СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии для 6 класса по теме: Ветер.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии для 6 класса по теме : Ветер. Презентация.Видеофрагменты.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии для 6 класса по теме: Ветер.»

МБОУ СОШ№4

г.Чаплыгин



ОТКРЫТЫЙ УРОК


по географии


«Ветер»


6 класс






Учитель: Тихомирова М.Н.





2016-2017 учебный год


6 класс

Тема урока : Ветер.

Цели урока.

Образовательные:

  • сформировать представление учащихся о природе ветра,

  • о причинах его возникновения,

  • о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;

  • дать понятие о силе и направлении ветра.

  • показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком.

Развивающие:

  • Продолжить развивать познавательный интерес к предмету у учащихся.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование:

учебник Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг , Н.П. Неклюкова, Рабочие карты для учащихся. Проектор. Компьютер. Атласы . Физическая карта полушарий. Флюгер. Вентилятор. Игрушки ветерки.

Тип урока - комбинированный.

Методы изучения - объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный.

Ход урока


  1. Организационный момент.

На фоне спокойной музыки

Слайд №1 – земной шар.

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас и всех наших гостей на сегодняшнем уроке, который веду я - Марина Николаевна. Мы продолжаем изучение темы: атмосфера. Прослушайте вопрос в стихотворной форме и ответьте на него:


Есть ли дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?


2 Актуализация знаний.


Фронтальный опрос.


- О каком одеяле идёт речь? – о воздушной оболочке Земли - атмосфере.

- Что входит в состав воздуха?- газы азот-78, кислород- 21 и другие газы.

Слайд № 2- состав воздуха - диаграмма.


- А можно ли взвесить воздух?- можно 1м над уровнем моря примерно весит 1кг 300гр.

- Что такое атмосферное давление?- это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

Слайд № 3- давление.


- От чего зависит атмосферное давление? – от высоты местности и температуры воздуха, при подъёме на 10.5 м давление понижается на 1мм.

Тёплый воздух поднимается кверху.

- Перечислите слои атмосферы: - тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера.

Слайд №-4 слои атмосферы.

- Какая оболочка является фабрикой погоды?- тропосфера.

- А что такое погода ? – это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данное время.

- Скажите, а какая сегодня погода?




3 Изучение нового материала.

Внимание на экран




- Мотивация ребята посмотрите фрагмент вашего любимого мультика и скажите, какое атмосферное явление вы там увидели.

Слайд № 5 – мультик


- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? – о ветре.



Прозрачен воздух и бесцветен

Но всё же существует он

Мы чувствуем движенье – ветер

А значить воздух есть и он не - сон.


Ребята сегодня мы с вами будем работать в рабочих картах


Запишите дату и тему сегодняшнего урока: Ветер.

Cлайд № 6—Тема урока.



А) Понятие, что такое ветер? – беседа: Слайд № 7- что такое ветер?


- Ребята, а что такое ветер?

- По каким признакам мы обнаруживаем ветер?

Слайд №- 8 определение ветра.

Записываем определение в тетради: Ветер- это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

Для того, чтобы почувствовать почему возникает ветер я предлагаю вам провести эксперимент. У вас на столах лежат воздушные шары. Давай те их надуем . Надули и держим крепко- теперь отпускаем! Как вы думаете , почему воздух из шарика вырывается с силой?

Ответ : - потому, что в шарике давление воздуха больше , чем в окружающей среде .

А может ли воздух двигаться в обратном направлении?

Ответ : - никогда.

Вот так же и в природе воздух движется из области высокого давления в область низкого.

Допишем наше определение. Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении, из области высокого давления в область низкого.

Слайд № - 9 полное определение


Слайд № 10 1) 760 , 720

2) 740 , 720

Выполните задание № 1 в рабочей карте, покажите стрелочками куда будет двигаться воздух.

Проверьте правильность выполнения Слайд № 11 выпол. задан.




Б) Причины образования бриза.

Беседа.

Работа учащихся с заданием № 2 в рабочей карте на местах, учитель объясняет и дополняет у слайда.

Ребята для того чтобы выяснить, как образуется ветер в природе я предлагаю вам помечтать… Я знаю , что все вы ждете лето, а давайте представим , что лето уже наступило. А что вы любите делать летом больше всего?

Ответ- купаться. Где вы купаетесь? Слайд № 12 дневное море

- вы были когда ни будь на море?- представьте, что вы сейчас находитесь на море, лежите на горячем песке, вас припекает солнышко - но с моря дует что?- прохладный приятный ветер? Почему – потому что суша нагревается быстрее. Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается вверх .Давление над сушей падает. Холодный воздух со стороны водного пространства перетекает на сушу, занимая место поднявшегося вверх тёплого воздуха, так возникает ветер.

Слайд № 13 рисунок №1

без стрелочки и надписи


Ребята перед вами в рабочей карте схема № 1 какое давление над сушей? А какое давление над морем? Куда будет дуть воздух? Почему? Как вы думаете ,какой это будет воздух? Возьмите стрелочки и наклейте нужную стрелочку на схему . Стрелочки из самоклеющейся бумаги.

- Скажите, пожалуйста, какое давление над морем? А какое над сушей?

Приклейте нужные стрелочки? Какие будем клеить стрелочки? ? Такой ветер называется дневным бризом. Подпишите пожалуйста свои схемы - дневной бриз.

Слайд № 14 дневной бриз. Появляется

надпись и красная стрелочка с моря.

- Смотрите, что у нас получилось.

Слайд № 15 ночной берег с шумом моря.


.

А теперь, представьте, что находитесь на берегу моря вечером. Солнышко село , вы купались когда нибудь, вечером? Какая вода ? Как вы думаете, где будет больше давление воздуха? Почему? Куда будет дуть ветер? Какую стрелочку будем наклеивать?

Слайд № 16 рисунок № 2 без подпис

и стрелочки

- Смотрите, что у нас получилось?

Слайд № 17 стрелочка синяя . Ночной бриз.


Мы рассмотрели с вами ветер, который называется – бриз. Давай те попытаемся сформулировать определение, какой же ветер называется бризом?

Слайд № 18 Что такое бриз?


Давайте послушаем , что по этому поводу думает Совунья?

Слайд № 19 – мультик.

Вы согласны с героями мультфильма?

Запишем определение в рабочую карту.

Слайд № 20- определение бриза.

- Бриз- это ветер, который меняет своё направление два раза в сутки.

Молодцы!!!

Слайд № 21- задание № 3.

Выполните задание №-3 в рабочей карте.

Таня и Оля гуляли по набережной, со стороны реки веяло прохладой, в какое время суток гуляли девочки?- днём.


В) Образование муссона.

Самостоятельная работа по заданию № 4 в рабочей карте. Учитель дополняет по слайду и помогает вывести определение.

Слайд № 22 Дальний восток

Тихий океан.


- Ребята, но на нашей планете существуют водоёмы гораздо больше морей, это какие водоёмы? Океаны

- А какие мы с вами знаем океаны, кто покажет, кто самый смелый?

Один из учащихся выходит к карте и показывает океаны.

- Давай те вместе поразмышляем , будет ли отличатся давление между сушей и океаном. А как долго нагревается океан, океан нагревается в течении всего тёплого сезона. Какое давление над сушей-757- а над океаном 759 куда будет дуть ветер?

Слайд № 23 задание №4 рис.

без стрелочки и надписей.

-Летом ветер будет дуть с океана на сушу . А какой это будет ветер?

- Тёплый.

- Какую стрелочку мы будем клеить ? красную.

- Такой ветер называется летним муссоном.

- Подписываем наш рисунок в рабочей карте – летний муссон.

Слайд № 24 летний муссон

Рис.№3. Со стрелкой и под.

- Ребята, посмотрите на наш рисунок №2 в рабочей карте по нему мы будем характеризовать поведение ветра зимой.

Слайд №25- зимний океан.

- А ну- ка скажите, где больше давление? Куда будет дуть ветер?

- А какой это будет ветер? . Холодный

Слайд № 26 рис № 2

- А почему? Океан остывает медленно , а суша быстро и т.д.

-Какую стрелочку будем клеить?

- Как мы подпишем наш ветер?- зимний муссон.

Слайд № 27 рисунок

зимний муссон.

Молодцы.

Какие же ветры называются муссонами? –

Слайд № 28 вопрос.

Давай те посмотрим, что по этому поводу думает Совунья.

Слайд №29 – мультик.

Вы согласны с Совуньей?

Запишем новое определение в рабочую карту.

Слайд № 30 – определение.

Муссон – это ветер, который меняет своё направление два раза в год.

Г) Сравнительная характеристика муссона и бриза.

Беседа по таблице задания № 5 в рабочей карте.



Ребята посмотрите пожалуйста в рабочую карту .

Слайд № 31 таблица срав. харак.

пустая

5 задание мы должны выяснить , чем же схожи бриз и муссон? и чем они отличаются?

Сравнительная характеристика «Муссона и бриза»

Сравниваемые черты

Муссон

Бриз

1. Причины образования



2. Территории, где встречаются.



3. Когда меняют свое направление?



­







Слайд № 32 заполненная таблица.



–Мы очень хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём.

Динамическая пауза.

Слайд № 33 динамическая пауза.

Д) Сила ветра.

Рассказ учителя с элементами беседы.


Ваши глазки отдохнули? А теперь поработаем лёгкими, у вас на столах стоят игрушки- ветерки подуйте на них. Я заметила, что у Сони ветерок вращался быстрее чем у других. Как вы думаете почему?

- Соня дула сильнее, чем все остальные?

Как вы считаете , чем можно охарактеризовать ветер?

Слайд № 34 Чем характеризуется ветер?

- Силой , скоростью.

Слайд № 35 Сила ветра.

Слайд № 36 Адмирал Бофорт.

Это любопытно! (если есть время на уроке).

Френсис Бофорт родился 7 мая 1774 года в Ирландии. С 1805 года командовал военным кораблем. В 1806 году разработал шкалу в 12 баллов (от 0 до 12), которая позволяла определять силу ветра по состоянию водной поверхности и по воздействию на парусное судно. В 1812 году после тяжелого ранения он оставил море и служил гидрографом в британском адмиралтействе. В 1831 году Бофорт подготавливал знаменитое плавание “Бигля”, во время которого его шкала силы ветра была впервые применена официально. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира. В 1846 году Бофорту было присвоено звание контр-адмирала, в 81 год он вышел в отставку. Скончался сэр Фрэнсис Бофорт 17 декабря 1857 года. В его честь названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски. В 1874 году на первой Международной конференции по морской метеорологии, с целью стандартизировать проведение наблюдений было решено, что при отсутствии приборов для измерения ветра силу ветра следует оценивать в баллах по шкале Бофорта. В последующие годы шкала Бофорта уточнялась и изменялась. В современном виде шкала Бофорта была принята мирной Метеорологической Организацией (ВМО) в 1927 году и уточнена в 1939 году.

Ребята у нас в учебнике на форзаце 2 находится шкала Бофорта. Откройтё учебник и посмотрите на неё.

Слайд № 37 шкала из учебника.

Интервал возможных скоростей ветра делится на 12 градаций:

- штиль(0)- полное отсутствие ветра;

- умеренный (4) - 4-5 м/с;

- ураган (12)- 20м/с, в тропических широтах до 60 м/с.



Скажите, как действует ветер на наземные предметы при силе ветра в 0 баллов?- наблюдается штиль.

Слайд № 38 штиль.

А в 6 баллов? – сильный ветер.

Слайд № 39 шторм.

Что характерно для 12 бального ветра ? Как такой ветер называется?- ураган.

Ребята иногда из-за разницы давления возникает высоко в небе вращающийся ветряной вихрь, который может опускаться на землю , такой ветер называется смерч, а на территории Америки его называют торнадо .

Слайд № 40 видео торнадо.

Как вы считаете , чем опасен этот ветер?- Торнадо возникает стихийно, внезапно, несёт огромные разрушения.

В настоящее время для определения скорости ветра используют прибор анемометр.

Слайд № 41 анемометр.



Самые сильные ветры на Земле 104 м/с — зарегистрированы 12.04.1934 на горе Вашингтон (США).

Самое ветреное место на Земле — мыс Денисова, Антарктида, 300 дней в году ветры достигают 89 м/с.

Слайд № 42 гора Вашингт.

Слайд № 43 мыс Дежнёва.

Е) Направление.

Беседа.

Мы подробно охарактеризовали силу ветра, а с направлением мы уже знакомы.

Слайд № 44 Направление.

Скажите, как определить направление сторон горизонта у карты?

- Если встать лицом к карте , то сверху будет север, снизу юг, слева запад, справа восток.

В этом году вы вели календари погоды, в которых каждый день отмечали направление ветра. Ветер называется по той стороне откуда он дует.

Точные измерения ветра производят с помощью прибора анемометра, за направлением ветра следят шары пилоты. Но чаще всего мы пользуемся вот таким прибором, который называется флюгер. Достаю флюгер и по нему всё объясняю.

Слайд № 45 приборы для измерения направления ветра



Беседа по карте, на карте наклеены стрелочки, ребята , куда, будет дуть ветер?

Мы с вами в этом году тоже ведём наблюдение за погодой.

Для каждой местности характерно преобладание своих ветров, их направление может изменяться по временам года.

Слайд № 46 роза ветров.

О направлениях ветра можно узнать по графику, называемому роза ветров.

Розу ветров вы будете строить на следующем уроке.

Итог: Название ветра происходит от стороны горизонта, откуда он дует.

.

О шутках ветра

«В 1608 г. во Франции над местечком Прованс неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду. Почти никто не сомневался в том, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. И многие готовились принять ее. Но вскоре дождь прекратился, «кровавые» капли постепенно испарились, и ни с кем ничего не случилось.

Подобные явления в прошлом веке случались в Западной Европе 25 раз. Выпадали «кровавые» дожди и в нашей стране, в частности в Армении. В XX столетии они наблюдались на территории Франции, Италии, Греции, Турции, Венгрии и многих других государств.

Случались и другие «цветные» дожди, 31 марта 1847 г.вШем б,ери (Франция) прошел «белый» дождь. Аналогичный «молочный» дождь выпал в июне 1956 г. на окраине Киева. Суеверные люди такие дожди часто принимали за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя, то он обычно имеет в своем составе частицы мела и белой глины.

Ветру присущи и другие «шутки».

Однажды в Дании на протяжении 20 минут с неба падали живые раки. В разное время и во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Шотландии и других приморских стран не раз получало даровую «небесную» пищу в виде «дождя» из сельдей.

Бывает, что ветер переносит и иные предметы. Так, в Марокко он разрушил большие склады с пшеницей и, подхватив ее, высыпал на побережье Испании. В другой раз смерч, образовавшийся в море, проходя около Неаполя, захватил и понес с собой корзины с апельсинами. Через несколько минут на достаточно большом расстоянии от места происшествия выпал «дождь» из апельсинов.

Вы, может быть, знаете, что в 1983 г. сильные ураганы пронеслись по Ивановской и некоторым другим областям, принеся разрушения, и что наши люди отважно боролись с этим стихийным явлением».

Значение ветра

Слайд № 48 За какие проделки ветру должно быть стыдно , а чем он мог бы гордиться?

Беседа , размышление ,дополнение учителя.

- Ребята, как вы думаете, какое значение имеет ветер?

-Ветер великий в природе работник.

Слайды № 48-54 –значение ветра.

Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод -

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам, и

Громоздят они причудливые формы.

В. Гюго

-А какое ещё значение имеет ветер?

  • Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

  • Ещё в давние времена люди использовали силу ветра

Ветряная мельница — аэродинамический механизм, использующий энергию ветра, состоящий из колеса с лопастями и передач.

В России ветряные мельницы традиционно использовалась для помола зерна или подъёма воды.

Считается, что ветряная мельница впервые появилась в VII веке в Персии


- Ребята ваши ветерки – игрушки, которые стоят на партах, это ни что иное , как примитивная модель ветряного двигателя.

- Я бы хотела оставить их вам на память о сегодняшнем уроке.

  • Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

  • Ветер «съедает» горы, сглаживает их.

Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.


А знаете ли вы?

В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: «женатый» - на оз. Селигер (стихает на ночь); «мужичий» - северный ветер на Дону; «бабий ветер» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья); «гнилой ветер» - в юго -западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду); «плакун» - западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем); «фен» - районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины); « самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок.





4) Что мы с вами узнали на сегодняшнем уроке?

Беседа.

Слайд № 55 цели урока

5) Закрепление пройденного материала.

Тестирование.

Для того, чтобы выяснить, как вы усвоили сегодняшний урок, мы проведём тестирование.

Слайд № 56 тест

Откройте задание №6 в рабочей карте, выберите правильные ответы.

Выполните проверку.

Слайд № 57 проверка.

Оцените свою работу, поставьте сами себе отметку в рабочую карту по результатам своего теста.

6) Заключение.

Ребята наш урок подошёл к концу , я благодарю вас за хорошую работу.

А своё отношение к сегодняшнему уроку я хочу выразить в стихах.



Слайд № 58 стих на фоне неба и

облаков , под музыку.

Я до синего неба рукой дотянусь

К облакам я ладошкой своей прикоснусь,

Наслаждаясь покоем и светом,

Облаков бело-розовым цветом.

Только небо мое встрепенулось.

Понеслось и обратно вернулось.

Сильным ветром в лицо мне дохнуло

И куда – то опять упорхнуло.

Я с восторгом и трепетной верой ,

Наблюдаю дела атмосферы.



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!