СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории на тему «Начало Великой Отечественной войны»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

 -3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

    Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории на тему «Начало Великой Отечественной войны»»

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»

   Цели урока:

1. Образовательные:

 - познакомить  учащихся с трагическими событиями в начале войны;

 - сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;

 - раскрыть причины неудач  Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

2. Воспитательные:

 - уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;

- охарактеризовать героизм советских людей;

- воспитывать патриотизм.

3.Развивающие:

- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать , оценивать.

Методы:

        По источнику передачи и восприятию информации:

- словесно-наглядный;

- практический.

        По степени самостоятельности мышления:

- проблемный;

- поисковый.

Формы работы:

- индивидуальная, парная, фронтальная.

Основные знания:

ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.

Оборудование: 

компьютер с проектором; кадры военной кинохроники; аудиозапись военных лет; карта военных действий.

Объем учебного времени: 45 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.                         

       План:

  1. Трагическое начало.

  2. План Барбаросса.

  3. Соотношение сил.

  4. Мобилизация.

  5. Создание ГКО.

  6. Оборонительные сражения Красной Армии.

  7. Причины поражения Красной Армии.

  8. Битва за Москву.

  9. Контрнаступление советских войск под Москвой.

  10. Блокада Ленинграда.

  1. Организационный момент.  

1.1. Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»:

1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

а) Западная Белоруссия;

б) Западная Украина;

в) Бессарабия;

г) Варшавское королевство;

1.2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии;

б) договор с Германией;

в) война с Финляндией;

1.3. На какие годы пришлась «полоса признания» Советской власти?

    а) 1917-1919г.г.

    б) 1919-1923г.г.

    в) 1924-1927г.г.

    г) 1929-1933г.г.

1.4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?

а) на Францию;

б) на Чехословакию;

 в) на Англию;

г) на Польшу    

1.5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

а) «Ост»;

б) «Вест»;

г) «Барбаросса»

1.6. В каком году был разработан план войны против СССР (план «Барбаросса») ?

а) 1940 г.;

б) 1937 г.;

в) 1941 г.

1.7. Когда был образован СССР?

а) 7 ноября 1917;

б) 30 декабря 1922 г.;

в) 1 сентября 1939 г.

1.8. Годы советско-финляндской войны:

а) ноябрь 1939-март 1940г.;

б) май 1918-ноябрь 1920;

в) 1912-1917 г.

1.9. Принятие СССР в Лигу Наций:

а) 1939 г.;

б) 1934 г.;

в) 1940 г..

1.10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

в) заключение пакта о ненападении.

Ключи к тестам:

1. а,б                           6. а

2. б                              7. б

3. в                              8. а

4. г                              9. б

5. г                              10. в

Оценивание тестов: «5» - 9-10; «4»- 7-8; «3»- 4-6; «2»- 0-3. 

  Рассказ учителя:  Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

 -3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

    Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

2. Мотивация.

Учитель: Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

Такою всё дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.  

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

« Начало Великой Отечественной войны».

- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов.

-Прослушивание записи.

 Работа с документом.

-Учебник страница 212.

-Ответы на вопросы.

 (Все Отечество, независимо от возраста, пола ,национальности, поднялось на эту войну).

- В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Уходили на фронт и жители края.

Сообщение о мобилизации. На фоне песни «Священная война».

-22 июня 1941 года было воскресным днём. В 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. В стране была объявлена мобилизация. У военкоматов и  призывных пунктов стояли очереди из числа желающих идти на фронт.

-23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный , Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана  Ставка главного командования (слайд фото Ставки). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников  (слайд советских военачальников).

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен  Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО - Государственный Комитет Обороны, созданный 30 июня.

Словарная работа.

Работа с новыми определениями:

-Блицкриг - молниеносная война (6-8 недель);

-мобилизация - перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

 План «Барбаросса» (слайд).

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.

Работа по настенной карте «Великая Отечественная война Советского Союза». Работа по  карте три направления, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск.

 -Три мощные группы германских армий двинулись на восток. Группа «Север» - на Ленинград,; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.

 Соотношение сил. 

- Посмотрите на экран. Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны». (Таблица и дополнительная информация на слайде).


        Германия, её союзники

            СССР

Солдаты и офицеры

           190 дивизий

       170 дивизий

Танки

         4,3 тыс.

        9,2 тыс.

Самолеты

         5 тыс.

        8,5 тыс.

Орудия и минометы

         48 тыс.

         47 тыс.

За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии.  Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков.  Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения  вглубь страны, наступление  постепенно замедлялось. 

- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?

(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне). 

     

3. Работа с учебником.

- В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?

- Какова цена первых поражений СССР в войне?

-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

4. Рассказ учителя.

Битва за Москву.

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. (Видеозапись). В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов  приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23.Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К  середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

- Беседа по вопросам:

-Какое значение имела победа под Москвой?

-Учебник  стр. 215.  

(Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был  развеян миф о непобедимости германской армии: победа над Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь – это победа солдата, воина. Это победа талантливых полководцев. Это победа тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, лечил и одевал фронтовиков.

-Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.)

        

 - Запись  в  тетради  основные  события  битвы  за  Москву (Слайд)

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»;

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап;

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап

Блокада Ленинграда (слайд).

- В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.

- Просмотр видео Блокадный Ленинград  (слайд)

- Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд    ). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.

5. Закрепление.

Тест. (Слайд)

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

6. Итог урока

- Итак,  перед  вами  в  начале  урока  был  поставлен  проблемный  вопрос. (Слайд    )

Почему  Красная  Армия  потерпела  поражение  в  начале  войны? (Слайд        )

-Просчеты  Сталина  и  его  окружения  в  оценке  военной  обстановки  и  сроках  начала  войны.

-Переоценка  значения  советско-германского  договора  о  ненападении.

-Войска  не  были  приведены  в  боевую  готовность.

-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

-Отсутствие стратегии ведения отступления.

- Превосходство  гитлеровцев  в  живой  силе  и  технике  на  решающих  направлениях.

7. Рефлексия (Слайд №20)

 Д/з  - п. 29  

Объявление оценок за работу на уроке.

8. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. Для всех:    Прочитать соответствующий параграф учебника(29); ответить на      вопросы;

  2. Исследовательская работа: Подготовить сообщения  « Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

                                                                 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!