СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории в 5 классе по теме: « Повторительно – обобщающий урок по теме « Древняя Греция»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории в 5 классе по теме: « Повторительно – обобщающий урок по теме « Древняя Греция»»

Открытый урок по истории в  5 классе по теме: « Повторительно – обобщающий урок по  теме « Древняя Греция»

Цели:        обучающие:

         - обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;

        - выявить пробелы в знаниях;

        Развивающие:

        -  развивать навык самостоятельной и групповой  работы;

        - умение работать с различными источниками информации;

        - умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

        Воспитательные:

        - воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

        - творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил;

Задачи урока:

         - показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру;

        - помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с изображением богов и памятниками архитектуры Древней Греции, разрезанная картинка, на которой написаны термины

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урокаигра – путешествие « Виртуальная экскурсия»

                                        Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

  2. Сообщение темы и целей урока.

 - На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема нашего сегодняшнего урока –«Повторение и обобщение знаний по Древней Греции». Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? ( мнения ребят) .

 - Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цели нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.

 - Сегодня мы совершим  экскурсию, путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на две команды. Первая « Одиссея», вторая « Илада». Почему я решила выбрать такие названия? И мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

 - Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так  и в группе, поэтому работайте активно.

Я приглашаю всех вас вновь

Перелистать истории страницы.

И сквозь века, промчавшись унести,

Под грохот быстрой колесницы.

Согласны ли проверить знания свои,

Которые на уроках получили?

Тогда скорее в путь, друзья!

3. Обобщение и систематизация знаний.


  1. Работа с картой.

Посмотрите на карту перед вами. Вам дается 3-4 мин. Чтобы вы запомнили как можно больше колоний древних греков по всем 3 направлениям колонизации: северо-западное Средиземноморье, Черное море и сев. Африка.

Каждой команде дается большая карта и задание обозначить как можно больше городов по 1 направлению.

Команда «Олимпийцы» проверяют все карты.

2 «Визитка»

Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции. Сейчас вы выступите в роли туроператора. Это такие люди, которые рассказывают желающим отдохнуть о какой – либо стране. Вам нужно пригласить на экскурсию, рассказав о том, что услышат экскурсанты на вашей экскурсией. Рассказать так, чтобы им захотелось сходить на эту экскурсию и послушать ее полностью. Сейчас я вам раздам карточки с изображением Древней Греции. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена,. О том, что нарисовано на картинках и составить рассказ, используя всех участников группы.

3. «Волшебный мешочек»

По предметам на ощупь в мешочке определить кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся.


- Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, ног и назвать покровителем чего он являлся.

1) Колесница, орёл, молния. ( Зевс – бог грома и молнии)

2) Меч, шлем, копьё ( Арес – бог войны)

3) Трезубец. Дельфин ( Посейдон – бог моря)

4) Зеркальце, золотое яблоко ( Афродита – богиня любви и красоты)

5) Олень, стрела, колчан со стрелами ( Артемида – богиня охоты)

6) Семейный очаг, корона, узы брака ( Гера – покровительница семейного очага)

7) Трёхглавый пёс, колесница ( Аид – бог подземного царства)

8) Кифара, лавровый венок ( Аполлон – бог покровитель искусства)

9) Виноградная гроздь ( Дионис – бог виноделия)

10) Колосок пшеницы ( Деметра – богиня плодородия)

11) Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева ( Афина – богиня мудрости и справедливости)

12) Волшебные сандалии ( Гермес – вестник богов)


4. « Личность в истории».

- Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова и какой вклад он внёс в развитие страны. Если вы сумеете назвать и историческое лицо и тот вклад, который он внёс в развитие истории своей страны, то получите 2 балла. Если ваш ответ будет неполным, то сможете принести в копилку своей команды – 1 балл.

1) « …афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» ( Эгей)

2) « Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» ( Дедал)

3) « Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» ( Афродита)

4) « О владыка морей» Отец мой! Пусть Одиссей никогда не увидит Отчизны. Если же волею судьбы он достигнет Итаки, пусть возвратится один, на чужом корабле и несчастье найдёт в своём доме» ( Полифем, циклоп)

5) « Мать чёрная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы.

Рабыня раньше, а теперь свободная…» ( Солон)

6) « Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза и станет победителем?» ( Милон)


5. Задачки по истории Древней Греции


1. Какая битва произошла раньше Марафонская (480 г.до н.э.) или битва при Каннах (216 г.до н.э.)? На сколько? Ответ: Марафонская битва.


  1. Сколько лет прошло со времени Первый олимпийских игр? 2797 года.



  1. Черный ящик.

Задание 1.

История использование этого насчитывает не одно тысячелетие. Ученые-археологи и энологи, кстати, до сих пор не могут дать однозначных ответов на традиционные вопросы: «Кто, где, когда?» Но, согласно последним данным, 10 000 лет тому люди уже знали, что это такое. При раскопках ученые добыли черепки глиняных амфор предположительно с остатками этого. Примерно 3 000 лет тому в Греции винная культура уже утвердилась. История вина здесь началась Крита и Кипра, Самоса и Лесбоса –из этих местностей был наиболее ценен. Одними из самых известных погребов времен античности были погреба Скоруса. В этих погребах хранилось около 300 тыс. амфор, которые были наполнены продуктами этого (таких всего было около 195 видов).

Задание 2

Это давили ногами (с помощью дробилок на деревянных сандалиях), каменными или деревянными ступами, каменными жерновами, а также прессами.

Это в античности было практически везде - и в еде, и для ее приготовления, и для производства лекарств и косметики, и для гигиены этим чищали свои тела спортсмены после тренировок - его намазывали на себя, а затем соскабливали вместе с грязью и потом).

Его использовалось также и в качестве топлива в лампах, и в религиозных ритуалах, и для массажа, и в качестве универсальной смазки, и даже - его назначали пить "для здоровья" в чистом виде.

Задание 3

В Олимпии это были только частью пятиборья и как самостоятельные состязания не практиковались. Из всех видов греков интересовала только длина. Им нужна была яма с песком, называемая скамма, которая достигала в длину 6 м. Если по отпечаткам ног, оставшихся на песке, устанавливали, что одна нога ступила впереди другой, тогда не засчитывалось. Измеряли веревкой. И пользовались дополнительными предметам вес их было от 1,5 до 4,5 кг. Это позволяло им «лететь» до 6-7 м.

Задание 4.

Это появилось позже указанных там событий, но раньше 6 в до. Н. э.

Это предмет связан с Троей или как греки называли Иллионом. Он был разделен на 24 части по числу греческого алфавита. Благодаря тому, что Генрих Шлиман верил в этом, он смог сделать сенсационную находку.


7 Переводчик.

Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык

Цель:

- НА этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл.


Демос

Простой народ

Ареопаг

Совет знати

Архонты

Правители

Долговой камень

Камень, установленный на земле должника

Демократия

Власть народа

Илоты

Рабы

Лаконичная речь

Краткая

Пираты

Морские разбойники

Полис

Город – государство

Атлет

Участник состязаний

Ипподром

Место для проведения конных соревнований



Амфора

Сосуд для вина с маслом или вином



Триера

Мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел




8 Объяснить смысл высказываний

1. Ахиллесова пята. ахиллесова пята" издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека
2. Нить Ариадны. средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить
3. Яблоко раздора. Предмет, из-за которого начинается ссора.

4. Лаконичная речь. Историческая область в южной части Греции.

9. (Работа по карте)

  1. Где находится самая высокая гора Олимп?

  2. Какими морями омывается Греция?

  3. Покажите самый большой остров

  4. Какой город является современной столицей Греции?

  5. На какие части разделена Греция?

  6. Какой полуостров считается Южной Грецией?

  7. Где находится город Спарта?

  8. Где находится Греция?

Подведение итогов игры.

Наша встреча подошла к завершению.  Настало время подводить итоги, но перед  награждением победителей проведем рефлексию. У каждого участника есть кораблик. Закрасьте зеленым цветом парус корабля, если вам на уроке было интересно. Если нет – закрасьте серым цветом.









































Фамилия

Мои ответы для команды

№ 1

№2

№3

№ 4

№5

№ 6

№ 7

№ 8

№9




















Фамилия

Мои ответы для команды

№ 1

№2

№3

№ 4

№5

№ 6

№ 7

№ 8

№9




















Фамилия

Мои ответы для команды

№ 1

№2

№3

№ 4

№5

№ 6

№ 7

№ 8

№9




















Фамилия

Мои ответы для команды

№ 1

№2

№3

№ 4

№5

№ 6

№ 7

№ 8

№9




















Фамилия

Мои ответы для команды

№ 1

№2

№3

№ 4

№5

№ 6

№ 7

№ 8

№9




















Фамилия

Мои ответы для команды

№ 1

№2

№3

№ 4

№5

№ 6

№ 7

№ 8

№9




















Фамилия

Мои ответы для команды

№ 1

№2

№3

№ 4

№5

№ 6

№ 7

№ 8

№9





















8