СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ИЗО в 5 классе на тему "Золотые узоры хохломы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Хохлома. Золотые узоры.

Класс:  5-й

Предмет:  изобразительное искусство.

Дата проведения:  16.10.2016г.

Учитель: Гусейнова З.Р., учитель изобразительного искусства

Цель урока:

  1. дать первые  сведения о хохломе;
  2. развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.
  3. формирование художественной творческой активности учащихся.
  4. развивать эстетическое отношение к действительности;

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ИЗО в 5 классе на тему "Золотые узоры хохломы"»



ПО ИЗО НА ТЕМУ:

«Хохлома.

Золотые узоры».




Выполнила : учитель ИЗО

Гусейнова З.Р.




2016г


План - конспект открытого урока

Тема урока: Хохлома. Золотые узоры.

Класс: 5-й

Предмет: изобразительное искусство.

Дата проведения: 16.10.2016г.

Учитель: Гусейнова З.Р., учитель изобразительного искусства

Цель урока:

  1. дать первые сведения о хохломе;

  2. развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.

  3. формирование художественной творческой активности учащихся.

  4. развивать эстетическое отношение к действительности;

Учебные цели:

Знать:

  • несколько народных промыслов, историю их возникновения и развития (гжель, городец, жостово, хохлома);

  • элементы хохломской росписи.

Уметь:

  • отражать в рисунках единство формы и декора (на доступном уровне);

  • создавать собственные проекты – импровизации в русле образного языка народного искусства (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);

  • овладевать навыком работы в конкретной росписи.


Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок – семинар с решением проблемно – поисковых заданий.

Оборудование урока: наглядные материалы по элементам хохломской росписи, поднос, разделочная доска, поставец и т.д.

Метод: проблемно – поисковый.

Формы работы: групповая работа с материалами о народных промыслах, поиск и информация в энциклопедиях, справочниках, Интернете, обсуждение вопросов в группе, представление найденного материала на уроке.

Ход урока:

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Основное содержание темы урока

  3. Краткие выступления поисковых групп учащихся, их рассказы об известных народных промыслах, которые сохранились в разных уголках России и их истории. Мы узнаем, как создают мастера свои произведения, познакомимся с приемами росписи и научимся создавать нарядные узоры по мотивам разных промыслов.

Слово учителя: на сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из древнейших русских художественных пpомыслов, несущих в себе характерные черты народной куль­туpы. Это хохлома.

Выступление учащейся о хохломе:

Хохлома - один из древнейших русских художественных пpомыслов, несущих в себе характерные черты народной куль­туpы. Хохломской oрнaмент существует не одну сотню лет; развиваясь, он сохраняет свoи традиционные основы. В нем сберегается понимание законов декоративного ритмa и приемoв плоскостной силуэтной трактoвки мoтивов. Можно oтметить и свойственную ему традиционную строгость колорита. Пятьсот замечательных худoжников и мастеров работают сегодня на этом популярном в нaшeй стране пpoмысле. Кoгда мы говoрим: Хохлома, Жостово, Филимоново, Дымко­во,- мы представляeм себе коллективы творчески работающих художников - живописцев, рeзчиков по дереву, граверов, кото­рые сoздaют вещи бoльшой худoжественной ценности Цeнтры народных художественных промыслов по выпуску хохломских изделий находятся в Горьковскoй области: производственнoе художественное объединение «Хoхломская роспись», в гoроде Семенове, и фабрикa художественных изделий «Хохломской художник» в селе Семино. Их изделия экспортируются более чем в 30 стран мира.

Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы, a еще ме­бель детскую. Прежде на ярмарку возами такой товар возили.

Слово учителя: Почему же так охотно покупали хохломские изделия? B чем секрет золотого узора, да и каков он сам?

Выступление учащихся:

Не только разнообразием форм, но и росписью славятся эти изделия.Прежде хохломской промысел был семейным.Мужчины точили из липы заготовки - белые, звонкие; женщины их грун­товали глиной - вапили, потом натирали серебристым порош­ком - лудили.Вот по этой блестящей, как металл, поверхности и делали роспись.

Любимые цвета - красный да черный и совсем немного жел­того и зеленого для мелкой прорисовки -приписок.

A золото-то откуда? B этом и есть секрет хохломского промысла. Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком в ставят в горячую печь. Закалится лак до желтого цвета - и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?

Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки. ягодки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не отс­рвешь!

Теперь внимательно присмотрись к росписи, что и как мас­тера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же ри­сунок. Вот еще один удивительный прием.

По золотому фону вьет­ся затейливый черный узор­ кудрина, бежит, кружится по поверхности посуды свободными завитками. Такой узор сра­зу пером или кистью рисуют - где потоньше, где потолще ли­ния побежит. Сам рисунок еще дополняют мелкой прорисовкой. Потом сверху и снизу за­тейливого узора заполняют фон красным и черным цветами или одним из них.

A сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, поставцы и вазы, бокалы и тарел­ки, панно, детские столы и стульчики!

Слово учителя: Еще раз присмотрись к этому чуду. Говорят, хохломская посуда ни воды, ни жары не бо­ится. Как ты думаешь, почему? Из такой посуды да деревянной ложкой поесть бы горячих щей! Пока ешь, налюбуешься!


4. Выставка репродукций или изделий Хохломы, Жостова, Гжели

4. Учитель организует выставку с целью проведения «Изобразительной викторины». Поэтому репродукции или изделия Хохломы чередуются с изображениями или изделиями тех промыслов, с которыми дети знакомились ранее. Здесь и кухонные расписные доски, поставцы, украшенные городецкими розанами и купавками, блестящие Жостовские подносы, и сияющая синим кобальтом посуда Гжели.

5. Возможные вопросы во время викторины:

  1. Кто покажет на выставке изделия народных художников из Хохломы?

  2. Какие краски любят применять хохломские мастера?

  3. Покажите цветы и листья в украшении изделий не хохломских мастеров.

  4. Как на­зываютсн эти изделия?

  5. Почему хохломские изделия «золотыми »называют?

  6. Почему эта посуда до сих пор живет, а промысел славится по всей России?

  7. Пользуешься ли ты в быту хохломской посудой?

6. Задание

1) Придумай интересную форму предмета и распиши его травным орнаментом с ягодами или цветами.

В начале загрунтуй бумагу желтоватым цветом.

Проведи стебель плавной тонкой линией, а затем, ритмично, по обе стороны от него, расположи ягоды или цветы.

2) Припиши к стеблю «кудреватую» травку, тонкую «осочку». Следи за колоритом рисунка.

Домашнее задание: закончить работу, начатую в классе















СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТОГО УЗОРА ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ХОХЛОМСКОЙ АЗБУКИ






ЭЛЕМЕНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ ТРАВЯНОЙ РОСПИСИ