Цели деятельности педагога | - познакомить учащихся со свойствами цвета ; - дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни¬тельного цвета; - холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; - развивать творческую фантазию. формировать умения наносить цветовые пятна, путем оттиска различных подручных средств. - развивать умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму; логическое мышление; внимание; аккуратность. - научить получать новые цвета через смешивание красок; - воспитывать художественный вкус; |
I. Организационный | - Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! - Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? - Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира. - Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни? |
II. Изучение нового материала | - Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. «Живопись» означает «писать жизнь, писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым . - Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерыв¬ный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, го-лубой, синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто-зеленый незаметно переходит в зеленый и т. д. 2.Свойства цвета. - Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать дру¬гую его часть. Это явление называется избирательным поглощени¬ем. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спек¬тра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть че¬рез красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом). Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спек¬тре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фио¬летовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»). 3. Основные понятия в цветоведении. - Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или тем¬но-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, ха¬рактеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - си¬не-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне¬сены то к теплым, то к холодным. |
III. Творческая практическая деятельность | 1) рисование картошкой учитель берет из корзинки картошку. – какой странный предмет лежит в корзине? он нам совсем не нужен. попробуйте угадать: кругла, рассыпчата, бела. на стол она с полей пришла. ты посоли её немножко ведь правда вкусная …..(картошка)? – следует говорить : картофель.– попробуйте сами оставить след на бумаге с помощью половинки картофеля. (дети с помощью кисти и палитры наносят на срез картофеля краску и делают оттиски на бумаге.) 2) рисование спичечными коробками учитель достает из корзинки спичечный коробок. (удивляется.) – а для чего он нужен? да еще пустой. почему карандаш убрал из него спички? (повторение правил пожарной безопасности.) – как вы думаете, что нужно для рисования спичечным коробком? (палитра , развести 1 цвет.) – как будете им рисовать? – кто хочет попробовать? (ученик по желанию выходит к доске.) – какие геометрические фигуры вы обнаружили, заметили? (несколько учеников показывают варианты штампов.) – все пробуют выполнить несколько вариантов штампов. 3) рисование смятой бумагой. – возьмите лист бумаги. сожмите в кулачок. попробуйте сделать оттиск смятой бумагой. вывод: – какими же предметами можно рисовать? логическое упражнение: (загадка от карандаша.) учитель показывает лист с композицией оттисков. – от каких предметов остались следы. и так, корзинка почти пуста. |