СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по химии "Физические и химические явления"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии "Физические и химические явления"»

Разработка открытого урока «Физические и химические явления»

Учитель : Власова Е.А.

Предмет: химия

Название работы: разработка урока «Физические и химические явления» и презентация к уроку

Класс: 8

УМК: Химия. 8 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-10-е изд.-М. : Просвещение, 2021.

Тема: Физические и химические явления

Цель урока: формирование познавательных УУД при изучении физических и химических явлений, признаков протекания химических реакций, их практического значения через проблемное обучение и исследовательскую деятельность.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»

Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью, подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний, воспитание чувства сотрудничества и взаимопонимания при работе в группах;

Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером, развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений, развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;

  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • составлять план решения проблемы;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД

  • формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

  • анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;

  • на основании результатов эксперимента формулировать выводы.

Коммуникативные УУД

  • планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • формулировать и аргументировать свое мнение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский.

Технологии обучения: технология проблемного диалога, исследовательская технология

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование к уроку: проектор.

Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.



Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии.

  3. Этап выявления места и причины затруднения.

  4. Открытие новых знаний

  5. Первичное закрепление пройденного материала.

  6. Подведение итогов. Домашнее задание

  7. Рефлексия

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся, обращая внимание на доску, где написан эпиграф :

«Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз».


  1. Актуализация знаний

Учитель:

Какие явления вы изучаете на уроках географии?

На уроках биологии?

На уроках физики?

Вспомните, что является предметом изучения химии?

Что такое вещество?

Что такое свойства веществ?

На какие две группы можно разделить свойства веществ?

Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас можно разделить на физические и химические?

На столе зажженная свеча

Учитель зачитывает стихотворение


Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела

стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»


Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении?

  • плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

  • затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

  • сгорание фитиля(обугливание)

Учитель показывает опыт с образованием осадка:

+ 6 NaOH= 2Fe(OH ↓+ 3

А что происходит в этом опыте? (изменение вещества). К каким явлениям это относится? (химическим).


Давайте посмотрим слайд № 3

Слайды презентации: молния, выпадение росы ковка металла, образование тумана,  таяние льда.

Что мы можем найти общее на этих картинках?

Давайте посмотрим ещё слайд № 4

Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение леса, коррозия машин, сквашивание капусты.

Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений?

Создание проблемной ситуации

химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии?

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

Попробуйте сформулировать тему урока, т.е. что мы сегодня будем с вами изучать? (Физические и химические явления) Слайд № 5

Какова цель нашего урока? (Выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций.) (Слайд №6)

Число и тему урока «Физические и химические явления» запишите в тетрадях .

План урока: (слайд № 7).

ПЛАН УРОКА

  • определить- сущность физических и хим. явлений

  • познакомиться-с  хим. реакциями

  • выявить- признаки хим. реакций

  1. Открытие новых знаний

Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.  Вокруг нас  всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?

Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также  идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ. В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Подумайте и дайте определение понятия явление

Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. Записываем определение в тетрадь

Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Откроем учебники на странице 21, и прочитаем, какие явления мы называем физическими, а какие химическими.

  • Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все параметры или отдельно каждый из них.

  • Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами.

Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (слайды № 15)

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами. Слайд 16

  1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

  2. Не зажигайте спиртовку одну от другой. Гасить её только колпачком.

  3. При нагревании жидкостей не направляйте отверстие пробирки на себя или соседа.

  4. Пробирки закрепляйте надёжно в штативных держателях.

  5. Порошковые вещества брать только ложечкой.

  6. Растворы кислот вливать в воду, но не наоборот.

  7. Не пробовать на вкус никакие жидкости и твердые хим. вещества.

  8. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

  9. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность.

Делим учеников на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием и набор оборудования и реактивов. Полученные результаты заносим в таблицу.

опыта

Название опыта

Наблюдение(что изменилось)

Новые вещества

Результат

1

Растирание кусочка мела.

форма

нет

Физическое явление

2

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.

Образование голубого осадка

образуются

Химическое явление

3

Взаимодействие мела с кислотой.

Появление пузырьков

образуются

Химическое явление

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.

Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2.    Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.

Что наблюдаем? Какое явление?

Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №3. Взаимодействие мела с кислотой

В пробирку с кислотой добавьте мел. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: выделение газа. Произошла химическая реакция.

Проверяем результаты(Слайд №17)

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Признаки химических реакций: (слайд № 18)

  • Изменение окраски;

  • Образование осадка;

  • Появление запаха;

  • Выделение газа;

  • Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Запись в тетрадь учащегося.


Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?

Условия протекания: (слайд № 19)

  • Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).

  • Нагревание до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

  • Действие электрическим током

  • Облучение светом


5.Первичное закрепление пройденного материала.

В качестве проверки усвоения изученного материла выполните тест. После его выполнения обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы

Установите соответствие: (слайд № 20 )

Вариант 1. химические явления: _______

Вариант 2. физические явления: _______

Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.) (слайд № 21 )

Физические явления: 3, 5, 6, 9

Химические явления: 1,2,4,7,8,10

Задание: распределить предложенные явления на две группы - физические и химические, используя знания полученные на уроке, а также факты из жизни.

1. Скисание молока
2. Гниение растительных остатков
3. Замерзание воды
4. Горение древесины
5. Плавление сливочного масла при нагревании
6. Образование тумана
7. Почернение серебряных изделий
8. Фотосинтез
9. Испарение жидкой ртути
10. Подгорание пищи на перегретой сковороде


А теперь вспомните начало урока и ответьте на вопрос- какие явления происходят при горении свечи?

6. Подведение итогов. Домашнее задание

Учитель:

  • Какое значение имеют физические и химические явления?

  • Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

  • Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

  • Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.


 Домашнее задание: Стр.24 № 2- заполнить таблицу. Конспект в тетради.

  1. Рефлексия.

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.


Урок окончен. Спасибо за внимание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!