МБОУ «Сунчелеевская СОШ имени ак. Н.Т. Саврукова»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект урока ИЗО в чувашском стиле
по теме: «Узоры, которые создали люди.
Украшение варежки»
1 класс
Учитель: Михайлова О.И.
С. Сунчелеево
2016 г.
Тема урока: «Узоры, которые создали люди. Украшение варежки в чувашском стиле». 1 класс.
Цели урока: дать представление об узорах ,которые создавали люди (орнаменте), рассмотреть виды орнамента (растительный, животный, геометрический, смешанный, национальный ); научить использовать орнамент в украшение варежек, работая в паре.
Задачи: 1) обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой
2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда
3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД
Планируемые результаты: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков; развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства; умение работать в группе.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование для учеников:
Шаблон варежки
Конверт с узорами
Ход урока
I этап.Мотивация к деятельности.
1.Организационный момент.
Добрый день. Ребята, сегодня у нас необычный урок т.к. к нам пришли гости. Повернитесь, посмотрите на них, улыбнитесь, а теперь посмотрите друг на друга улыбнитесь и тихонечко садитесь. Ноги вместе.
Руки на месте.
Спина прямая .
Локти у края.
2.Сообщение темы и цели урока.
Cейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете определить тему нашего урока.
Не боюсь морозца я-
Есть две шубки у меня.
Согревают две сестрички,
А зовут их………..
Назовите отгадку.( рукавички)
– Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки). А как называются они по-чувашски?(алса).
А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек? (Зимой).
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? ( о варежке.)
Правильно. Тема нашего урока: «Узоры, которые создали люди. Украшаем варежку».
Сегодня вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных варежек. А еще наш урок будет посвящен очень интересному и необычному миру - миру орнамента.
IIэтап. Учебно-познавательная деятельность.
1. Беседа.
– Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных варежки. Посмотрите, какие разные варежки я нашла в волшебном сундучке. (Учитель показывает образцы варежек, среди которых одна пара без узоров).Какая из них вам понравилась больше всего? Почему? Я обратила внимание, никто из вас не назвал белые варежки. Почему? Что нужно сделать, чтобы варежки стали нарядными? Для того чтобы наши варежки были нарядными и красивыми их украшают узорами.
А откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было ни красочных журналов, книг, телевидения?
А что же им помогала создавать узоры?
Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Кто же им помогал создавать узоры?
Вывод: природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры.
Молодцы!
Физминутка для глаз:
2. Объяснение нового материала.
Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент.
Прочитайте это слово. Обратите внимание на то, как оно пишется и произносится. Слово орнамент – словарное слово, запомните его правописание. (слайд 4)
Слово орнамент в переводе с латинского языка означает «украшение». Орнаментом называют узор, состоящий из повторяющихся элементов. Им украшают одежду, платки, пояса, посуду, мебель. Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Чувашские мастерицы наблюдали за окружающим миром и создавали свои удивительные орнаменты. Орнамент оживляет вещи, делает их более яркими и красивыми. Кроме того, он служил оберегом – защитой от злых сил. Немного поговорим о истории чувашских узорах и их цветах, чтобы мы их помнили и знали для нас выпустили вот такой журнал, который называется «Азбука чувашских орнаментов и эмблем». У чуваш преобладают такие цвета как : белый- чистота, красный – свобода, жёлтый – теплота.
Виды орнамента
Существует несколько видов орнаментов. Мы познакомимся с некоторыми из них.
Растительный орнамент (слайд 5)
Какие узоры вы видите ( орнамент.)
Из каких элементов они состоят? (стебель, листья, ягоды, плоды)
А как называется данный вид орнамента? Правильно, перед вами растительный орнамент.
При создании растительного орнамента используют изображение частей растений: листьев, цветов, веток, плодов.
Животный орнамент( слайд 6)
Перед вами следующий вид орнамента. Из каких элементов состоят эти орнаменты?
А как называется данный вид орнамент?
Правильно, перед вами животный орнамент.
Он включает изображения реальных и или фантастических животных. Декоративные изображения птиц, насекомых и рыб также относятся к этому виду орнамента.
Геометрический орнамент (слайд 7)
Перед вами орнаменты.
Из каких элементов они состоят?
А вы догадались, как называются этот вид орнамента?
Правильно, перед вами геометрический орнамент. Он состоит из точек, линий и фигур.
Смешанный орнамент (слайд 8)
Но бывают и смешанные орнаменты.
Они включают сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
Физминутка. «Две руки». слайд 9).
– А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, скатерти, полотенца чувашские мастерицы (слайд 10).
Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками.
IIIэтап. Практическая работа в группах.
1. Сообщение плана работы.
– А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке?
Из чего мы сможем сделать варежку? (из альбомного листа) А как выполнить работу, чтобы она получилась быстрее? ( в паре) Варежки тоже ведь покупают или вяжут парами.
Вы будете работать в парах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в паре.
Правила работы в паре (слайд 11)
1. Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с другом.
3. Умей договариваться.
4. Помогай другу.
2. Украшение варежки.
Перед вами стоит такая задача: вы изготавливаете одну пару варежек на двоих (слайд 12).Если одна варежка выглядит так, то другая варежка должна выглядеть таким образом. А чем они отличаются?
(один варежек одевается на левую руку, а другой - на правую)
А как проверить получилась ли у вас правильная пара?
Работаем в группах..
3. Изготовление и украшение варежки (продолжение)
А сейчас я вам предлагаю стать мастерами своих уникальных варежек. У вас в конверте геометрический мотив чувашских узоров. Перед вами лежит альбомный лист с изображением варежки. (Фон у всех варежек будет белым).
Помним, что вы должны осторожно и аккуратно работать с клеем..
Желаю вам творческого вдохновения!
Вы же, ребята, сами сказали, что без узоров варежка нравится не всем, поэтому перед вами стоит другая задача: украсить вашу пару варежек орнаментом, не забывая про то, что ваши варежки должны быть одинаковыми (слайд 12).
1. Рассмотрите различные орнаменты.
2. Выберите нужный вам орнамент.
3. Посоветуйтесь друг с другом, как лучше его расположить на варежке; посмотрите, подходят ли они по цвету друг другу.
4. Теперь можно орнаменты перенести на варежку.
Но прежде чем заклеивать узоры, нам нужно вспомнить правило работы с клеем.
Загадка: С помощью чего можно соединить две половинки,
если нет ни гвоздя, ни молотка? (клей)
Правила работы с клеем.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Необходимо наносить клей ровным слоем на обе склеиваемые поверхности.
4. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
5.После работы клей плотно закройте, уберите.
Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль.
Организация рабочего места:
После работы не оставляем мусор
Излишки клея убираем салфеткой;
После работы убираем свое рабочее место.
IVэтап. Оценка результатов деятельности.
(Все работы вывешиваются на доске)
Ребята, какие красивые варежки у вас получились.
Видите, как важно уметь работать в паре. А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы подарили свои варежки?
Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:
1) составляют ли ваши варежки пару;
2) одинаковые ли получились узоры;
3) аккуратна ли ваша работа.
На обратной стороне вашей варежки покажите, как вы оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуете два сердечка. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте одно сердечко.
Сложите свои чудесные варежки в наш волшебный сундучок.
Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы (слайд 13)
V этап.Рефлексия.
Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуете два сердечка. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте одно сердечко.
Сложите свои чудесные варежки в наш волшебный сундучок.
Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы (слайд 13)