Проверка ранее изученного материала | Задание №1 На слайде появляются формулы 12 веществ, необходимо выписать формулы в 4 столбика: Оксиды Основания Кислоты Соли Дать названия каждому соединению. 4 человека работают у доски, остальные в тетради. Задание №2 (групповое) класс делится на 3 группы по рядам. Группа 1 – кулинары Группа 2 – фармацевты Группа 3 – агрономы Учащиеся решают задачу на приготовление раствора. | Учащиеся выполняют задания. Учащиеся делятся на 3 группы (по рядам) И выполняют задание №2. Один человек из каждой группы дает правильный ответ, по истечении времени. |
Подготовка к основному этапу | Вспомните, что собой представляет наука химия? Происходят ли какие-нибудь явления при превращении веществ? Все ли явления в природе одинаковы по своей сути? (учитель просит поднять обе руки, если учащиеся считают, что сходны, и встать, если – нет.) | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свои ответы. |
Основной этап. Изучение нового материала. | Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в разных агрегатных состояниях при обычных условиях. Но остаются ли вещества неизменными при изменении условий? Что, например, происходит с водой, вынесенной на мороз, или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом? Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз, замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины. Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но, пройдет время, и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменных веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их необходимо восстанавливать. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие – то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря. Различные изменения, происходящие с веществами - явления. Их делят на 2 группы – физические и химические. И сегодня на уроке мы рассмотрим - какими бывают явления и в чем их различие.
Запишите тему урока «Физические и химические явления» | Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Приводят примеры из жизни. Записывают тему урока. |
Вместе с учащимися записывает схему на доске:
Явления
Физические Химические Далее демонстрируются изображения с различными явлениями. После чего учащиеся самостоятельно определяют различие между физическими и химическими явлениями. Записывают выводы в схему.
Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими. | Учащиеся записывают определение явления и схему: Явления
Физические Химические Учащиеся определяют, к какой группе явлений будет относиться каждое из изображений. Записывают определение физ. и хим. явлений, дополняя схему в тетради. |
| Демонстрируются слайды презентации с различными явлениями и опыты. Слайды: • образование на деревьях инея; • скисание молока; • ржавление гвоздя; • таяние льда; • горение бенгальских огней; • гниение растений; • приготовление сахарного сиропа; • приготовление сахарной пудры из сахара; • горение свечи; • кипение воды Опыты: СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu NaHCO3 + CH3COOH = CH3COONa + H2O + CO2 СuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 NaOH + ф-ф + HCl = H2O + NaCl NH3 + HCl = NH4Cl | Учащиеся делят явления на 2 группы: - физические - химические При этом, если явление физическое, то учащиеся встают, а если химическое – хлопают в ладоши. |
Рефлексия | Молодцы! Хорошо поработали, ребята! А теперь давайте сделаем вывод о явлениях, с которыми каждый из нас встречается. По каким признакам мы можем различить физические явления и химические? Далее демонстрируется опыт.
РАСТВОРЕНИЕ ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ В ВОДЕ
На слайде появляются примеры явлений, необходимо соотнести. Самоконтроль. | Учащиеся отвечают на вопросы (при химических происходит): -выделение газа -выпадение осадка -изменение/исчезновение цвета Учащиеся делают вывод – не всегда появление цвета свидетельствует о химическом явлении. Выполняют задание, проверяют. |
одведение итогов | Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез) Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов. Если химические реакции приносят пользу, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций? | Соприкосновение реагирующих веществ, нагревание, катализатор. |