СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории. Начало Великой отечественной войны.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и  задачи  урока:

  • охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
  • выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны
  • привести примеры мужества и героизма советских воинов
  • проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны
  • учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории. Начало Великой отечественной войны.»

Открытый урок по истории

Тема урока: « Начало Великой отечественной войны».

Цели и задачи урока:

  • охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

  • выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны

  • привести примеры мужества и героизма советских воинов

  • проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны

  • учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы

  • воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом

Методы урока

По источнику передачи и восприятию информации:

  • - словесно-наглядный;

  • - практический.

По степени самостоятельности мышления:

  • - проблемный;

  • - поисковый.

Формы урока

  • индивидуальная,

  • парная,

  • фронтальная.

Основные знания:

  • ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.

Оборудование:

компьютер с проектором; кадры военной кинохроники ; аудиозапись военных лет; карта военных действий.

Объем учебного времени : 45 минут.

Тип урока: комбинированный

Основные события урока:

  • 22 июня 1941 г. – начало ВОВ.

  • Московская битва:

  • Оборонительный этап- 30 сентября – 5 декабря 1941 гг.

  • 30 сентября 1941 г. – генеральное наступление на Москву группой армий “Центр”.

  • Наступательный этап- 5 декабря 1941 г.-20 апреля 1942 гг.

  • 8 сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Добрый день. Присаживайтесь. Давайте начнем нашу работу.

II. Актуализация опорных знаний по теме.

Перед вами на столе лежат тесты. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число ____, и выполните тест. Для выполнения у вас 5 минут.

III. Основная часть.

  1. Постановка проблемных вопросов.

1. Существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию?

2. Была ли наша страна готова к войне?

3. Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

4. И главный вопрос Могли быть иной исход начала войны?

Мы все с вами знаем, что история не имеет сослагательного наклонения. Но чтобы иметь мнение о том или ином событии, нужно знать все события и факты этого события. Итак, давайте найдем ответы на поставленные вопросы.

Война, которая длилась 1418 дней.

5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. План «Барбаросса» - это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на молниеносную войну». Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев. 
Этот план основывался на наступлении в трех направлениях: Каких?

  • группа «Север» - на Ленинград

  • группа армий «Центр» - на Москву

  • группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении.

По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.

Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.

Перед вами лежат документы. Прочтите и ответьте на вопрос:

1. Знал ли Сталин о планах Германии и какие действия он предпринимал? (Ответы студентов).

2. Почему Сталин не перешел к решительным действиям?

3. Так была ли угроза нападения Германии на СССР?

К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику. Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию.

Советские войска, находились в приграничных районах. Определите соотношение сил. Для этого просмотрите имеющиеся у вас таблицы.

Давайте сделаем вывод. (Учащиеся обобщают информацию)

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Однако война началась ранним утром 22 июня 1941 года бомбардировкой с воздуха и одновременным наступлением сухопутных войск фашистской Германии. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, мирным городам.

(Ученики смотрят микрофильмы о начале Великой Отечественной войне).

Если в численном составе и техническом мы не сильно уступали Германии, тогда давайте определим другие причины поражения Красной Армии впервые месяцы войны.

Исследовав документы, скажите, что было с командным составом? (Ответы студентов)

Отсюда можно сделать вывод, что армия была на половину обезглавлена, не хватало командного состава. Поэтому в первые месяцы войны студенты военных училищ заканчивали месячные курсы и уходили на фронт.

Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои.

- Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П.М.Гаврилова, (фото). Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.

На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».

(На экране появляется надпись).

Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.

Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.

А сколько еще было таких безымянных, никому неизвестных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро, но они первые стояли насмерть.

Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.

Впервые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомандующим.

В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:

  • расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен;

  • их семьи арестовывать;

  • части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;

  • создать заградительные отряды, расстреливающие отступающих;

  • разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага;

Почему Сталин издал такие указы?

Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось. В сентябре под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало 650 тысяч человек. Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю.

На Ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась??? 900 дней.

Наиболее удачными были бои под Смоленском, длившиеся два месяца. Немцам нанесли первый контрудар под Ельней. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением.

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. (Видео запись ). В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название ???? «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23.Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

-Какое значение имела победа под Москвой? (Работа с учебником)

2. Рефлексия.

Как вы считаете, могли быть иным исход первых дней войны?

У вас есть шарики двух цветов:

Да, я считаю, что исход мог быть иным

Нет, все было сделано правильно.

И обоснуйте свой ответ.

IV. Выставление оценок и подведение итогов.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!