.
Слайд №-4 слои атмосферы.
- Какая оболочка является фабрикой погоды?- тропосфера.
- А что такое погода ? – это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данное время.
- Скажите, а какая сегодня погода?
3 Изучение нового материала.
Внимание на экран
- Мотивация ребята посмотрите фрагмент вашего любимого мультика и скажите, какое атмосферное явление вы там увидели.
Слайд № 5 – мультик
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? – о ветре.
Прозрачен воздух и бесцветен
Но всё же существует он
Мы чувствуем движенье – ветер
А значить воздух есть и он не - сон.
Ребята сегодня мы с вами будем работать в рабочих картах
Запишите дату и тему сегодняшнего урока: Ветер.
Cлайд № 6—Тема урока.
А) Понятие, что такое ветер? – беседа: Слайд № 7- что такое ветер?
- Ребята, а что такое ветер?
- По каким признакам мы обнаруживаем ветер?
Слайд №- 8 определение ветра.
Записываем определение в тетради: Ветер- это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
Для того, чтобы почувствовать почему возникает ветер я предлагаю вам провести эксперимент. У вас на столах лежат воздушные шары. Давай те их надуем . Надули и держим крепко- теперь отпускаем! Как вы думаете , почему воздух из шарика вырывается с силой?
Ответ : - потому, что в шарике давление воздуха больше , чем в окружающей среде .
А может ли воздух двигаться в обратном направлении?
Ответ : - никогда.
Вот так же и в природе воздух движется из области высокого давления в область низкого.
Допишем наше определение. Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении, из области высокого давления в область низкого.
Слайд № - 9 полное определение
Слайд № 10 1) 760 , 720
2) 740 , 720
Выполните задание № 1 в рабочей карте, покажите стрелочками куда будет двигаться воздух.
Проверьте правильность выполнения Слайд № 11 выпол. задан.
Б) Причины образования бриза.
Беседа.
Работа учащихся с заданием № 2 в рабочей карте на местах, учитель объясняет и дополняет у слайда.
Ребята для того чтобы выяснить, как образуется ветер в природе я предлагаю вам помечтать… Я знаю , что все вы ждете лето, а давайте представим , что лето уже наступило. А что вы любите делать летом больше всего?
Ответ- купаться. Где вы купаетесь? Слайд № 12 дневное море
- вы были когда ни будь на море?- представьте, что вы сейчас находитесь на море, лежите на горячем песке, вас припекает солнышко - но с моря дует что?- прохладный приятный ветер? Почему – потому что суша нагревается быстрее. Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается вверх .Давление над сушей падает. Холодный воздух со стороны водного пространства перетекает на сушу, занимая место поднявшегося вверх тёплого воздуха, так возникает ветер.
Слайд № 13 рисунок №1
без стрелочки и надписи
Ребята перед вами в рабочей карте схема № 1 какое давление над сушей? А какое давление над морем? Куда будет дуть воздух? Почему? Как вы думаете ,какой это будет воздух? Возьмите стрелочки и наклейте нужную стрелочку на схему . Стрелочки из самоклеющейся бумаги.
- Скажите, пожалуйста, какое давление над морем? А какое над сушей?
Приклейте нужные стрелочки? Какие будем клеить стрелочки? ? Такой ветер называется дневным бризом. Подпишите пожалуйста свои схемы - дневной бриз.
Слайд № 14 дневной бриз. Появляется
надпись и красная стрелочка с моря.
- Смотрите, что у нас получилось.
Слайд № 15 ночной берег с шумом моря.
.
А теперь, представьте, что находитесь на берегу моря вечером. Солнышко село , вы купались когда нибудь, вечером? Какая вода ? Как вы думаете, где будет больше давление воздуха? Почему? Куда будет дуть ветер? Какую стрелочку будем наклеивать?
Слайд № 16 рисунок № 2 без подпис
и стрелочки
- Смотрите, что у нас получилось?
Слайд № 17 стрелочка синяя . Ночной бриз.
Мы рассмотрели с вами ветер, который называется – бриз. Давай те попытаемся сформулировать определение, какой же ветер называется бризом?
Слайд № 18 Что такое бриз?
Давайте послушаем , что по этому поводу думает Совунья?
Слайд № 19 – мультик.
Вы согласны с героями мультфильма?
Запишем определение в рабочую карту.
Слайд № 20- определение бриза.
- Бриз- это ветер, который меняет своё направление два раза в сутки.
Молодцы!!!
Слайд № 21- задание № 3.
Выполните задание №-3 в рабочей карте.
Таня и Оля гуляли по набережной, со стороны реки веяло прохладой, в какое время суток гуляли девочки?- днём.
В) Образование муссона.
Самостоятельная работа по заданию № 4 в рабочей карте. Учитель дополняет по слайду и помогает вывести определение.
Слайд № 22 Дальний восток
Тихий океан.
- Ребята, но на нашей планете существуют водоёмы гораздо больше морей, это какие водоёмы? Океаны
- А какие мы с вами знаем океаны, кто покажет, кто самый смелый?
Один из учащихся выходит к карте и показывает океаны.
- Давай те вместе поразмышляем , будет ли отличатся давление между сушей и океаном. А как долго нагревается океан, океан нагревается в течении всего тёплого сезона. Какое давление над сушей-757- а над океаном 759 куда будет дуть ветер?
Слайд № 23 задание №4 рис.
без стрелочки и надписей.
-Летом ветер будет дуть с океана на сушу . А какой это будет ветер?
- Тёплый.
- Какую стрелочку мы будем клеить ? красную.
- Такой ветер называется летним муссоном.
- Подписываем наш рисунок в рабочей карте – летний муссон.
Слайд № 24 летний муссон
Рис.№3. Со стрелкой и под.
- Ребята, посмотрите на наш рисунок №2 в рабочей карте по нему мы будем характеризовать поведение ветра зимой.
Слайд №25- зимний океан.
- А ну- ка скажите, где больше давление? Куда будет дуть ветер?
- А какой это будет ветер? . Холодный
Слайд № 26 рис № 2
- А почему? Океан остывает медленно , а суша быстро и т.д.
-Какую стрелочку будем клеить?
- Как мы подпишем наш ветер?- зимний муссон.
Слайд № 27 рисунок
зимний муссон.
Молодцы.
Какие же ветры называются муссонами? –
Слайд № 28 вопрос.
Давай те посмотрим, что по этому поводу думает Совунья.
Слайд №29 – мультик.
Вы согласны с Совуньей?
Запишем новое определение в рабочую карту.
Слайд № 30 – определение.
Муссон – это ветер, который меняет своё направление два раза в год.
Г) Сравнительная характеристика муссона и бриза.
Беседа по таблице задания № 5 в рабочей карте.
Ребята посмотрите пожалуйста в рабочую карту .
Слайд № 31 таблица срав. харак.
пустая
5 задание мы должны выяснить , чем же схожи бриз и муссон? и чем они отличаются?
Сравнительная характеристика «Муссона и бриза»
Сравниваемые черты | Муссон | Бриз |
1. Причины образования | | |
2. Территории, где встречаются. | | |
3. Когда меняют свое направление? | | |
| | |
| | |
Слайд № 32 заполненная таблица.
–Мы очень хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём.
Динамическая пауза.
Слайд № 33 динамическая пауза.
Д) Сила ветра.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Ваши глазки отдохнули? А теперь поработаем лёгкими, у вас на столах стоят игрушки- ветерки подуйте на них. Я заметила, что у Сони ветерок вращался быстрее чем у других. Как вы думаете почему?
- Соня дула сильнее, чем все остальные?
Как вы считаете , чем можно охарактеризовать ветер?
Слайд № 34 Чем характеризуется ветер?
- Силой , скоростью.
Слайд № 35 Сила ветра.
Слайд № 36 Адмирал Бофорт.
Это любопытно! (если есть время на уроке).
Френсис Бофорт родился 7 мая 1774 года в Ирландии. С 1805 года командовал военным кораблем. В 1806 году разработал шкалу в 12 баллов (от 0 до 12), которая позволяла определять силу ветра по состоянию водной поверхности и по воздействию на парусное судно. В 1812 году после тяжелого ранения он оставил море и служил гидрографом в британском адмиралтействе. В 1831 году Бофорт подготавливал знаменитое плавание “Бигля”, во время которого его шкала силы ветра была впервые применена официально. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира. В 1846 году Бофорту было присвоено звание контр-адмирала, в 81 год он вышел в отставку. Скончался сэр Фрэнсис Бофорт 17 декабря 1857 года. В его честь названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски. В 1874 году на первой Международной конференции по морской метеорологии, с целью стандартизировать проведение наблюдений было решено, что при отсутствии приборов для измерения ветра силу ветра следует оценивать в баллах по шкале Бофорта. В последующие годы шкала Бофорта уточнялась и изменялась. В современном виде шкала Бофорта была принята мирной Метеорологической Организацией (ВМО) в 1927 году и уточнена в 1939 году.
Ребята у нас в учебнике на форзаце 2 находится шкала Бофорта. Откройтё учебник и посмотрите на неё.
Слайд № 37 шкала из учебника.
Интервал возможных скоростей ветра делится на 12 градаций:
- штиль(0)- полное отсутствие ветра;
- умеренный (4) - 4-5 м/с;
- ураган (12)- 20м/с, в тропических широтах до 60 м/с.
Скажите, как действует ветер на наземные предметы при силе ветра в 0 баллов?- наблюдается штиль.
Слайд № 38 штиль.
А в 6 баллов? – сильный ветер.
Слайд № 39 шторм.
Что характерно для 12 бального ветра ? Как такой ветер называется?- ураган.
Ребята иногда из-за разницы давления возникает высоко в небе вращающийся ветряной вихрь, который может опускаться на землю , такой ветер называется смерч, а на территории Америки его называют торнадо .
Слайд № 40 видео торнадо.
Как вы считаете , чем опасен этот ветер?- Торнадо возникает стихийно, внезапно, несёт огромные разрушения.
В настоящее время для определения скорости ветра используют прибор анемометр.
Слайд № 41 анемометр.
Самые сильные ветры на Земле 104 м/с — зарегистрированы 12.04.1934 на горе Вашингтон (США).
Самое ветреное место на Земле — мыс Денисова, Антарктида, 300 дней в году ветры достигают 89 м/с.
Слайд № 42 гора Вашингт.
Слайд № 43 мыс Дежнёва.
Е) Направление.
Беседа.
Мы подробно охарактеризовали силу ветра, а с направлением мы уже знакомы.
Слайд № 44 Направление.
Скажите, как определить направление сторон горизонта у карты?
- Если встать лицом к карте , то сверху будет север, снизу юг, слева запад, справа восток.
В этом году вы вели календари погоды, в которых каждый день отмечали направление ветра. Ветер называется по той стороне откуда он дует.
Точные измерения ветра производят с помощью прибора анемометра, за направлением ветра следят шары пилоты. Но чаще всего мы пользуемся вот таким прибором, который называется флюгер. Достаю флюгер и по нему всё объясняю.
Слайд № 45 приборы для измерения направления ветра
Беседа по карте, на карте наклеены стрелочки, ребята , куда, будет дуть ветер?
Мы с вами в этом году тоже ведём наблюдение за погодой.
Для каждой местности характерно преобладание своих ветров, их направление может изменяться по временам года.
Слайд № 46 роза ветров.
О направлениях ветра можно узнать по графику, называемому роза ветров.
Розу ветров вы будете строить на следующем уроке.
Итог: Название ветра происходит от стороны горизонта, откуда он дует.
.
О шутках ветра
«В 1608 г. во Франции над местечком Прованс неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду. Почти никто не сомневался в том, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. И многие готовились принять ее. Но вскоре дождь прекратился, «кровавые» капли постепенно испарились, и ни с кем ничего не случилось.
Подобные явления в прошлом веке случались в Западной Европе 25 раз. Выпадали «кровавые» дожди и в нашей стране, в частности в Армении. В XX столетии они наблюдались на территории Франции, Италии, Греции, Турции, Венгрии и многих других государств.
Случались и другие «цветные» дожди, 31 марта 1847 г.вШем б,ери (Франция) прошел «белый» дождь. Аналогичный «молочный» дождь выпал в июне 1956 г. на окраине Киева. Суеверные люди такие дожди часто принимали за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя, то он обычно имеет в своем составе частицы мела и белой глины.
Ветру присущи и другие «шутки».
Однажды в Дании на протяжении 20 минут с неба падали живые раки. В разное время и во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Шотландии и других приморских стран не раз получало даровую «небесную» пищу в виде «дождя» из сельдей.
Бывает, что ветер переносит и иные предметы. Так, в Марокко он разрушил большие склады с пшеницей и, подхватив ее, высыпал на побережье Испании. В другой раз смерч, образовавшийся в море, проходя около Неаполя, захватил и понес с собой корзины с апельсинами. Через несколько минут на достаточно большом расстоянии от места происшествия выпал «дождь» из апельсинов.
Вы, может быть, знаете, что в 1983 г. сильные ураганы пронеслись по Ивановской и некоторым другим областям, принеся разрушения, и что наши люди отважно боролись с этим стихийным явлением».
Значение ветра
Слайд № 48 За какие проделки ветру должно быть стыдно , а чем он мог бы гордиться?
Беседа , размышление ,дополнение учителя.
- Ребята, как вы думаете, какое значение имеет ветер?
-Ветер великий в природе работник.
Слайды № 48-54 –значение ветра.
Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море...
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были только над водной поверхностью:
Взгляни на небосвод -
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.
В. Гюго
-А какое ещё значение имеет ветер?
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин
Ветряная мельница — аэродинамический механизм, использующий энергию ветра, состоящий из колеса с лопастями и передач.
В России ветряные мельницы традиционно использовалась для помола зерна или подъёма воды.
Считается, что ветряная мельница впервые появилась в VII веке в Персии
- Ребята ваши ветерки – игрушки, которые стоят на партах, это ни что иное , как примитивная модель ветряного двигателя.
- Я бы хотела оставить их вам на память о сегодняшнем уроке.
Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.
А знаете ли вы?
В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: «женатый» - на оз. Селигер (стихает на ночь); «мужичий» - северный ветер на Дону; «бабий ветер» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья); «гнилой ветер» - в юго -западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду); «плакун» - западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем); «фен» - районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины); « самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок.
4) Что мы с вами узнали на сегодняшнем уроке?
Беседа.
Слайд № 55 цели урока
5) Закрепление пройденного материала.
Тестирование.
Для того, чтобы выяснить, как вы усвоили сегодняшний урок, мы проведём тестирование.
Слайд № 56 тест
Откройте задание №6 в рабочей карте, выберите правильные ответы.
Выполните проверку.
Слайд № 57 проверка.
Оцените свою работу, поставьте сами себе отметку в рабочую карту по результатам своего теста.
6) Заключение.
Ребята наш урок подошёл к концу , я благодарю вас за хорошую работу.
А своё отношение к сегодняшнему уроку я хочу выразить в стихах.
Слайд № 58 стих на фоне неба и
облаков , под музыку.
Я до синего неба рукой дотянусь
К облакам я ладошкой своей прикоснусь,
Наслаждаясь покоем и светом,
Облаков бело-розовым цветом.
Только небо мое встрепенулось.
Понеслось и обратно вернулось.
Сильным ветром в лицо мне дохнуло
И куда – то опять упорхнуло.
Я с восторгом и трепетной верой ,
Наблюдаю дела атмосферы.
13