II. Объяснение нового материала: | – Давайте представим, что мы с вами сегодня не в кабинете информатики, а в ШТАБ-КВАРТИРЕ, где проходит подготовка агентов-шифровальщиков. Мы с вами на время станем секретными агентами. – А кто такие секретные агенты и чем они занимаются? – Как же передать секретную информацию? – Агентами сразу же не становятся, вот и мы должны пройти курс подготовки. -А кто из вас поможет нам расшифровать тему нашего урока? (детям даю карточки с одной стороны числа, а с другой буквы) Что бы узнать тему нашего урока вы должны правильно распределить числа: 1 слово 80, 7, 70, 12, 59, 7, 50, 22, 39, 12, 35 2 слово 95, 10, 90, 16, 81, 25, 77, 64, 95, 95 -Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию. -Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? - Кодирование – это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом, смысл сообщения не изменяется. Кодирование – это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла. Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные. Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о пяти шариках. Графические данные о шариках | Текстовые данные о шариках | Числовые данные о шариках | ••••• | пять шариков | 5 | | -Добывают секретную информацию и передают... -Информацию нужно зашифровать. Кодирование информации -Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе. | |
| С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей. (рассмотреть команды светофора). Но иногда при передачи секретных сообщений информацию кодируют по специальному алгоритму, коду, так, чтобы человек, который не знает этого алгоритма, не сумел понять сообщение. Такое кодирование называют шифрованием. – Например: буквы алфавита соответствуют пляшущим человечкам, различным фигурам, предметам, флажкам – Существует много разных видов шифрования. И вы каждый сам можете составить свой код и писать с его помощью секретные записки. | | |
III. Компьютерный практикум. Самостоятельная работа. | Игра «Кодировщик» – А сейчас вам, как опытным агентам предстоит заняться шифрованием за компьютером. – Прежде, чем сесть за компьютеры, посмотрите какие клавиши нам помогут выполнить шифровку. | -Клавиша ввода, курсор, клавиши с цифрами. Каждый ребёнок придумывает и зашифровывает слово на основании кодировочной таблицы, которое должен декодировать сосед по парте. | Приложение 1 |